Файл: Актуальные проблемы в сфере защиты прав потребителей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Храмцов А.Б.
Защита прав потребителей подразумевает установление конкретных прав потребителей, определение форм возможных нарушений этих прав, механизм защиты прав, а также несение ответственности за нарушение прав потребителей. Любой потребитель наделяется не только особым правовым статусом, но и получает такие правовые возможности как право требовать возмещения морального вреда при нарушении его имущественных прав.
Цель – исследовать актуальные проблемы в сфере защиты прав потребителей в России (на примере Тюменской области) и предложить их решения.
Метод или методология проведения работы: в статье использованы такие методы научного познания как анализ документов, системный, обобщения и сравнительный. Для избежания описательности и необоснованных выводов применялись статистические методы, а также аналитический подход к выявлению ключевых проблем данной сферы.
Результаты: для выявления проблем в сфере защиты прав потребителей исследованы письменные обращения граждан в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области. Рассмотрены внесудебные и судебные способы защиты прав потребителей. Приведен опыт ФРГ в этой сфере. Сформулированы ключевые проблемы, среди них: низкая правовая грамотность населения, недостаточный государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в этой сфере, судебная волокита и другие. Даны рекомендации по решению проблем.
Область применения результатов: выводы и предложения исследования могут быть использованы для совершенствования законодательства в этой сфере, а также в судебной практике.
Ключевые слова: потребители; самозащита; государственная защита; судебная защита; общественные организации; Роспотребнадзор.
Введение
Защита прав потребителей является сферой имущественного оборота, которая имеет большое значение для страны, в которой формулируются цивилизованные рыночные отношения. Именно переход к рыночной экономике и расширение ассортимента предлагаемой продукции обусловили необходимость определения чёткой правовой регламентации отношений между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности [4, с. 139]. Любой потребитель наделяется не только особым правовым статусом, но и получает такие правовые возможности как право требовать возмещения морального вреда при нарушении его имущественных прав.
В современной литературе проблемы в сфере защиты прав потребителей рассматриваются довольно часто. Выделяют проблемы как экономические (имущественные), так и правового характера. Скажем, ряд ученых считает, что законодательное определение «потребитель» содержит в себе неверные положения или же оно не полноценное и предлагают свои корректировки.
Например, Л.Б. Ситдикова, Э. Корнилов и В.В. Данилов высказали свое мнение за включение в данное определение, а точнее в список потребителей юридических лиц. Л.Б. Ситдикова аргументировала свой довод тем, что так же как и потребители, юридические лица так же нуждаются в дополнительной защите со стороны государства, так как зачастую во многих сферах деятельности они не осведомлены во всех необходимых аспектах, то есть являются непрофессионалами [14]. По мнению же В.В. Данилова юридические лица зачастую при обретают товары не для осуществления предпринимательской дея тельности, а для использования его в личных целях, таким образом включить их в список потребителей, которые нуждаются в защите [15]. В свою очередь другие авторы, в частности М.И. Брагинский и В.В. Витрянский придерживаются противоположного мнения [16]. Помимо этого встречаются высказывания других авторов, которые предлагают заменить понятие «потребитель-гражданин, приобретающий» на «потребитель-физическое лицо, приобретающее».
Цель работы – исследовать актуальные проблемы в сфере защиты прав потребителей в России (на примере Тюменской области) и предложить их решения.
Задачи работы:
-
Раскрыть правовые акты по защите прав потребителей и современные тенденции в этой сфере; -
Исследовать письменные обращения граждан, свидетельствующие о проблемах в этой сфере; -
Рассмотреть внесудебные и судебные способы защиты прав потребителей; -
Охарактеризовать особенности дистанционной (интернет) торговли и проблемы при этом способе по защите прав потребителей; -
Привести зарубежный опыт решения проблем в этой сфере; -
Сформулировать основные проблемы и пути их решения.
Материалы и методы
В статье использован комплекс методов научного познания, среди них: анализ документов, системный, обобщения и сравнительный. Для избежания описательности и необоснованных выводов применялись статистические методы, а также аналитический подход к выявлению ключевых проблем данной сферы. Результаты и обсуждениеПравовое регулирование сферы защиты прав потребителей в Российской Федерации представляется в следующем виде:
-
Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ; -
Гражданский кодекс РФ как основополагающий акт в системы гражданского законодательства [1]; -
Закон РФ «О защите прав потребителей», исходя из которого действуют другие законы, регулирующие правоотношения в этой сфере [2]; -
Нормативные-правовые акты, которые содержат нормы, регулирующие отношения в сфере защиты прав потребителей [9, с. 195].
Потребность принятия специального закона, направленного на защиту интересов всего населения, объясняется и тем, что ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, которые являлись государственными организациями. В настоящее время это переросло в проблему, когда предприятие якобы доминирует над потребителем, и человек, не знающий своих прав, может стать обманутым.
Закон РФ «О защите прав потребителей» является основным нормативно-правовым актом в Российской Федерации, который регулирует отношения, возникающие между потребителем и продавцом (производителем, исполнителем, импортёром) при продаже товаров или оказании услуг. При этом устанавливаются права потребителя на приобретение товара (пользование услуг) надлежащего качества и являющиеся безопасными для жизни, здоровья, окружающей среды, а также устанавливаются права на получение достоверной информации, на государственную и общественную защиту интересов [5, с. 93].
