Файл: 1. Малое предпринимательство сущность и содержание 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первый тип инноваций указывал в своих работах еще Й. Шумпетер, который писал, что новаторам и предпринимателям постоянно угрожают имитаторы, жаждущие выпустить аналогичные продукты. Очевидно, что имитаторов больше. Государство в своей политике поддержки
малого предпринимательства должно, прежде всего, поддерживать именно малые инновационные предприятия. К сожалению, в России сложился периферийный капитализм, основанный на обычаях и традициях, можно говорить о тенденции замкнутого круга, что периферийная экономика не в состоянии выбраться из рамок постоянного истощения.

Для регулирования малого предпринимательства используются прямые и косвенные методы.

В условиях рыночной экономики возможности применения прямых методов регулирования резко сокращается.

Методы прямого государственного регулирования включают в себя [16, c. 95]:

  • финансовую поддержку (субсидии) государства отдельным фирмам, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны;

  • проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и финансирование научно- технических, экономических и других государственных программ;

  • введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции;

  • антимонопольные меры, направленные на предупреждение образования новых и контроль за деятельностью и ликвидация уже существующих монополий;

  • государственные закупки и заказы, которые влияют на распределение дохода и ресурсов.

К косвенным методам относятся налогово-бюджетное и кредитно- денежное регулирование.

        1. Налогово-бюджетное регулирование. Важную роль играет при этом система налоговых льгот.

  1. В России существует не только финансовая поддержка. Предприниматели могут применять специальные налоговые режимы. Например, предлагается предпринимателям самим выбирать налоговый режим: УСН доходы*6%, УСН доходы-расходы *15%, ЕНВД, ЕСХН. Переход на специальный налоговый режим носит уведомительный характер. УСН так же не обязывает ведение для индивидуальных предпринимателей бухгалтерского учета.

  2. Так же для предпринимателей проводятся семинары и различные виды обучений, выставки, ярмарки, миссии.

Кредитно-денежное регулирование. Оно предполагает манипулирование процентной ставкой, условиями кредита, нормами обязательных резервов банков, объемом денежной массы.


Таким образом, для России роль малого бизнеса очень важна. Это довольно крупный сектор экономики, он также является хорошим источником налоговых поступлений и за счет него развиваются инновационные технологии, плюсы можно перечислять бесконечно.

Развитие малого предпринимательства является одним из условий стабильности экономики, полноценных рыночных отношений. Поэтому поддержка и государственное регулирование развития малого предпринимательства актуально и на сегодняшний день.

Для развития малого предпринимательства используются прямые и косвенные методы. В основном используется косвенный метод. Так почти каждый предприниматель использует специальный налоговый режим с целью снижения налоговой нагрузки.

2. Анализ финансового отношения малого предпринимательства в РФ

2.1 Финансовая характеристика деятельности малого предпринимательства



Самостоятельная роль малых предприятий в экономике стала более заметна. Статистические сводки развитых стран констатируют высокую долю вклада малых предприятий в показатели ВВП, стоимостную оценку экспорта государства. Причем темпы роста стоимостной оценки вклада малых предприятий в экономику развитых стран (особенно экспорта) превышают темпы роста крупных предприятий. Активизировалась и инвестиционная деятельность.

Заметный рост прямых иностранных инвестиций, осуществляемых малыми и средними компаниями, позволил экспертам ООН по промышленному развитию поставить во второй половине 80-х гг. вопрос о феномене малых ТНК, для которых характерны небольшие объемы продаж и ограниченное представительство на внешних рынках. Малые ТНК предпочитают создавать совместные предприятия, а не 100%-е филиалы, и привлекать местные кадры для управления, что делает их гораздо гибче и позволяет быстрее приспосабливаться к условиям зарубежных стран.

Именно на этом этапе изменилась роль малого предприятия в инновационной сфере. Малый бизнес обладает заметно большей способностью к нововведениям, чем крупные корпорации. Свобода поиска и поощрения инициативы, отсутствие бюрократизма в рассмотрении вопросов, готовность к риску, быстрая апробация выдвинутых оригинальных предложений - вот далеко не полный перечень отличительных черт научно-технической деятельности небольших компаний. Из-за ограниченности финансовых средств малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке технических проектов. Венчурные предприятия оперативно решают вопросы разработки и доведения до стадии промышленного образца большинства нововведений.



К представителям малого предпринимательства всегда было особое внимание, поскольку от развития этого сектора экономики во многом зависит экономическое состояние страны в целом. Малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, участвует в формировании бюджетов всех уровней, поддерживает и укрепляет рыночную экономику, обеспечивая наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами.

Малый бизнес России до сих пор он не занял подобающее место и практически находится в стагнации. В отличие от стран Европейского Союза, где на тысячу населения приходится около тридцати малых предпринимателей, в России этот показатель в пять раз меньше и составляет всего лишь шесть малых предпринимателей на тысячу.

Соответственно, вклад малого бизнеса в российский ВВП едва достигает 24%, по сравнению с 50-70% в странах Евросоюза.

