Файл: Занимательные задачи в процессе обучения математике 1 Занимательность при обучении математике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.
Убрать 2 палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата.
Задачки-шутки.
Это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые я использую в совместной деятельности. Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Результат решения задач-шуток зависит от жизненного опыта детей, развития представления об окружающем мире, предметах и явлениях. Задача-шутка способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи.
Практическая деятельность.
-
Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6) -
На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (переложить крайнюю.) -
Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (положить на угол стола) -
Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой по 4 яблока. Сколько всего яблок? (на березах яблоки не растут). -
На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4) -
Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто выше всех? (Таня) -
Ленту разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (два) -
За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два)
Головоломки.
Основными составляющими оптимального учебного процесса являются формирование у дошкольников определенных учебных навыков и выработка методов передачи их конкретной информации. Все это обеспечивается базисными интеллектуальными способностями: вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображением, речью. Я стараюсь развивать у детей эти способности в игровой, увлекательной для них форме. Игры-головоломки развивают наглядно-образное и логическое мышление, сообразительность, смекалку, интерес, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность.
Признаюсь честно, кого-то из детей эти игры сразу не заинтересовали, других привлекли самые простые, у некоторых что-то не получалось. Не стоит огорчаться из-за этого. Процесс развития ребенка, его интеллектуальных способностей идет неравномерно. Сотрудничество со взрослым, его помощь разбудят дремлющие силы, интерес и вкус к решению интеллектуальных задач.
Практическая деятельность.
-
«Найди две части одного круга». -
«Развертка» – прямоугольный лист сложен втрое гармошкой таким образом, что образуется один квадрат, состоящий из трех слоев. В этом квадрате делается определенный вырез, как в рисунке-образце. Если лист развернуть, то уже на всем листе будут видны вырезы, образующие определенный узор. Только один из 5 вариантов верный. Какой?
Детям старшего дошкольного возраста могу предложить уже игры на составление фигур-силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов. Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определенным правилам какой-либо геометрической фигуры: квадрата – в играх «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра»; прямоугольника – в играх «Пентамино», «Сфинкс»; овала – в игре «Колумбово яйцо»; круга – в играх «Волшебный круг», «Вьетнамская игра» и т.д.
Практическая деятельность.
Эти игры предназначены для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления. Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление дошкольников, создают условия для развития логических компонентов мышления.
-
«Танграм» -
«Вьетнамская игра» -
«Волшебный круг» -
«Листик» -
«Пентамино» -
«Колумбово яйцо» -
«Сфинкс»
Для развития мыслительной деятельности детям предлагаю планировать ход поисковых действий: «Расскажи, как будешь составлять фигуру». Дети должны рассуждать, доказывать, опровергать.
В дальнейшем предлагаю детям составить изображения по собственному замыслу. Создание силуэта на основе воображения представляет проблемную задачу для решающего. При этом требуется отыскать путь решения задачи, отбросив ложные подходы, не ведущие к решению. Такому поиску предшествует возникновение предположения, идеи, плана. В играх на создание силуэтов возникают условия для тренировки способности самостоятельно, творчески решать интересные несложные задачи.
Дидактические игры с цветными крышками.
Дидактические игры с крышками – уникальный по своим дидактическим возможностям материал. «Почему именно крышки?» – спросите вы.
-
Крышки легко брать руками, они не ломаются, поэтому их можно использовать долгое время. -
Крышки от пищевых продуктов, значит, допущены санитарными нормами. -
Играть крышками можно как за столом, так и на ковре.
Я использовала дидактические игры с цветными крышками на занятиях по развитию элементарных математических представлений, в конструировании, в совместной, индивидуальной деятельности.
С маленькими детьми уместно начать изучать цвет, нанизывать и приставлять крышечки, что полезно для развития тонкой моторики. Научившись различать цвета и размеры, дети могут перейти к «конструированию» несложных рисунков и орнаментов.
Игры с цветными крышками помогут детям развить память и логическое мышление, научат их рассуждать и анализировать.
Практическая деятельность.
-
«Подбери цвета» - знакомить детей с пятью цветами путем подбора по образцу, обогащать активный словарь за счет названий цветов.
-
«Украсим салфетку» - закреплять умение детей подбирать фигуры, ориентируясь на цвет.
-
«Заполни клеточки» - продолжать учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Формировать навык самоконтроля и самооценки(учить логически объяснять свои действия).
-
«Расставь фигуры» - продолжать учить детей решать логические задачи на основе словесной инструкции:
-
Расставь кружки так, чтобы белый был между желтым и красным, а желтый был рядом с зеленым. -
Расставь кружки так, чтобы красный был между синим и зеленым, а зеленый был рядом с желтым.
Математика в огороде.
