Файл: Занимательные задачи в процессе обучения математике 1 Занимательность при обучении математике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столькоматематическим содержанием, сколько новизной и необычностью мате­матической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формирова­нию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

Актуальность программы определена тем, что обучающиеся должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Новизна программы.

Творческие работы, практическая деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах

Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геомет­рической зоркости, умения анализировать,догадываться, рассуждать, до­казывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности обучающихся и поэтому предусматривает организа­цию подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные матема­тические игры, последовательная смена одним обучающимся «центров» дея­тельности
1 в течение одного занятия, что приводит к передвижению обучающихся по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время за­нятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, ра­боту в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые ма­тематические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
Образовательные:

- научить анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать учебную задачу творчески;

- формировать интеллектуальные умения.

Развивающие:

  • развитие наблюдательности, геометрической зоркости, развитие внимательности, любознательности.

Воспитывающие:

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • воспитание культуры учебного труда.


Ценностными ориентирами содержания программы являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приёмов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить

и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и простран­ственного воображения;

  • привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

Личностными результатами изучения данной программы являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практиче­ской деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестан­дартности мышления.




Срок реализации программы 1 год. Возраст детей – 7-11 лет.

Программа рассчитана на 72 ч в год с проведением занятий 2 раза в неделю по 1 часу. Тематика задач и заданий отражает реальные познава­тельные интересы обучающихся, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать про­стор воображению.
Формы и методы занятий
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.

Формы и методы занятий с обучающимися очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии , сказки на математические темы, конкурсы газет.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами программы «Занимательная математика» являются:

  • осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражаю­щееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценно­стей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни;


Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, на­правленную на познание окружающей действительности и внут­реннего мира человека;

  • способность осуществлять информационный поиск для вы­полнения учебных задач;

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

  • умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальней­шего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего ми­ра, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, исто­рии общества;

  • умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.


5.Формы и виды контроля.

- Познавательно-игровой математический утренник «Царица наук».

-Игровой математический практикум «Знакомство с Весёлой Точкой,» «Гость Волшебной поляны»

- Турнир по геометрии.

-Блиц - турнир по решению задач.

-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».

-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»

Учебно – тематический план.

Вводное занятие (1Ч)

- Входная диагностика.

- Техника безопасности

Геометрический калейдоскоп. (20 часов)

Теоретические занятия: ( 3ч)

Урок – игра. « Путешествие по стране Геометрия»

Плоские и объёмные фигуры. Беседа.

Геометрические узоры.

Практические занятия.

Геометрические узоры. Снежинка.

Геометрические узоры. Симметрия.

Закономерности в узорах.

Знакомство с Весёлой Точкой. Игра- путешествие.

Волшебные гвоздики.Составление узоров.

Рисунки с помощью треугольника.

Измеряем на глаз.

Луч. Солнечный и несолнечные лучи.

Математическая викторина « Гость Волшебной поляны»

Разрезание и составление фигур.

Весёлые игрушки

Экскурсия в кабинет математики. Весёлые игрушки.

Круг. Циркуль помощник.

Построение фигуры по заданным точкам.

Игра « найди геометрические фигуры»

Экскурсия в кабинет физики.

Геометрический КВН.

Секреты задач. ( 21 ч)

Теоретические занятия.(2ч)

Что дала математика людям? Зачем её изучать.

Иероглифические системы древних египтян.

Практические занятия.

Старинные системы записи чисел. Упражнения .Игры.

Задачи в стихах и загадках.

Задачи , допускающие несколько способов решения.

Задачи, имеющие несколько решений.

Обратные задачи и задания.

Математические игры « Найди числа», « Найди цифру».

Пифагор и его школа. Упражнения. Римские цифры. Как читать римские цифры.

Игра « Цифры в буквах»

Решение олимпиадных задач.

Время. Часы. Игры.

Задачи с многовариантным решением.

Нестандартные задачи

Моделирование задач.

Задачи, решаемые способом перебора.

Открытие нуля. Задачи на смекалку.

Игра « Смекай, решай, отгадывай»

Магические квадраты.

Математические фокусы. ( 12ч)

Теоретическое занятие.( 1ч)

Знакомство с занимательной литературой.

Практические занятия.


Числовые головоломки.

Решение ребусов и логических задач.

Составление ребусов , содержащих числа.

Конкурс знатоков. Математические горки.

Шаг в будущее. « Волшебные палочки» . « Лучшие лодочники» Игры.

Отгадывание задуманных чисел.

Денежные знаки. Загадки - смекалки.

Хитрый счёт

Шестиклеточный логикон.

Урок – игра « Что скрывает сорока?»

Заполнение числового кроссворда.

Спичечный конструктор ( 9ч)

Теоретическое занятие (1ч)

« Путешествие спички» Урок – рассуждение.

Практические занятия.

Моделирование из проволоки.

Моделирование треугольников, углов.

Работа на компьютере. Электронные игры.

Работа с конструктором « Спичечный конструктор»

Конструктор « Лего»

Сложи квадрат. Китайская головоломка.

Составление и зарисовка фигур.

Перекладывание спичек.

Игрушки из спичек.

Игры с секретом. ( 8 ч)

Теоретическое занятие ( 1ч)

Числовые дорожки

Практические занятия.

Стоклеточный кроссворд.

Таблица « Сотни», « Ход конём»

«Крестики – нолики» Игра.

« Морской бой» Игра.

Цифровые рисунки.

Выпуск стенгазеты.

Игра – путешествие « Веришь или нет»

Итоговое занятие ( 1ч)

Праздник « Царица наук»

Материально-техническое обеспечение:

Кубики (игральные) с точками или цифрами.

Комплекты карточек с числами:

-0,1,2,3, 4, ...,9(10);

-10,20, 30, 40,..., 90;

-100, 200, 300, 400,..., 900.

«Математический веер» с цифрами и знаками.

Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

Часовой циферблат с подвижными стрелками.

Набор «Геометрические тела».

- конструктор «Лего, спички, проволока

-чертёжные инструменты

Литература для учителя

  1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство разви­тия логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. - № 7.

  2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

  3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

  4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

  5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной труд­ности. - М„ 2006


Литература для обучающихся


  1. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

  2. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

  3. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

  4. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

  5. Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

  6. Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

  7. Занимательные задачи для маленьких. Москва 1999