Файл: Отчет о прохождении учебной практики (по получению первичных профессиональных умений и навыков) Эренценовой Алтын Убушаевны.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Б.Б. ГОРОДОВИКОВА»
Факультет педагогического образования
Кафедра психологии и педагогики высшей школы
ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
(по получению первичных профессиональных умений и навыков)
Эренценовой Алтын Убушаевны
Курс 1. Семестр 2.
Направление подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
Место прохождения практики: МКОУ «Зензелинская СОШ »
Руководитель практики от Руководитель практики от
университета предприятия
преподователь, зам.декана директор:
Уварова Г.Н. Мордасова О.Г
Дата начала практики: «2» марта 2023 г.
Дата окончания практики: «21» марта 2023 г.
Элиста, 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
Профессиограмма психолога – педагога 11
Интервью 11
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В ДАННОМ УЧРЕЖДЕНИИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
ПРИЛОЖЕНИЯ 18
ВВЕДЕНИЕ
Прохождение практики в школе является одним из важнейших этапов в подготовке педагога – психолога. Данный вид практики позволят включиться в различные виды профессиональной деятельности педагога – психолога. Это возможность познакомиться непосредственно спецификой данной профессии, изучить ее положительные и отрицательные стороны.
Так же в процессе прохождения практики можно поработать непосредственно с детьми, постараться найти с ними общий язык. При поддержке и под руководством педагога – психолога школы попробовать провести занятия с детьми младшего школьного возраста, принять участи в разработке учебно – воспитательного мероприятия. Изучить методы работы с детьми и посмотреть эффективность этих методов на практике при работе с детьми младшего школьного возраста.
Цель учебной практики ознакомление обучающихся с современным образовательным процессом, а также с характеристиками психолого-педагогической деятельности в учреждениях, углублении теоретической подготовки обучающихся, рефлексии профессионально-личностных качеств, стиля поведения, профессиональной этики.
Прохождение практики направлено на решение следующих задач:
- знакомство с работой и усвоение опыта психологов, работающих в учреждениях образования различного типа;
- изучение специфики основных направлений работы психолога образования;
- знакомство с требованиями, предъявляемыми к психологу, рассмотрение качеств, которыми должен обладать психолог;
- изучение основной документации психолога в образовательном учреждении;
- знакомство с основными требованиями к оформлению помещения для психологической работы, графиком работы психолога;
- укрепление и развитие интереса к будущей профессии.
Место прохождения практики:
МКОУ «Зензелинская СОШ» с 02.03.2023 г. по 21.03.2023 г.
Школа находится по адресу:
с. зензели, ул. мира, 36
Имеется библиотека, спортивный зал, спортивная площадка на территории школы, стадион для занятий и оборудованная мастерская для уроков технологии, кабинет точки роста.
Директор школы – Мордасова Оксана Геннадьевна
Психолог – педагог – Днишева Татьяна Васильевна
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Я, Эренценова Алтын Убушаевна, студентка группы ППО-1 специальности психолого –педагогического образования по специализации: педагоги – психолог.
В период с 2 марта по 21 марта 2023 года проходил ознакомительную практику на базе МКОУ «Зензелинская СОШ».
В функции школьного психолога входит: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика.
Прохождение ознакомительной практики осуществлялось в соответствии с индивидуальным заданием.
В первый день практики я ознакомилась с этапами и сроками прохождения практики. Прошла инструктаж по техники безопасности в период прохождения практики. Ознакомилась с целями и задачами предстоящей практики, с требованиями, которые предъявляются к подготовке отчетных документов. Ознакомилась и изучила задания на практику и указаниями по его выполнению.
В течении первой недели я наблюдала за тьюторством педагога – психолога. В Зензелинской школе обучаются дети с ОВЗ и педагог – психолог занимается индивидуальным сопровождением учащихся и построением их образовательной траектории. А также педагог – психолог помогает им преодолеть трудности на пути развития личности. Также в течении первой недели практики, я ознакомилась с нормативными документами педагога – психолога.
- Конвенция о правах ребенка
- Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения.
- Семейный кодекс
- Трудовой кодекс
Также в течении первой недели прохождения ознакомительной практики изучил должностные инструкции учителя и педагога – психолога. В течении первой недели были получены задания от психолога составления плаката и буклета. (Приложение 1)
На второй неделе прохождения ознакомительной практики получила задание, найти и подготовить беседу с элементами тренинга на тему: «Без истинной дружбы жизнь – ничто». Данный тренинг был направлен на сплочение класса. Работа была проведена с шестыми классами «а» и «б». Проблема была в 6 «б» классе, класс оказался не дружным, учащимся тяжело находить общий язык друг с другом, в классе появились новенькие, которые ни как не могут влиться в коллектив класса. С учащимися 6 «б» класса была проведена беседа о важности дружбы, а после мы провели тренинг, провели игры, где ребята пытались наладить контакт друг с другом. Старались слушать друг друга и помогать. В начале тренинга ребятам было сложно и они расстраивались. Игры были направлены не только на сплочение, но и на знакомство( тк в класс пришли новенькие), выявления лидерских качеств и тд. А с 6 «А» мы провели этот же тренинг для того чтобы понять в чем проблема и от чего зависит атмосфера класса. Работа детей в 6 «а» классе, совсем иная, дети умеют взаимодействовать друг с другом и быстро справлялись с играми. Могу сделать вывод о проделанной работе таким, я считаю, что атмосфера в классе во многом зависит от классного руководителя. В 6 «Б» классе поменялся классный руководитель в этом году, на места их классного руководителя пришел молодой специалист и возможно, что из-за отсутствия опыта возникают такие проблемы. Учащиеся чаще всего не слушают своего учителя, а учитель в свою очередь очень редко проводит внеклассные мероприятия, классные часы. Возьмем 6 « а» атмосвера класса гораздо лучше, нежели в параллельном классе. Я считаю, что большая заслуга их классного руководителя, наблюдая на протяжении двух недель за этими классами я сделала такой вывод.
