Файл: Вид работы Отчет по практике Название дисциплины Психология Тема Психологическая работа среди людей пожилого и старческого возраста Фамилия Яшагина.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Очень положительный эффект имеет тренинговая работа с пожилыми людьми.

Пример. Аутогенная тренировка с элементами медитации

Занятие первое

1.Я располагаюсь удобнее. Положение моего тела свободное, расслабленное, непринужденное. Во время тренировки мое внимание занято только собственными мыслями и ощущениями. Я направляю свои волевые усилия на управление своими нервами, своим телом своим состоянием.

Я хочу научиться полностью, контролировать

свое тело и психику.

Я могу полностью контролировать

свое тело и психику.

Я буду полностью контролировать

свое тело и психику

2.Я никуда не спешу. Я мысленно очертил вокруг себя линию. За пределами этого круга остались мои жизненные проблемы и заботы. Я вхожу в состояние устойчивого и привычного покоя. В полном покое легко вырабатываются и прочно закрепляются навыки управления своими нервами, своим телом и мыслями.

3.Я отрешилась от всех забот. Я временно освободился от связей с внешним миром. Я постепенно и все глубже погружаюсь в свой внутренний мир. Я ощутимо и реально сливаюсь с собственным телом. Мое «Я» проникает в каждую клеточку моего организма. И каждая клеточка охотно выполняет повеление моего «Я»

4.Я делаю спокойный, глубокий вдох, выдох и устанавливаю

равномерный, удобный, успокаивающий ритм дыхания. Я вдыхаю

спокойствие выдыхаю остатки нервного напряжения. Таким образом

спокойствие все ощутимее все приятнее наполняет мою голову, мою грудь,

руки, ноги, туловище.

5. А сейчас я сосредоточиваю внимание на своем лице. Я мысленно контролирую

и расслабляю мышцы лба, щек, губ. Мои веки легко смыкаются ,а мысленный

взор направлен в сторону лба. Мои губы не стиснуты. Губы почти не

соприкасаются между собой. Лицо спокойно и не подвижно, как маска.

Лицо как маска.

Лицо – маска.

В моей памяти очень прочно закрепляются эти приятные ощущения. В дальнейшем лицо - маска формируется автоматически.

6. Мышцы шеи расслабленны полностью. Они не принимают ни какого участия в поддержании головы. Мышцы туловища также полностью расслабленны.

7. А сейчас я направляю свое внимание на правую руку и хочу, чтобы она стала очень легкой.

Хочу, чтобы рука стала очень легкой……………

Чтобы рука стала очень легкой………………

Рука стала очень легкой……………...


Стала очень легкой……………..

Очень легкой………………

8. Я обращаю внимание на левую руку…. Я чувствую, как улетучивается вес, рассевается вес левой руки и она становится также как правая, очень легкой. Необычно легкой, неощутимой. Процесс убывания веса захватывает мои ноги.

Я реально ощущаю, как вес тела улетучивается, рассевается, вытекает через пальцы стоп, и мои ноги также становятся все более легкими, почти невесомыми. Я перестаю ощущать под собой опору, давление. Постепенно снижается давление в области спины и затылка. Меня полностью захватывает впечатление что, тело легко и приятно парит в воздухе, нет давления, нет напряжения, нет ни каких усилий, нет ни каких раздражений. Полный покой тела и психики. Я прибываю в приятном дремотном состоянии между сном и бодрствованием. Мне нельзя погружаться в настоящий сон.

9. В дремотном состоянии в состоянии полной расслабленности я полностью освобождаюсь от нервного напряжения. Я спокоен. Я абсолютно спокоен, телом, духом, сердцем.

Жизненная энергия входит в меня могущественным потоком, наполняя силой и здоровьем каждую клеточку моего организма. Мой организм обретает состояние полного устойчивого здоровья и совершенной внутренней гармонии.

Жизненная устойчивость и внутренняя гармония становятся моими личными качествами.

10. А сейчас я начинаю вдыхать прохладный воздух. Он освежает мой мозг, глаза, лицо. Все мышцы слегка напрягаются. Я очень реально и явно ощущаю, как силы и бодрость наполняют мое тело. Мое дыхание становиться глубже и энергичнее. Тонус мышц нарастает. Он полностью устраняет остатки сонливости. Тело очень легкое , налито энергией и силой. Я весь как сжатая пружина готовая к броску.

