Файл: 1. Малое предпринимательство сущность и содержание 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В связи с этим Правительство РФ на данный момент рассматривает ряд возможных мер дополнительной поддержки субъектов малого предпринимательства (преимущественно финансовой), которые могут быть реализованы в 2014-2018 годах. Остановимся на них подробнее.

1. Пониженный тариф страховых взносов во внебюджетные фонды на уровне 20% (20% – ПФР, 0% – ФСС, 0% – ФФОМС) может быть сохранен до 2018 года включительно. Данная норма касается в основном субъектов малого предпринимательства, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах. Также она затрагивает социально ориентированные некоммерческие организации, благотворительные организации и аптеки, применяющих специальные режимы налогообложения (ч. 3.4. ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”).

2. Для впервые зарегистрированных малых предприятий могут быть введены налоговые каникулы. Инициатива введения двухлетних налоговых каникул для начинающих предпринимателей была озвучена представителями “Деловой России” и “Опоры России” в ходе встречи Президента РФ Владимира Путина с российскими предпринимателями 23 мая 2013 года. В связи с этим главой государства было дано поручение Правительству РФ проработать данный вопрос.

3. Планируется создание федерального гарантийного фонда поддержки малых предприятий. Стоит отметить, что на данный момент одной из мер финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства является предоставление государственных и муниципальных гарантий по их обязательствам за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов соответственно (ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”). Такая мера поддержки обусловлена тем, что субъекты малого предпринимательства не имеют надежной залоговой базы и сами по себе являются более нестабильными с финансовой точки зрений, нежели крупный бизнес. Гарантии в свою очередь позволяют обеспечить равный доступ субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам.

Для развития данной формы поддержки Правительство РФ планирует создание федерального гарантийного фонда
 – небанковской кредитной организации. Регулировать и контролировать ее деятельность будет Банк России. Федеральный гарантийный фонд должен получить право выдавать контргарантии региональным гарантийным фондам, чтобы они могли расширить свои лимиты поручительства, а также прямые гарантии предпринимателям.

5. Планируется расширить участие субъектов малого предпринимательства в закупках для государственных и муниципальных нужд, а также нужд государственных компаний.

6100% доходов от УСН могут быть переданы местным бюджетам с 2015 года. Согласно п. 2 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ, налог, взимаемый в связи с применением УСН, в настоящий момент зачисляется в бюджет субъекта РФ по нормативу 100%. Планируется, что полная передача соответствующих доходов на муниципальный уровень позволит наладить более тесный контакт местных властей с бизнесом, создаст взаимную заинтересованность и обеспечит большую самостоятельность муниципальных властей в вопросах поддержки и развития предпринимательства. Это в свою очередь должно способствовать развитию социальных услуг и рост производства.

7. Обсуждается ряд мер по развитию фондирования кредитных организаций и секьюритизация кредитов, предоставленных субъектам малого предпринимательства. Правительство РФ рассматривает возможность размещения для этих целей средств Фонда национального благосостояния в сумме 100 млрд руб. в депозиты Внешэкономбанка.

Кроме того, планируется создание системы секюритизации кредитов, предоставленных субъектам малого предпринимательства. В результате кредитные организации смогут предоставлять малому бизнесу стандартизованные кредиты и выпускать облигации, удостоверяющие права требования по таким кредитным договорам.


3. Современные проблемы развития малого предпринимательства



В настоящее время специалисты выделяют несколько основных проблем малого бизнеса. Прежде всего, низкий уровень развития малых и средних предприятий связан с низкой предпринимательской активностью населения. Несмотря на огромные возможности, которые предоставляет малый бизнес частному предпринимателю, многие люди предпочитают работать в крупных компаниях, получая стабильную заработную плату.



К основным проблемам развития малого бизнеса также стоит отнести несовершенство российского законодательства. Многие предприниматели далеко не всегда знакомы со всеми тонкостями действующего законодательства, кроме того, налоговые сборы и выплаты в различные фонды постоянно изменяются, что приводит к закрытию целого ряда малых предприятий.

