Файл: Занимательные задачи в процессе обучения математике 1 Занимательность при обучении математике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столькоматематическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Актуальность программы определена тем, что обучающиеся должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Новизна программы.
Творческие работы, практическая деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать,догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности обучающихся и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним обучающимся «центров» деятельности
1 в течение одного занятия, что приводит к передвижению обучающихся по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
Образовательные:
- научить анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать учебную задачу творчески;
- формировать интеллектуальные умения.
Развивающие:
-
развитие наблюдательности, геометрической зоркости, развитие внимательности, любознательности.
Воспитывающие:
-
воспитание чувства справедливости, ответственности; -
воспитание культуры учебного труда.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
-
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; -
освоение эвристических приёмов рассуждений; -
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; -
развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся; -
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить
и проверять простейшие гипотезы;
-
формирование пространственных представлений и пространственного воображения; -
привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностными результатами изучения данной программы являются:
-
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; -
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; -
воспитание чувства справедливости, ответственности; -
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. -
Срок реализации программы 1 год. Возраст детей – 7-11 лет.
Программа рассчитана на 72 ч в год с проведением занятий 2 раза в неделю по 1 часу. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы обучающихся, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Формы и методы занятий
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы и методы занятий с обучающимися очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии , сказки на математические темы, конкурсы газет.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами программы «Занимательная математика» являются:
-
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях; -
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире; -
установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
-
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; -
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; -
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
-
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление; -
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин; -
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества; -
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
5.Формы и виды контроля.
- Познавательно-игровой математический утренник «Царица наук».
-Игровой математический практикум «Знакомство с Весёлой Точкой,» «Гость Волшебной поляны»
- Турнир по геометрии.
-Блиц - турнир по решению задач.
-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»
Учебно – тематический план.
Вводное занятие (1Ч)
- Входная диагностика.
- Техника безопасности
Геометрический калейдоскоп. (20 часов)
Теоретические занятия: ( 3ч)
Урок – игра. « Путешествие по стране Геометрия»
Плоские и объёмные фигуры. Беседа.
Геометрические узоры.
Практические занятия.
Геометрические узоры. Снежинка.
Геометрические узоры. Симметрия.
Закономерности в узорах.
Знакомство с Весёлой Точкой. Игра- путешествие.
Волшебные гвоздики.Составление узоров.
Рисунки с помощью треугольника.
Измеряем на глаз.
Луч. Солнечный и несолнечные лучи.
Математическая викторина « Гость Волшебной поляны»
Разрезание и составление фигур.
Весёлые игрушки
Экскурсия в кабинет математики. Весёлые игрушки.
Круг. Циркуль помощник.
Построение фигуры по заданным точкам.
Игра « найди геометрические фигуры»
Экскурсия в кабинет физики.
Геометрический КВН.
Секреты задач. ( 21 ч)
Теоретические занятия.(2ч)
Что дала математика людям? Зачем её изучать.
Иероглифические системы древних египтян.
Практические занятия.
Старинные системы записи чисел. Упражнения .Игры.
Задачи в стихах и загадках.
Задачи , допускающие несколько способов решения.
Задачи, имеющие несколько решений.
Обратные задачи и задания.
Математические игры « Найди числа», « Найди цифру».
Пифагор и его школа. Упражнения. Римские цифры. Как читать римские цифры.
Игра « Цифры в буквах»
Решение олимпиадных задач.
Время. Часы. Игры.
Задачи с многовариантным решением.
Нестандартные задачи
Моделирование задач.
Задачи, решаемые способом перебора.
Открытие нуля. Задачи на смекалку.
Игра « Смекай, решай, отгадывай»
Магические квадраты.
Математические фокусы. ( 12ч)
Теоретическое занятие.( 1ч)
Знакомство с занимательной литературой.
Практические занятия.
Числовые головоломки.
Решение ребусов и логических задач.
Составление ребусов , содержащих числа.
Конкурс знатоков. Математические горки.
Шаг в будущее. « Волшебные палочки» . « Лучшие лодочники» Игры.
Отгадывание задуманных чисел.
Денежные знаки. Загадки - смекалки.
Хитрый счёт
Шестиклеточный логикон.
Урок – игра « Что скрывает сорока?»
Заполнение числового кроссворда.
Спичечный конструктор ( 9ч)
Теоретическое занятие (1ч)
« Путешествие спички» Урок – рассуждение.
Практические занятия.
Моделирование из проволоки.
Моделирование треугольников, углов.
Работа на компьютере. Электронные игры.
Работа с конструктором « Спичечный конструктор»
Конструктор « Лего»
Сложи квадрат. Китайская головоломка.
Составление и зарисовка фигур.
Перекладывание спичек.
Игрушки из спичек.
Игры с секретом. ( 8 ч)
Теоретическое занятие ( 1ч)
Числовые дорожки
Практические занятия.
Стоклеточный кроссворд.
Таблица « Сотни», « Ход конём»
«Крестики – нолики» Игра.
« Морской бой» Игра.
Цифровые рисунки.
Выпуск стенгазеты.
Игра – путешествие « Веришь или нет»
Итоговое занятие ( 1ч)
Праздник « Царица наук»
Материально-техническое обеспечение:
Кубики (игральные) с точками или цифрами.
Комплекты карточек с числами:
-0,1,2,3, 4, ...,9(10);
-10,20, 30, 40,..., 90;
-100, 200, 300, 400,..., 900.
«Математический веер» с цифрами и знаками.
Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
Часовой циферблат с подвижными стрелками.
Набор «Геометрические тела».
- конструктор «Лего, спички, проволока
-чертёжные инструменты
Литература для учителя
-
Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. - № 7. -
Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000. -
Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001. -
Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993. -
Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006
Литература для обучающихся
-
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996 -
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995 -
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002 -
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002 -
Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004 -
Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995 -
Занимательные задачи для маленьких. Москва 1999