Файл: Исследовательская работа 1 Подсчет индекса Кетле (имт) Выводы.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исследовательский проект
«Здоровое питание и масса тела»
Авторы проекта: Томилова Яна
ученица 8Г класса
Руководитель проекта: учитель физической культуры Ахралович Людмила Яковлевна
г. Верхняя Пышма
2023
Содержание:
-
Актуальность выбора темы -
Немного правильном питании -
Индекс массы тела -
Исследовательская работа №1 «Подсчет индекса Кетле (имт)» Выводы. -
Исследовательская работа №2 «Тестирование по Мишелю Монтиньяку», «Правильно ли вы питаетесь?» Выводы -
Используемая литература
Цель проекта:
-
Выяснить, благодаря исследованиям, много ли учащихся в 8Г классе имеют избыточную и недостаточную массу тела, ожирение, признаки анорексии используя индекс Кетле
-
Выяснить через тестирование по Мишелю Мантиньяку, правильное ли представление имеют ребята о правильном питании и каковы их пристрастия в еде.
-
Дать рекомендации по основам сбалансированного питания учащихся
Задачи проекта:
-
Сформировать представление о роли основных питательных веществ -
Выяснить основные причины ожирения и недостатка массы тела -
Выработать умения определять индекс Кетле -
Продолжить формирование навыков по соблюдению режима питания
1.Выбранаая мною тема проекта очень актуальна, современна, полезна. Сейчас очень много ведется разговоров о здоровье, о здоровом образе жизни. Одной из составляющих здоровья человека – является правильное питание. Здоровое питание- древняя и мудрая наука и законы её просты : разнообразие, сбалансированность и чувство меры.
2. Правильное питание – основа здоровья человека. Именно пища, которую мы принимаем, обеспечивает развитие и постоянное обновление клеток и тканей организма, является источником энергии, которую наш организм тратит не только при физических нагрузках, но и в состоянии покоя «Вы – то, что вы едите» - это на самом деле так. Мы употребляем в пищу то, что раньше было живым: части растений, органы и ткани животных. Основой жизнедеятельности человека является потребление энергии, которое обеспечивается главным образом усвоением белков, жиров, углеводов, а растущему организму , так необходимо сбалансированное питание. Для человека единственным источником энергии является энергия химическая, заключённая именно только в пище. Тело человека состоит из белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и, конечно же, воды.
Белки - это кирпичики нашего тела. Не зря Фридрих Энгельс дал определение жизни, как способе существования белковых тел.Каждая клетка нашего организма имеет в своём составе тысячи белков ферментов, без белков не осуществляется ни одна биохимическая реакция протекающая в клетке. У белков ещё много самых разнообразных функций. Белки составляют пятую часть человеческого тела, но в отличие от жиров и углеводов не накапливаются в организме про запас, поэтому являются незаменимой ежедневной частью нашей пищи. По своему происхождению они бывают растительными и животными. Белки животного происхождения являются более ценными, так как содержат весь комплекс незаменимых аминокислот. В зависимости от содержания незаменимых аминокислот белки условно делят на полноценные и неполноценные. К полноценным относят белки животного происхождения, к относительно неполноценным белки растительного происхождения, хотя и в них содержатся незаменимые аминокислоты, которые не образуются в клетках человека. Потребность детского растущего организма в белках значительно выше, организм растёт, развивается, поэтому дети должны употреблять белки в обязательном порядке. Слабый иммунитет, малокровие, задержка в росте- всё это результат недостаточного употребления белков. Жиры-богатые энергией питательные вещества Присутствие жиров в пище создаёт чувство сытости. Значительная часть жиров расходуется нашим организмом как энергетический материал, то есть в качестве своеобразного «топлива». Ценность жиров ещё и в том, что с ними в организм попадают растворённые витамины А,Д,Е,F.По своей энергетической ценности они имеют калорийность в два раза большую, чем белки и углеводы. Более полезны растительные масла, они лучше усваиваются и вообще не содержат холестерина. Из животных жиров легче всего усваивается сливочное масло, а тяжелее всего- свиной, говяжий и бараний жир. Растительные жиры полезнее всего есть в свежем виде, они лучше усваиваются. При недостаточном поступлении жиров наблюдаются нарушения в работе нервной системы, ослабление иммунитета, нарушению детородной функции. Избыточное потребление жиров приводит к развитию атеросклероза, ишемической болезни сердца, ожирение, заболевания суставов, позвоночника. Углеводы - основной источник энергии в наших клетках. Углеводов в течение дня человек употребляет гораздо больше, чем других питательных веществ. Углеводы делят на две группы - простые и сложные. Простые - это глюкоза, фруктоза, галактоза, сахароза, лактоза, мальтоза. Сложные - это крахмал, клетчатка.