Так сложилось, что летом тысячи семей в России проводят свой отпуск на дачном участке, выращивая овощи на зиму, отдыхая и воспитывая детей «между грядками». Вся наша дачная жизнь может стать великолепным увлекательным и разнообразным занятием по математике для дошкольника, потому что в огороде все время можно что-нибудь пересчитывать, делить и т.п. Можно спросить ребенка:
- Какая грядка получилась шире (уже): с капустой или редиской?
– Что ближе к колодцу: баня или калитка?
– Что раньше взошло: редиска или салат?
– Сколько красных помидоров на кустике?
Миллион интереснейших вопросов можно найти и обсудить с ребенком, работая на дачном участке. Если полностью исключить взрослую занудливость, поучения, принуждения, а настроиться на юмор, приятное общение, то за дачный сезон можно очень заметно развить у дошкольника математические представления.
О родительских заблуждениях в области дошкольной математики.
-
Самое опасное заблуждение. Взрослым все в дошкольной математике кажется элементарным, даже примитивным. Поэтому они форсируют счетные навыки, злятся, если ребенок не сразу понимает закономерность. Одним словом, ведут себя так, будто бы сами в свое время были математическими гениями. А для ребенка, даже самого талантливого, овладение начальными математическими представлениями – нелегкий интеллектуальный труд, который взрослые могут сделать интересным и радостным, а могут превратить в унылое и постылое занятие. -
Самое распространенное заблуждение. Очень многие родители думают, что если ребенок до школы считает до100, складывает и вычитает в пределах десятка, то дошкольник математически прекрасно обучен и развит. В чем ошибочность такого вывода? Математическое мышление – это не просто умение считать до ста! Если ребенок не способен рассуждать, доказывать правильность своих действий, теряется при непривычной форме вопроса, то математическое мышление развито у него слабо.
Взрослым всегда надо помнить, что занятия математикой обязательно должны развивать в ребенке смекалку, сообразительность, догадливость, быстроту реакции, то есть развивать интеллект дошкольника.
Игры с цифрами.
-
«Помоги кукле» - кукла говорить не может, она показывает карточку с числом, сколько овощей ей надо, ребенок выкладывает на тарелочку нужное количество овощей или фруктов. -
«Овощной магазин» - у ребенка – чек (карточка с цифрой). В магазине надо купить такое количество овощей и фруктов, чтобы это равнялось цифре на карточке.
Практическая деятельность
-
«Игры с фасолью»
-
Мама ставит 7-8 тарелочек. У каждой тарелочки – карточку с какой-нибудь цифрой. Надо разложить фасоль по тарелочкам в соответствии с цифрой. -
У тарелочек с фасолью лежат цифры, надо найти, где мама ошиблась.
Часть и целое.
Для того, чтобы ребенок понял, что такое часть и что такое целое, нужно наглядно показать ему деление яблока, арбуза, огурца, листа бумаги, грядки, веревочки и др. Благодаря практическому опыту, дошкольники способны понять не только то, что часть меньше целого, а целое больше части, не только научиться получать целое, складывая две половинки, а четверть – из двух восьмушек, но и осознать такую непростую закономерность: чем на большее количество частей разделить предмет, тем меньшей по количеству получится каждая часть.
Практическая деятельность.
- Арбуз весит 6 кг, сколько весит его половина? Сколько весит его треть?
- Длина веревки 8 м, от нее отрезали 4 м. Какую часть отрезали?
- На столе 4 огурца. Один из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько огурцов на столе?
- Повар насыпал горох поровну в 2 стакана. Затем из одного стакана он пересыпал горох в кастрюлю. Где гороха больше: во втором стакане или в кастрюле?
- Помидор и огурец весят больше, чем этот же помидор и перец. Что тяжелее: огурец или перец?
Величина.
Что можно сопоставлять по величине в условиях сада – огорода?
Длинный – короткий.
- Какая морковь (огурец, дыня) длиннее или короче?
- Чьи садовые калоши короче: мамы или дедушки?
- У какой моркови хвостик короче?
Глубокий – мелкий.
Одно удовольствие примерить после дождя все лужи и найти самую глубокую. Вместе с бабушкой на кухне сравнить тарелки, сковородки, кастрюли, отобрать самые глубокие.
Высокий – низкий.
- Сравнивать: скамейки, столы, стулья, кровать – любую садовую мебель по высоте.
- Найти самый высокий стебелек среди травинок, определить, какой кустик выше: укропа или томата.
- Сравнить по высоте дом и баню, заборы.
Толстый – тонкий.
- Сравнить стволы деревьев.
- Наблюдать, как нарезают хлеб, сыр, колбасу бабушка и папа, кто режет куски тоньше?
Узкий – широкий.
Сравнивать: лавочки, столы, двери и окна в доме, шторы, пояса, ленты.
2.3 Программа кружка «Занимательная математика».
I. Пояснительная записка
Программа «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению социально – педагогическое развитие обучающихся.