Файл: Актуальные проблемы в сфере защиты прав потребителей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В последнее время набирает обороты покупка товаров дистанционным способом (в том числе трансграничная модель Uber), и Интернет-магазины всё больше приобретают популярность, рассмотрим особенности защиты прав потребителей при дистанционной продаже товаров. Дистанционный способ продажи товаров состоит в заключении договора розничной купли-продажи на основании ознакомления покупателя с товарами в специальных каталогах, буклетах, в представленных продавцом на фото, видеоматериалах или с использованием почтовой связи, электросвязи, телевидения, сети Интернет и другими способами передачи информации [2]. Другими словами, дистанционной торговлей признаётся любая торговля, осуществляемая вне стационарных мест торговли, когда покупатель не имеет возможности ознакомиться с товаром до его получения.

В Российской Федерации розничная Интернет-торговля развивается достаточно динамично, доля розничных продаж растёт. Интересно, что данные об объёме дистанционных продаж рознятся: от 0,9% по данным Росстата до 4% Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ). Структура российского рынка Интернет-торговли по товарным категориям такова: наибольший удельный вес занимают такие направления как: а) электроника и бытовая техника (24%), б) одежда и обувь (15%), в) компьютер и комплектующие (11%), г) автозапчасти (6%), д) мобильные телефоны (5%), е) другие [17]. При покупке товаров дистанционным способом выделяются разного рода проблемы, как с исполнением договора продавцом, так и не связанные с виной продавца (табл. 1).

В действующем законодательстве об обороте товаров в сети Интернет существуют пробелы. Для защиты прав потребителей предлагаются следующие меры:

  1. Законодательное установление минимального перечня сведе ний при заключении электронного договора.

  2. При создании сайта, обязательная регистрация и предостав ление сведений об ответственном юридическом лице.

  3. Подтверждение о том, что сайт действительно занимается электронной коммерцией.

Таблица 1.

Проблемы при дистанционной продаже товаров


Правонарушения, связанные с исполнением продавцом договора дистанционной продажи в сети Интернет

Проблемы, не связанные с виной продавца

Игнорирование заказа

Мошенничество

Ложная информация о товаре

Заключение договора

Увеличение цены товара при подтверждении заказа

Доказуемость факта заключения договора

Поставка некомплектного товара по указанной цене

Сохранение конфиденциальности данных

Доставка товара: задержка, подмена товара

Отказ от возврата денег за товар, проблема обмена


Если обратиться к зарубежному опыту защиты прав потребителей, то можно отметить работу негосударственных организаций в Германии. Они выполняют общезначимые задачи, практическая реализация потребительской политики лежит на общественных организациях потребителей, которые пользуются доверием у населения и в которых нуждается государство. Особенностями защиты прав потребителей в Германии являются, так называемые визитные карточки Федерального союза потребителей Германии – Инфотека и Информационная платформа ELVIS. Источником информации для потребителя о продукции или услуге служит систематизированное собрание – Инфотека. Преимуществами Инфотеки считается актуальность информации, возможность изучить информацию о товаре до покупки, активизация конкуренции между товаропроизводителями (предпринимателями).

Обмен информацией, эффективная консультационная деятельность по обеспечению высокого качества услуг для потребителей Германии обеспечивает ELVIS – «Электронная система потребительской информации». С конкретным потребителем работает конкретная организация, благодаря чему решается вопрос о том, куда обращаться потребителю и что делать. Процесс создания такой си стемы в Германии занял 4 года [5, с. 98].

Заключение


Обобщая сказанное, заключим, что защита прав потребителей в Тюменской области (и в России в целом) имеет целый ряд проблем. Сформулируем ключевые проблемы:

  • недочеты нормативно-правового регулирования защиты прав потребителей;

  • низкая правовая грамотность населения о защите прав потребителей, что позволяет продавцу, говоря ложную информацию, легко ввести потребителя в заблуждение;

  • недостаточный государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в этой сфере, отсутствие контрольных функций у органов местного самоуправления;

  • низкое качество продовольственных товаров;

  • искаженная информация о товаре или отсутствие информации, или предоставление информации в недоступном для восприятия формате;

  • отсутствие единой эффективной комплексной системы с выявлением и устранением нарушений в этой сфере;

  • судебная волокита по вопросам защиты прав потребителей, неоправданное возложение на потребителя бремени для доказательства причин возникновения недостатков в товаре (в судебном процессе);

  • сложность обоснования суммы морального вреда.