Большая часть потребляемых нами углеводов содержится в крахмале, который составляет примерно 80% от общего количества потребляемых углеводов. Больше всего крахмала в крупах, макаронах, картофеле, хлебе и хлебобулочных изделиях. К неусвояемым углеводам относят клетчатку и пектин- это балластовые вещества, они нормализуют работу желудочно-кишечного тракта, выводят из организма шлаки и холестерин, помогают избегать запоров. Углеводы есть и в пище животного происхождения, особенно в молоке и молочных продуктах. При избыточном поступлении усвояемых углеводов развивается ожирение, повышается риск развития сахарного диабета, атеросклероза.
Минеральные вещества - их значение многообразно. В организме человека содержится около70 химических элементов. Минеральные вещества участвуют во многих процессах организма, без них нормальная жизнедеятельность невозможна. Избыток минеральных веществ, также как и недостаток приводит к заболеваниям. Например, Са (кальций) обеспечивает прочность костей и зубов, поддерживает в норме сердечный ритм, помогает нервной системе в передаче нервных импульсов, улучшает сон, К (калий) играет важнейшую роль во внутриклеточном обмене. Велика роль фосфора, магния, йода, натрия и этот список можно продолжать.
Вода - обязательное вещество любой клетки. Без воды в клетках не могут осуществляться ни одна биохимическая реакция. Поэтому необходимо обеспечить ежедневное поступление воды в клетки. Необходимо выпивать примерно 1,5 литра просто воды, не считая воды в принятой за день пище.
Витамины – это химические вещества имеющие важнейшее значение для нашего организма.
Они активизируют ферменты, повышают сопротивляемость организма к инфекциям, стимулируют иммунитет, улучшают работоспособность.
При составлении ежедневного рациона питания необходимо знать, что основную часть пищи должны составлять овощи и фрукты, на втором месте- крахмалосодержащие продукты - хлеб, крупы, макароны, далее мясная и рыбная пища, молочные продукты, а на самом последнем месте высококалорийные напитки и еда - сладости, масла и т.д. Всего в сутки растущему организму человека требуется приблизительно: 80г белков, 50г жиров,450 г углеводов. При всём при этом необходимо учитывать калорийность продуктов. Количество потребляемой энергии зависит от возраста, пола, образа жизни. Для детей в возрасте 14-15 лет в среднем в сутки необходимо получать 2900-3100 ккал энергии. При определении энергетической ценности продукта используется общепринятый эквивалент:
Зная свои потребности в потребляемой ежесуточной энергии, и энергетическую ценность продуктов, можно легко составить рацион питания, а если имеется лишний вес, то энергетические затраты должны быть снижены до 1500 ккал в сутки. При этом нельзя исключать белковую пищу, сократив потребление жира и быстрые углеводы.
Исходя из изложенного надо сказать, что тело каждого человека-это портрет его пристрастия в питании.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПИТАНИЯ:
1. Соблюдение правильного режима питания ( не менее4-х раз в день, небольшими порциями)
2.Достаточная, но не избыточная калорийность рациона.