Голова очень свежая мысли необыкновенно четкие и быстрые. Я сжимаю кулаки, открываю глаза и рывком ,очень охотно вхожу в состояние активного бодрствования. Встать!

Занятие второе

1. Я располагаюсь удобнее. Положение моего тела свободное, расслабленное, непринужденное. Я привычно и уверенно направляю свои волевые усилия на управление своими нервами, своим телом, своим состоянием. Я продолжаю совершенствовать волевой контроль тела и психики.

2. Я никуда не спешу. Я мысленно очертил вокруг себя линию. За пределами этого круга остались мои жизненные проблемы и заботы. Я вхожу в состояние устойчивого и привычного покоя. Постепенно, все глубже и глубже погружаюсь в мой внутренний мир. Ощутимо и реально сливаюсь с собственным телом, для того чтобы все процессы протекали в нем устойчиво и согласованно.



3. Я делаю спокойный, глубокий вдох, выдох и устанавливаю равномерный, удобный, успокаивающий ритм дыхания. Я вдыхаю спокойствие, выдыхаю остатки нервного напряжения. Я успокаиваюсь, успокаиваюсь, успокаиваюсь. Я вхожу в благотворное, привычное, устойчивое состояние между сном и бодрствованием. Я не могу погрузиться в настоящий сон.

4. Я привычно сосредоточиваю внимание на своем лице, и оно становиться спокойным и неподвижным, как маска. Маска абсолютного покоя. Лицо – маска.

5. Мышцы шеи и всего туловища предельно расслабленны.

6. А сейчас я удерживаю внимание на своей правой руке, и ее вес начинает рассеваться, улетучивается в пространство. Правая рука становиться очень легкой невесомой. Невесомость захватывает мою левую руку, ноги, туловище. Мое тело приятно зависает в пространстве. Нет давления, нет напряжения, нет ни каких усилий. Я прибываю в целебном дремотном состоянии.

7. Мое внимание вновь обращено к правой руке: Я четко и ощутимо представляю, как кончики пальцев погружаются в очень теплую воду. Я очень ясно ощущаю это тепло. Ощущение очень теплой волны захватывает правую кисть, предплечье, плечо. Тепло начинает, рождается в моей руке. Оно приятно в ней пульсирует, струиться. Правая кисть разогревается все реальнее и ощутимее. Тепло концентрируется кончиках пальцев.

В пальцах правой руки теплая, покалывающая пульсация. Я отчетливо ощущаю эту пульсацию. Она прочно фиксируется в моей памяти и может быть воспроизведена по желанию в любое время. Я прочно запоминаю эту пульсацию.

8. А сейчас скопившиеся в правой руке тепло переливается в левую руку. Тепло возникло в центре левой ладони и постепенно разливается по всей руке. Тепло появляется в стопах. Тепло в ногах усиливается, становится все более ощутимым, реальным. Тепло распространяется на голени, бедра, захватывает все туловище. Очень приятное целебное, успокаивающие тепло.

9. В дремотном состоянии в состоянии теплой расслабленности я полностью освобождаюсь от нервного напряжения. Я спокоен. Я абсолютно спокоен, телом, духом, сердцем.

Жизненная энергия входит в меня могущественным потоком, наполняя силой и здоровьем каждую клеточку моего организма. Мой организм обретает состояние полного устойчивого здоровья и совершенной внутренней гармонии.

Жизненная устойчивость и внутренняя гармония становятся моими личными качествами.

10. А сейчас я начинаю вдыхать прохладный воздух. Он освежает мой мозг, глаза, лицо. Тепла в теле становиться все меньше. Спину обдает легкое, бодрящее познабливание. Все мышцы слегка напрягаются. Я очень реально и явно ощущаю, как силы и бодрость наполняют мое тело. Дыхание становиться глубже и энергичнее.


Это полностью устраняет остатки сонливости. Тело очень легкое, налито энергией и силой. Я весь как сжатая пружина готовая к броску.

Голова очень свежая мысли необыкновенно четкие и быстрые. Я сжимаю кулаки, открываю глаза и рывком, очень охотно вхожу в состояние активного бодрствования. Встать!