-
С момента принятия закона замечены положительные тенденции в решении таких глобальных вопросов в сфере защиты прав потребителей: доведение до потребителей информации о приобретаемых товарах (в том числе импортных, с переводом на русский язык); -
выдача покупателю кассовых чеков и других платёжных документов (внедрение онлайн-касс); -
разрешение споров между потребителем и предпринимателем в досудебном порядке; -
сравнительное тестирование и экспертиза товаров народного по требления для пресечения некачественной продукции [7, с. 143].
Закон, защищающий права потребителей, предусматривает разного рода обстоятельства, при которых могут быть нарушены права. Например, в статье 18 закона определены права потребителя при нахождении в приобретённом товаре недостатков. При этом потребитель
имеет право требовать возмещения убытков, возникших в результате покупки ненадлежащего качества
К сожалению, закон не раскрывает понятие «ненадлежащего качества», но указывает на такие определения, как «недостаток товара» (несоответствие товара обязательным требованиям) и «существенный недостаток товара» (неустранимый недостаток) [3, с. 202].
В Тюменской области за 2014 год в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области поступило 527 письменных обращений от граждан по товарам ненадлежащего качества. Среди них: 410 обращений на качество непродовольственных товаров (34% технически сложные товары бытового назначения, 16% мобильные телефоны, 9% швейные изделия, 8% мебель); 117 обращений на качество продовольственных товаров (15% молочная продукция, 14% рыбная продукция, 11% кондитерские изделия) [13].
Рассмотрим полную структуру письменных обращений в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области за 2014 год в сфере защиты прав потребителей для выявления проблем и поиска причин (см. рис. 1).
Из рисунка 1 следует, что наибольшее количество письменных жалоб от граждан подано на оказание жилищно-коммунальных услуг (33%). Действительно, в сфере оказания услуг ЖКХ наблюдается ряд проблем:
-
Низкое качество оказания услуг ЖКХ, когда ТСЖ или УК нанимают для работ частные бригады или сотрудничают с фирмами-однодневками. Отсюда следует проблема коррумпированности в отрасли. -
Слабая осведомлённость потребителя об исполнителе. Зачастую, потребитель не понимает – кто является реальным исполнителем услуг? Услуги ЖКХ предоставляются рядом исполнителей (ТСЖ, УК, ресурсоснабжающие и подрядные организации). Потребитель должен направлять претензии непосредственно исполнителю. -
Низкое качество оказания услуг по причине отстранения потребителей коммунальных услуг от приёма работ (например, по строительству, монтажу или ремонту) [6, с. 158].
Рис. 1. Структура письменных обращений граждан в сфере защиты прав потребителей, 2014 г., % [13]
Отстоять свои права потребитель (гражданин) может отстоять в судебном и внесудебном порядке, в зависимости от выбора методов, способов и форм конкретного потребителя. Или же, формы защиты прав можно разделить на юрисдикционную (административный порядок) и неюрисдикционную (самозащита) [12, с. 140].
При судебной форме защиты прав потребителей, гражданин обращается в суд. В зависимости от цены иска определяется суд. Если цена иска до пятидесяти тысяч рублей, то иск направляется мировому судье, если цена иска выше пятидесяти тысяч, то в районный суд. Потребитель выбирает местонахождение суда по своему усмотрению: по месту нахождения ответчика, по месту жительства (потребителя), по месту заключения договора (продажи товара, например) и прочее [9, с. 196].
При выборе судебной формы защиты, проблемой является так называемая «судебная волокита». Дела о защите прав потребителей в районных судах рассматриваются годами, при этом многие постра давшие потребители теряют веру добиться решения суда [4, с. 139].
Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает следующие способы защиты прав потребителей: компенсация морального вреда; возмещение понесённого ущерба; компенсация при обнаружении недостатков или сроков выполнения работ, услуг и другие способы [2].
Для удовлетворения иска компенсации потребителю морального вреда необходим факт нарушения прав потребителей. Возмещение морального вреда осуществляется с учётом требований разумности и справедливости. Отсюда возникает сложность вопроса обоснования суммы, подлежащей компенсации. Замечена тенденция занижения судами размеров заявленных требований потребителей о компенсации морального вреда практически в 5–6 раз [8, с. 28]. При защите прав потребителей во внесудебном (добровольном) порядке у сторон (потребителя и продавца) есть возможность самостоятельно решить разногласия. Но, несмотря на то, что потребитель выберет этот способ защиты своих прав, за ним остаётся право обратиться в суд. Следует отметить о таком интересном способе оптимального разрешения вопроса, как процедура медиации, где имеется посредник (медиатор), который способствует диалогу между сторонами. К сожалению, процедура медиации пока что не получила широкого распространения в нашей стране [11, с. 137].
Ещё одним способом защиты прав потребителей являются общественные объединения (ассоциации, союзы). Они выполняют функцию контроля (например, за качеством и безопасностью продукции), обеспечивают соблюдение прав граждан. Закон «О защите прав потребителей» наделяет общественные объединения потребителей рядом прав. Например, право участвовать в разработке требований к товарам, проводить экспертизу качества и безопасности товаров, право распространять информацию о правах потребителей и так далее.
В Тюменской области зарегистрировано 14 общественных организаций в сфере защиты прав потребителей. Например, «Молодёжное общество Защиты прав потребителей», «Финпотребсоюз», Тюменская городская общественная организация «Бюро защиты прав потребителей» и другие. Общественными организациями Тюменской области проводятся мероприятия по защите прав потребителей: помощь в составлении претензий, обращение в суд, консультации по телефону и другие способы [10, с. 253].