3.Првильное соотношение основных компонентов питания: белков, жиров, углеводов.
4.Должна покрываться потребность организма в основных питательных веществах.
5.Помни, что питание одно из главных удовольствий в жизни, так питайся правильно!
3.Самым популярным методом оценки своего веса на сегодняшний день является вычисление индекса массы тела или индекса Кетле, отражающего запасы жира в организме.
Первичное ожирение у детей и взрослых, одна из самых распространённых болезней в развитых странах и в России. Им страдают приблизительно 10% детей до 15 лет и 15% детей старше 15 лет. Основные причины первичного ожирения- переедание и малоподвижный образ жизни, а именно в этом случае общая калорийность пищи превышает энергозатраты. Индекс Кетле (ИМТ) представляет собой простой показатель отношения веса к росту. Чтобы получить эту величину необходимо вес в килограммах разделить на рост возведённый в квадрат (рост в метрах)
Индекс массы тела рассчитывается по формуле:
I= m : h2 ,
Где m- масса тела в килограммах
h- рост в метрах
и измеряется в кг/м2
Изучив литературу по данному вопросу, я, в течении трёх месяцев проводили практическую часть своей работы. В медицинском кабинете нам разрешили воспользоваться ростомером и электронными весами, проинструктировав нас, как правильно ими пользоваться. Работа была кропотливая, но интересная. Ребята относились к моей работе с пониманием и интересом ,поэтому никаких проблем не возникало, трудности были только с отсутствующими. После взвешивания и измерения роста я приступила к обработке результатов.
4.Результаты исследования №1 по выявлению избыточного и недостаточного веса(ожирения 1 степени) таковы:
______________________________________________________________________________
Нормальный вес 23 88
8 «Г» Избыточный вес 2 8
Недостаточный вес 1 4
Вывод: Данные исследования показывают, что есть дети страдающие ожирением, всего 2 человек-это 8% из класса, из них 1 мальчиков и 1девочка, это ожирение 1 степени. Недостаточный вес у 1 человека.
Признаков анорексии нет.
5. Исследовательская работа №2
В 8 Классе помимо выявления ожирения у ребят я провела тестирование на предмет здорового питания с целью выяснить, насколько правильно питаются ребята. Сами же ребята, ответив на вопросы теста, смогли проанализировать свои привычки и пристрастия в еде. Для проведения данного исследования я использовала тест всемирно известного французского диетолога Мишеля Монтиньяка.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1.Питаетесь ли вы трижды в день?
2.Плотный ли у вас завтрак?
3.Едите ли вы на завтрак различные каши (или) хлеб?
4.Едите ли вы свежие овощи(салаты) каждый день?
5. Съедаете ли вы каждый день хотя бы по одному яблоку(апельсину, банану)?
6. Едите ли вы мясо не реже двух раз в неделю?
7. Едите ли вы рыбу не реже двух раз в неделю?
8. Едите ли вы варёные овощи каждый день?
9. Едите ли вы ежедневно крупы, макаронные изделия, сухие овощи и другие крахмалосодержащие продукты?
10. Едите ли вы нешлифованный рис, хлеб из муки грубого помола и другие цельнозерновые и нерафинированные продукты?
11. Заправляете ли вы салаты и овощные блюда кукурузным, соевым, подсолнечным и другими растительными маслами?
12.Употребляете ли вы оливковое масло?
13.Съедаете ли вы каждый день не менее 10 грамм сливочного масла?
14. Стараетесь ли вы ограничивать потребление пищевой соли?
15.Стараетесь ли вы ограничивать потребление сахара?
17. Обращаете ли вы внимание на состав и качество покупных продуктов питания?
18. Стараетесь ли вы покупать экологически чистые продукты?
Подсчитав свои баллы, нужно свериться с « ключом»:
Каждый ответ «ДА» -1балл
Каждый ответ «НЕТ» -0 баллов
0-6 баллов –пора бить тревогу и всерьёз задуматься о качестве питания!