Файл: Курсовая работа по (наименование дисциплины).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В горнодобывающей промышленности и разработке карьеров индекс физического объема составил 104,2% или 206,4 млрд тенге за счет роста добычи угля — на 1%, железных руд — на 3,7%, прочих полезных ископаемых — на 50,2%.

В обрабатывающей промышленности объем производства составил 1 250 млрд тенге, индекс физического объема — 103,9%.

Отмечен рост в цветной металлургии на 8,9%, черной металлургии — на 0,3%, в фармацевтике — в 3,4 раза, производстве резиновых и пластмассовых изделий — на 5,4%, продуктов питания — на 18,5%, химической промышленности — на 24,9%.

Рост объемов валовой продукции сельского хозяйства составил 3,1% к январю-июлю 2019 года или 127,4 млрд тенге за счет роста животноводства на 3,5%.

В жилищном строительстве по итогам года прогнозируется рост на 40%. По итогам 7 месяцев объем строительных работ составил 187,1 млрд тенге. Введено 237,3 тыс. кв. м жилья.

Объем инвестиций в основной капитал сложился на уровне 373,2 млрд тенге.

Поступления налогов и других обязательных платежей в госбюджет составили 191,4 млрд тенге, в том числе в республиканский — 76,7 млрд тенге, местный — 114,7 млрд тенге.

Количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства составило 88 541 единиц или 100,9% к январю-июлю 2021 г.


1.5 Ознакомление с деятельностью отдельных рынков и субъектов экономики (поведение потребителей)

Рынок и его особенности

Термин «рынок» – неоднозначный. Под ним понимают и место торговли (поехал на центральный рынок) и отдельные рынки (рынок недвижимости динамичен) и человеческая деятельность (рынок труда) и т.д. В данном же случае под рынком надо понимать особую форму взаимоотношений между отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйственными субъектами, которые сформировались в ходе исторического развития.

Рыночной экономике присущи следующие черты:

    • частная собственность,

    • свободное предпринимательство,

    • ценообразование, основанное на механизме спроса и предложения,

    • конкуренция,

    • ограниченная роль государства

Выделяют структуру и инфраструктуру рынка.

Инфраструктура рынка – это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.

Инфраструктура рынка включает в себя такие элементы как:

    • биржи (товарные, фондовые, валютные);

    • аукционы, ярмарки;

    • предприятия оптовой и розничной торговли;

    • банки, страховые компании, фонды, фондовые биржи;

    • биржи труда;

    • информационные центры;

    • юридические конторы;

    • рекламные агентства;

    • аудиторские и консалтинговые фирмы и др.


Все эти элементы очень тесно связаны друг с другом. Если они находятся в равновесии, то вся экономика также находится в равновесии. И наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов (например, банковской сферы) негативно отражается на всей рыночной экономике в целом.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:

  1. по объектам рыночных отношений: рынок потребительских товаров и услуг, рынок промышленных товаров, рынок сырья, рынок ценных бумаг, рынок валюты и т.д.;

  2. по субъектам рынка: рынок покупателей, рынок продавцов;

  3. по географическому положению: местный, национальный, мировой;

  4. по степени ограничения конкуренции: рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополия, монополия;

  5. по отраслям: автомобильный, нефтяной и т.д.;

  6. по характеру продаж: оптовый, розничный;

  7. по соответствию действующему законодательству: легальный, нелегальный, «черный» рынок.

Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядом преимуществ, присущих только ему:

    • эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов;

    • возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках);

    • гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия;

    • оптимальное использование достижений НТР (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии);

    • регулирование и координация деятельности людей без принуждения, т.е. свобода выбора и действий экономических субъектов;

    • способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

Вместе с тем рынок имеет и существенные недостатки:

    • не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

    • не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты);

    • не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона);

    • не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных;

    • не обеспечивает фундаментальные исследования в науке;

    • не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы и спады, инфляция, безработица и т.д.).


Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.

Субъекты рыночных отношений

В экономической теории выделяют три основных субъекта рыночных отношений – домохозяйства, фирмы и государство.

Домохозяйство – это экономическая единица, объединяющая лиц, живущих под одной крышей, которые принимают или вынуждены принимать общие финансовые решения. Домохозяйства, как правило, относят к сектору потребителей и наделяют их следующими чертами:

1) каждое домохозяйство принимает единое решение, как будто оно состоит из одного человека (экономистов не интересуют принципы выработки подобных решений);

2) домохозяйства – полновластные собственники экономических ресурсов и самостоятельно принимают решения об их продаже производителям;

3) любое домохозяйство, принимая решения, стремится получить максимальное удовлетворение своих потребностей, максимальную полезность, исходя из поставленных целей и имеющихся ограничений для их достижения.

Фирма – экономическая единица, нанимающая факторы производства для производства товаров и услуг, которые она затем продает домохозяйствам, другим фирмам или государству. Фирмы относятся к сектору производителей и обладают следующими свойствами:

1) каждая фирма принимает единое, решение, как если бы она состояла из одного человека;

2) фирмы – полновластные пользователи средств производства;

3) принимая решения, фирма стремится максимизировать свою прибыль.

Государство понимается в широком смысле слова, как совокупность всех правительственных учреждений, имеющих юридическую и политическую власть для контроля над хозяйственными субъектами и рынком. Государство стремится максимизировать общественную полезность.