Также к проблемам малого бизнеса можно отнести высокие процентные ставки по различным видам кредитов, которые необходимо получить для развития малого или среднего предприятия. Долгое время крупные российские банки отказывались предоставлять кредиты для малых предприятий, но в настоящее время начинающий предприниматель может получить необходимые денежные средства. Для решения данной проблемы разрабатываются различные программы помощи малому бизнесу, с помощью которых предприниматель может получить субсидию, грант или частичное снижение процентной ставки при оформлении кредита.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:

1) увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

2) рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

3) селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

4) создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

5) трудоустройство работников, высвобождаемых в государственном секторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);

6) подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

7) разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);

8) косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);


9) ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

10) мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

11) снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений; например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности;

12) улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

Для решения основных проблем малого бизнеса создаются различные ассоциации помощи предпринимателей, где начинающие бизнесмены могут получить дополнительные знания, связанные с организацией бизнеса, а также поделиться различными идеями, реализация которых может принести предпринимателям существенный доход. Кроме того, подобные организации активно сотрудничают с различными банками, выступая в роли гарантов при получении кредита.





Заключение



На сегодняшний день большая часть людей, которые хотели бы заняться малым бизнесом, чувствует себя неуверенно и не спешит открывать собственное дело из-за возможных финансовых проблем. Это происходит потому, что не все знают о том, что в нашей стране существует государственная поддержка малого бизнеса, которая предусматривает ряд программ помощи предпринимателям, реализацию которых контролирует правительство. К сожалению, не все эти программы работают так, как хотелось бы людям, но получить государственную поддержку и финансовую помощь представителям малого и среднего бизнеса вполне реально.

Сегодня развитие бизнеса регулируется ФЗ-209, а также другими нормативными актами, включая документы органов местного самоуправления. А все государственные программы поддержки имеют свой срок реализации, свой бюджет и свои направления деятельности.

Что же касается структуры, которая и обеспечивает государственную поддержку предпринимателей, то она представляет собой ряд коммерческих и некоммерческих организаций, которые созданы в качестве подрядчиков в этой сфере. Здесь присутствуют и инвестиционные фонды, и банки, и государственные учреждения, и венчурные фонды, и гарантийные фонды, и научные (бизнес-школы), а также общественные организации.


Все они готовы оказать помощь тем, кто о ней попросит и будет готов соблюдать условия государственных программ. Кроме того, с каждым годом взаимодействие предпринимателей и структур, работающих в области поддержки малого бизнеса, активизируется и упрощается, а значит, финансовая поддержка малого бизнеса в 2014 году станет доступной для многих бизнесменов.

Для тех, кто уже зарегистрировал собственную фирму или внесен в реестр в качестве индивидуального предпринимателя существует финансовая помощь – субсидии малому бизнесу. Правда, она оказывается тем, кто прошел государственную регистрацию не больше двух лет назад.

В этом случае вы считаетесь начинающим бизнесменом и вправе рассчитывать на государственную финансовую поддержку. Сумма финансовой помощи для Москвы составляет не более 500,000 рублей, а для регионов – не более 300,000 рублей. При этом средства выделяются предпринимателю на условиях софинансирования. Это означает, что вы должны вложить в новый проект и свои собственные средства. Кроме того, деньги не могут быть потрачены на любые нужды, они имеют вид целевого финансирования.

Стоит отметить, что в каждом регионе страны своя максимальная сумма субсидии, свой процент софинансирования и свои условия субсидирования. Узнать, что именно вам могут предложить органы местного самоуправления можно на сайте администрации города или области.

В нашей стране действуют разные программы поддержки малого бизнеса, и субсидия от Центра занятости населения – одна из них. Многие удивятся, но стать предпринимателем можно, зарегистрировавшись в качестве безработного на бирже труда. Ведь сегодня служба занятости населения также оказывает помощь тем, кто решил открыть собственное дело. Если вы оказались без работы, то предоставив необходимые документы, вы можете встать на учет на биржу труда, а, получив статус безработного, имеете право претендовать на помощь в поиске работы или субсидию на развитие малого бизнеса. Чтобы получить эту возможность, вам придется разработать жизнеспособный бизнес-план и доказать, что вы в состоянии начать свое дело и получить ожидаемую прибыль. А после получения средств, вам необходимо будет в течение трех месяцев отчитываться о расходовании этих средств и своей работе. Кроме того, по договору со службой занятости вам придется взять на работу еще двух безработных граждан. Это часть условий для получения субсидии.