Два раза в неделю клиенты отделения принимают участие в психологическом тренинге основное действие которого- игра. Человек получает возможность общения через игру. Приведу пример одного такого тренинга "Обретение душевного покоя". Первая часть - разминка. Участники уже написали свое имя и прикрепили на груди. Теперь маленькое сообщение: " Назовите свое имя, что оно означает, может быть вас назвали в честь кого-то?". Вторая часть сообщения - "Река моего детства - где купались в детстве, в какие игры тогда играли" и т. д. Перед упражнением, психолог показывает локаничный пример его выполнения. В этом случае получается динамичная работа с равноправным участием всех. Сообщение о реке (озере, море, ручье) детства окунает нас в приятные воспоминания. Даже, если детство было военное, дети все равно летом купались. Лица постепенно светлеют, атмосфера становится теплой. Есть одна проблема: появление слез у кого-то из пенсионеров часто пугает остальных. Они готовы поскорее успокоить плачущего словами и медикаментами. Когда такое возникает, главное найти нужный тон и слова, чтобы человек не замкнулся, а проговорил свою печаль. Чаще всего причина - потеря близких или боль за сбившихся с пути детей, внуков. Я заметила, что те люди, кто всплакнул в круге и смог рассказать о причине слез, после окончания тренинга говорят о том, что им стало легче, благодарят группу и часто приходят на индивидуальную консультацию. Вторая часть - упражнение "Добрые слова". Группу разбиваем на 2 равные части. Организуется внутренний и внешний круги лицом друг к другу. По сигналу психолога (звонок колокольчика) внутренний круг говорит внешнему добрые слова (по парам). Затем смена пар (внешний круг делает шаг вправо), продолжают участники из внутреннего круга говорить слова тем, кто стоит во внешнем кругу и т. д. Затем через 3-4 человека смена ролей. Те, кто молчали, теперь говорят. После окончания в общем круге проговариваются чувства, с которыми участники говорили и слушали добрые слова: "О чем это упражнение для вас? Что было проще - говорить или слушать? Как вы думаете, почему?" Наша работа подходит к третьей стадии - медитации. Пожилые люди идут на эту процедуру с готовностью, а после ее окончания не все сразу выходят из расслабленного состояния. Тогда выключается музыка, психолог подходит к человеку и аккуратно возвращает его в круг. Текст медитации может быть разный, но обязательно -успокаивающий. После возвращения, всем участникам дается возможность выбрать одну из открыток, приготовленных заранее. Затем психолог делит всех на "тройки" или "четверки", в которых они обсуждают следующее: "Какое чувство владело вами во время медитации? Что вспомнилось? Как связано изображение на открытке с тем, что было в медитации?" Затем, возвращаемся в большой круг для обсуждения и обмена впечатлениями.


Один раз в квартал в отделении социальной реабилитации проходят заседания психологического клуба «Свет моей души». Например: тема одного из заседаний «Воспитание уверенности». Главная задача данного мероприятия - помочь гражданам пожилого возраста и инвалидам обрести внутреннюю гармонию и воспитать уверенность в себе. Участникам клуба представилась возможность пройти несколько тестов на познание самого себя, подискутировать, высказав свое личное мнение. Психолог провела с присутствующими упражнения на развитие твердости в принятии решений и умение делать самостоятельный выбор. Заканчивается каждое заседание клуба традиционным чаепитием. 

Занятия с пожилыми людьми способствуют сохранению активной жизненной позиции, налаживанию взаимоотношений с окружающими, поддержанию эмоционального тонуса, осознанию своей общественно-полезной роли, формированию адекватного отношения к своему заболеванию, а так же активизации внутренних ресурсов клиентов отделения.

4. Изучение возможностей применения автоматизированных средств в работе психолога.

Одним из широко представленных направлений в практической деятельности психолога является компьютерная психодиагностика. Электронная система тестирования делает психодиагностическую работу более продуктивной. Преимущества компьютерной диагностики в том, что, появляется возможность проводить тестирование сразу нескольких человек как по одному общему, так и по разным тестам; обработка теста осуществляется автоматически, что сокращает время на интерпретацию результатов исследования, при этом больше времени остается на наблюдение за человеком, а также индивидуальные беседы и консультации; результаты можно посмотреть и обсудить сразу после завершения тестирования.

Психолог в ОСР пользуется психологическими компьютерными тестами, размещенными на сайтах:

http://psytest.info/taxonomy/term/16/all

http://psylib.myword.ru/index.php?s=72e17d098e61cd4b85aacb07e02d6da0&
automodule=downloads&showcat=14


В целом, использование ИКТ в работе психолога ставит новые задачи по разработке коллекций цифровых источников, коррекционных программ, создания электронных учебников – практикумов по психологии, электронных добавлений к известным УМК по психологии и т.д. Информационные технологии все более прочно входят в деятельность психолога и используются в привычном режиме.