Модель кругооборота доходов

Наиболее общее представление о взаимосвязи экономических субъектов рынка может дать так называемая модель кругооборота доходов в упрощенном виде (чистая рыночная экономика, рис.5.1.) и в полном виде (рыночная экономика с учетом государства, рис.5.2.).


Рисунок 5.1. – Упрощенная модель кругооборота доходов
Предприятия через рынок факторов производства покупают у домохозяйств необходимые им ресурсы (5 и 6), производят необходимые товары и услуги (7 и 8) и продают их через рынок продуктов домохозяйствам. В результате издержки фирм (1) превращаются в потребительские доходы (2), а те в свою очередь поступают на рынок продуктов, а затем на счета фирм в качестве доходов (4). Экономические отношения, возникающие между экономическими субъектами, изображенными на этом рисунке и составляют предмет раздела экономической науки «Микроэкономика»


Рисунок 5.2. – Полная модель кругооборота доходов
В более полной модели кругооборота мы добавляем государство, как равноценного субъекта рыночных отношений. Государственные расходы (9 и 14), налоги (12 и 15) и трансфертные платежи (11 и 16), а также опосредованные этим потоки ресурсов и продуктов в государственный сектор оказывают влияние на распределение доходов, ресурсов и, как следствие, на уровень деловой активности фирм и домохозяйств. И этот уровень анализа составляет предмет раздела «Макроэкономика», который мы будем изучать на 2-ом курсе обучения.

Поведение потребителей

Потребители резко отличаются друг от друга возрастом, привычками уровнем культуры и образования. Деятели рынка с целью удовлетворения потребностей каждой группы потребителей проводят группировку рынка, изучают, прогнозируют, оценивают и удовлетворяют их нужды посредством предоставления товара или услуги. Фирма, по-настоящему разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные тексты, аргументы и т.п., будет иметь огромное преимущество перед конкурентами.

Отправной точкой всех этих усилий является простая модель покупательского поведения на рисунке 5.3.

Рис. 5.3 – Модель покупательского поведения
Ряд компаний подробно изучают процесс принятия решения о покупке их товара и услуг, чтобы ответить на вопросы: что? где? как? сколько? И почему потребители покупают?

На пути к принятию решения о покупке и ее совершению покупатель преодолевает следующие этапы.

Рис. 5.4 - Процесс принятия решения о покупке конечным потребителем
Осознание проблемы.

Процесс покупки начинается с того, что покупатель осознает проблему или нужду. Проблема или нужда может быть вызвана внутренними раздражителями. Раздражители могут быть и внешними: рекламный ролик об отдыхе на море, выставленный в витрине товар могут привести к осознанию проблемы. Деятель рынка на этом этапе должен стараться выявить обстоятельства, причины, которые обычно подталкивают человека к осознанию проблемы.

Поиск информации.

Потребитель, испытывающий нужду, может заняться поисками информации. Источниками информации могут быть: 1) личные источники (семья, друзья и т.д.); 2) коммерческие источники (реклама, продавцы, выставки и т.д.); 3) общедоступные источники (средства массовой информации); 4) источники эмпирического опыта (осязание, изучение, использование товара).


На этапе «оценки вариантов» анализируются различные варианты товаров с целью их покупки. Следует отметить, что каждый товар рассматривается как группировку свойств, необходимых для удовлетворения потребности потребителя.

Например:

  • фотоаппараты: резкость наводки, диапазон выдержки, габариты и цена;

  • гостиницы; месторасположение, чистота, стоимость проживания;

  • автомобильные шины: безопасность, долговечность, цена.

Особенности покупательского поведения организации-потребителей

Рынок организации – потребителей (деловой рынок) – совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, используемые при производстве других товаров или поставляемых другим потребителям. Организации закупают товары и услуги, преследуя конкретные цели: получение прибили, сокращение издержек, выполнение общественных или юридических обязательств. По сравнению с потребительским рынком, деловой рынок имеет ряд особенностей:

  • потребность на продукцию промышленного назначения является производными от спроса конечных потребителей;

  • организации-потребители малочисленны и географически сконцентрированы, чем конечные потребители;

  • организации – потребители могут требовать особого обслуживания и др.

К основным факторам, влияющих на поведение покупателей делового рынка относятся:

  • факторы макросреды (окружающей обстановки);

  • факторы особенностей организаций; факторы межличностных отношений; факторы индивидуальных особенностей личности.



Рис. 5.5 – Основные факторы, влияющие на поведение покупателя

1.6 Ознакомление с деятельностью финансовых организаций по направлениям: деньги, кредит, банки

Роль денег является ведущей в экономике, вне зависимости от признания или непризнания этого факта отдельными экспертами. Посредством денег, денежного обращения, кредитных операций проявляют свое действие многие экономические законы развития государств, действующие независимо от воли людей, т. е. объективно. Все это позволяет сделать вывод: знание законов денежного обращения помогает не только анализировать современное состояние экономики, но и открывает дорогу к пониманию ожидающих нас перспектив, последствий тех или иных экономических решений, которые принимаются сегодня. В то же время анализ сущности кредита невозможен без изучения банков, роль которых в любой рыночной экономике весьма важна. Именно поэтому вопросам функционирования банков, построения банковских систем в учебнике уделено большое внимание.