При этом динамика численности малых предприятий выглядит неплохо. – В 1995-м году их численность составляла 900 тысяч, а в 2012 году уже шесть миллионов. Но дело в том, что малые предприятия дают работу всего лишь 16,6 млн. россиян, так как большая часть предприятий состоит всего лишь из одного человека – самого владельца предприятия. А в среднем в каждом предприятии малого бизнеса трудится три работника. На рисунке 1 представлена диаграмма развития малого предпринимательства.



Рис 1. Динамика развития малого предпринимательства

Также, в отличие от Запада, российские малые предприятия занимаются не производством, а торговлей. Такой выбор деятельности обусловлен прежде всего не достаточной, мягко говоря, помощью государства. А если говорить прямо, то деятельность государственных органов России направлена как раз на то, чтобы усложнить, а то и вообще запретить создание производственных малых предприятий.



Рис. 2. Структура малого бизнеса в России 2013 г.

В результате за последние полгода были ликвидированы 650 тысяч малых предпринимателей и фермерских хозяйств. Пика ликвидация малого бизнеса достигла в январе 2012-го года, когда закрылось 140 тысяч мелких и средних предприятий. 

На рисунке 3 представлено соотношение зарегистрированных и ликвидированных малых предприятий.




Рис. 3. Динамика зарегистрированных и ликвидированных малых предприятий
Основной причиной такого резкого сокращения числа предприятий малого бизнеса является новое законодательство, согласно которому обязательная сумма страховых взносов для предпринимателей была увеличена в два раза – до 35 тысяч рублей в год.

Таким образом, власти рубят под корень частную инициативу простых людей и в конечном итоге будущий экономический прогресс страны. Дело в том, что уничтожается конкурентная среда, которая является основой любой развивающейся экономики. Вместо конкурентной среды из множества малых и средних предприятий продолжает укрепляться крупный бизнес, связанный с государственной чиновничьей властью. Этому бизнесу не так важно развивать, например, новые технологии, повышать производительность труда, улучшать качество продукции. Для такого бизнеса главным являются прочные связи с разрешительными органами, с которыми всегда можно договориться и которые всегда можно купить.

2.2 Анализ источников и направления государственной поддержки малого предпринимательства




Для России роль малого бизнеса очень важна. Это довольно крупный сектор экономики, он также является хорошим источником налоговых поступлений и за счет него развиваются инновационные технологии, плюсы можно перечислять бесконечно.

На настоящий момент существующая система поддержки, с учетом деления по территориальному признаку на федеральный, региональный и местный уровень, выглядит следующим образом (см. рисунок 4).






Рис.4. Схема государственной поддержки малого предпринимательства
На федеральном уровне государственную поддержку осуществляют Министерства и Ведомства путем проведения конкурсов на предоставление субсидий, грантов, методом налогового стимулирования и пр. Региональный уровень представляют государственные фонды, региональные Департаменты поддержки и развития малого предпринимательства и пр. Причем во многих регионах инициаторами и распределителями поддержки выступают специализированные фонды при Администрации территории и Центры поддержки предпринимательства (причем существуют, как государственные, так и общественные). На местном уровне - центры занятости, оказывающие, как финансовую поддержку, так и осуществляющие льготный или бесплатный аутсорсинг по ведению бухгалтерской отчетности и др., муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства.




Рис. 5. Структура общественной поддержки малого предпринимательства
На представленной выше схеме, характеризующей общественную поддержку российских малых предприятий, видно, что вокруг рассматриваемых нами субъектов сформирована достаточно рациональная схема получения услуг.

Значимое место в структуре общественной поддержки оказывает Торгово-промышленная палата РФ, ее подразделения на территориях, «Опора России», разнообразные фонды, ассоциации по отраслевому признаку и пр.

Основными формами поддержки малого бизнеса выступают: финансовая помощь, налоговая, юридическая, кредитная, консультационная, информационная и прочие. Если рассматривать более детально, то виды поддержки на разных этапах деятельности малого предприятия различаются.

Например, при создании нового предприятия малого сегмента бизнеса практикуется финансирование стартапов, консультирование по регистрации и постановке на учет, помощь в заполнении документов, информирование о способах продвижения товаров, работ или услуг, предоставление в лизинг оборудования и техники, льготная аренда офисных и производственных помещений. Когда малое предприятие находится в процессе осуществления деятельности, актуальна также лизинговая, имущественная и финансовая поддержка в виде грантов, субсидий на конкурсной основе, помощь в переходе на другой сегмент рынка и пр. Возможно, что малое предприятие по тем или иным причинам больше не может осуществлять свою деятельность, поэтому и при закрытии требуется информационная помощь, консультации по перепрофилированию, реорганизации [8, c. 109].

Согласно данным Росстата и ФНС России по состоянию на 1 января 2014 года в стране зарегистрировано более 6 млн субъектов малого предпринимательства, в которых занято около 18 млн человек, что составляет четверть всех занятых – почти 20% ВВП. Тем не менее, Минэкономразвития России отмечает, что данные показатели существенно ниже, чем в других странах с сопоставимым уровнем развития и более того – они ухудшаются. Снижается доля малого и среднего бизнеса в кредитном портфеле российских банков, уменьшается количество самих предприятий и работников, занятых на них.