Возможные способы их решения:

  • внести изменения и дополнения в действующее законодательство (в частности, уточнить законодательное толкование ключевых понятий, ввести требования к электронному договору);

  • активизация работа общественных организаций в этой сфере, запуск социальной рекламы с раскрытием верной информации о товарах и услугах;

  • проведение плановых и неплановых проверок юридических лиц, ИП;

  • делегирование полномочий в этой сфере органам местного самоуправления, поощрение контроля со стороны общественных организаций;

  • поддержка местных товаропроизводителей, ужесточение тре бований к пищевым продуктам, постепенное сокращение товаров с вредными примесями;

  • создание единой системы отслеживания нарушения прав потребителей, где будет возможность в быстрой форме отправить потребителю жалобу (с приложением фотографии), ужесточение штрафных санкций к продавцу;

  • использование зарубежного опыта защиты прав потребителей (скажем, Инфотеки в Германии);

  • разработка разъяснений со стороны судебных органов об обосновании суммы морального вреда (с ориентированием на ранее вынесенные решения по делам).

Поэтапная реализация данных предложений существенно улучшит ситуацию в сфере защиты прав российских потребителей, будет способствовать снижению социальной напряженности в обществе.

Список литературы

Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ. дата обращения 15.04.2018).

  1. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 15.04.2018).

  2. Абдурахманов Р.Р. Защита прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества // NovaUm.Ru. 2017. № 6. С. 202-204.

  3. Галиуллин Р.Р. Обзор отдельных проблем судебной практики по делам о защите прав потребителей // Знание. 2016. № 10-3 (39). С. 138–141.

  4. Гордеев Н.Г. Защита прав потребителей в России и за рубежом // Вестник Института мировых цивилизаций. 2016. № 13. С. 91–101.

  5. Гребенщиков А.О. Защита прав потребителей в области жилищнокоммунальных услуг // Поколение будущего: Взгляд молодых учёных – 2016. Курск: «Университетская книга», 2016. С. 156–160.

  6. Моисеева О.В., Рябова Л.Л. Защита прав потребителей как одно из приоритетных направлений современной политики государства

в сфере защиты прав человека: мат. конф. Орёл: «ОФ РАНХиГС», 2016. С. 141–144.


  1. Романович В.Б. К вопросу о взыскании морального вреда по делам о защите прав потребителей // Отечественная юриспруденция. 2016. № 8 (10). С. 28–30.

  2. Синчинова Ю.В. Защита прав потребителей по российскому законодательству // Через тернии к звёздам: сб. студ. науч. работ. Ставрополь: «Фабула», 2016. С. 194–197.

  3. Филатова О.В. Особенности деятельности общественных организаций по защите прав потребителей в Тюменской области // Актуальные вопросы современной науки. 2016. № 49. С. 251–261.

  4. Фишер С.И. Защита прав потребителей в суде // Гуманитарный вестник военной академии ракетных войск стратегического назначения. 2017. № 1 (5). С. 134–141.

  5. Щербакова С.И., Малых А.Ф. Защита прав потребителей: общая характеристика // Актуальные вопросы российского частного права:

мат. Веросс. конф. Саранск: «ЮрЭксПрактик», 2016. С. 137–141.

  1. Доклад «Об итогах работы Управления Роспотребнадзора по Тюменской области с письменными обращениями граждан в 2014 году». Тюмень, 2015. URL: http://72.rospotrebnadzor.ru/content/563/30857/ (дата обращения: 15.04.2018).

  2. Ситдикова, Л.Б. Проблемы защиты прав потребителей // Российская юстиция. 2015. № 2. С. 17.

  3. Данилов, В. Правовой статус потребителя и его закрепление в Конституции России // Право и жизнь. 2017. № 9. С. 24.

  4. Брагинский, М.И., Витрянский, В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. 4-е изд., стер. М.: Статус, 2015. С. 847.

  5. Аналитический бюллетень INSALES 2015: Рынок Интернет-торговли в России в 2014 году. URL: https://www.insales.ru/blog/2015/05/20/ analytical-bulletin-insales-2015/.