Так же рассмотрела предложенную педагогом психологом мониторинговую таблицу личностных УУД. Оценивание происходит по следующим критериям:
-
Самооценка. Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки); -
Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учебе); -
Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность).
Для оценивания установлены критерии:
-
0 – 2 низкий уровень; -
3 – 4 средний уровень (базовый); -
5 – 6 высокий уровень (повышенный).
Оценивание происходит на начало и конец года. После чего выводится итоговый средний балл и уже по нему и покритериям представленным выше, оценивается личностные УУД учащихся.
Для определения личностных УУД для каждого класса используются определенные методики.
В 1 классе:
-
«Беседа о школе» (модифицированная методика Т. А. Нежновой, А. Л. Венгера, Д. Б. Эльконина); -
Цвето – рисуночный тест А. О. Прохорова и Г. Г. Геннинг; -
Опросник Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации»; -
Анкета Л. М. Ковалевой «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе»; -
Задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи; -
Тест «Лесенка»
Во 2 классе:
-
Цвето – рисуночный тест А. О. Прохорова и Г. Г. Геннинг; -
Опросник Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации»; -
Задание на учет мотивов героев в решении моральной диллемы (модифицированная задача Ж. Пиаже); -
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха; -
Тест «Лесенка».
В 3 классе:
-
Цвето – рисуночный тест А. О. Прохорова и Г. Г. Геннинг; -
Опросник Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации»; -
Анкета Т. И. Юферевой «Три оценки» (методика А. И. Липкиной); -
Задание а выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже); -
Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С. Л. Кабельницкая).
В 4 классе:
-
Методика «КТО Я?» (медификация Куна); -
Цвето – рисуночный тест А. О. Прохорова и Г. Г. Геннинг; -
Рефлексивная самооценка учебной деятельности; -
Анкета «Оцени поступок» дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации Е. А. Корчагиной и А. О. Карабановой); -
Опросник Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации»;
Тест «Лесенка».
Также провела работу с педагогом – психологом, взяла интервью, ознакомилась с работой педагога- психолога.
В последние дни практики составила примерный план отчета по практике, произвела коррекцию дневника по практике.
На основе индивидуального задания, дневника по практике и плана отчета по прохождению ознакомительной практики оформил отчет по прохождению ознакомительной практики в МКОУ «Зензелинская СОШ» с 2 марта 2023 года по 21 марта 2023 года.
Каждый день на протяжении всей ознакомительной практики я заполнял дневник по практике, в котором отражается краткое содержание того, что я делал в течении каждого дня.
Характеристика рабочего места
школьного педагога-психолога
Успешность и результативность деятельности педагога-психолога образовательного учреждения (ОУ) по сопровождению участников образовательного процесса во многом определяется условиями его работы.
-
Кабинет психолога создан на базе обычного класса, находится на первом этаже № 5, место расположения – в стороне от помещений административного, хозяйственного и бытового назначения, спортивных и актовых залов.
Кабинет разделен на зоны:
1.Учебная зона – парты для занимающихся, стулья и доска
2.Рабочая зона – стол, стул, компьютер и шкафы
3.Зона релакса – диван, цветы.
Мебель расставлена функционально, красиво и просторно. Зоны кабинета разделены по всем правилам, очень хорошо сделана зона релакса.
Психологическое оборудование
-
музыкальный центр; -
компакт-диски, аудиокассеты со специальной музыкой и др.; -
ПК, копировальная техника; -
коррекционно-развивающие комплексы; -
информационный стенд.
Психологический инструментарий
-
неспецифический инструментарий – цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски, ножницы, клей, картон, пластилин, ластики, альбомные листы различного формата, скрепки, кнопки, писчая бумага, бумага для оргтехники, папки различного вида, дискеты, атрибуты (игрушки и предметы) для игр, конструкторы;
В кабинете находится литература по направлениям:
Ø Общая психология
Ø Психологические процессы
Ø Методология
Ø Диагностика
Ø Коррекция
Ø Педагогическая психология
Ø Основы медицинской психологии
Ø Основы конфликтологии
Ø Возрастная психология
Ø Методическое обеспечение (учебники)
Время работы: с 9.00 до 18.00 с понедельника по пятницу
Профессиограмма психолога – педагога
Содержание труда:
Изучает различные виды психической деятельности людей и применяет свои знания на практике — в учебном заведении, на предприятиях, в специальных психологических службах с целью оказания помощи по адаптации человека в окружающих его условиях, разрешению личностных проблем, улучшению морально-психологического климата в коллективах.