Файл: Протокол от 2020г Утверждаю Директор оапоу Старорусский агротехнический колледж.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Областное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Старорусский агротехнический колледж»
Рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета АОПОУ «Старорусский агротехнический колледж», протокол № ____ от «____»____________ 2020г | «Утверждаю» Директор ОАПОУ «Старорусский агротехнический колледж» ______________А. С. Чертков «____»____________ 2020г |
Программа индивидуальных коррекционных занятий с подростком.
«Я все смогу»
«Самооценка»
Подготовил: педагог-психолог
Нилова Е. Н.
Объяснительная записка.
Актуальность программы.
Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в жёстких условиях современного общества, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности, как устойчивой личностной черты.
Наиболее острые динамические характеристики проблема тревожности приобретает в подростковом возрасте. Это связано со многими психологическими особенностями подростков, благодаря которым тревожность может закрепиться в структуре личности как устойчивая характеристика. Стремление обучающихся к самоактуализации, критическое осмысление окружающего, становление образа Я и «внутренней позиции» личности создают условия для развития тревожности. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, фрустрирует эмоциональная сфера, т. е. он реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность.
Актуальность данной разработки обуславливается насущной потребностью в создании специальной коррекционно – развивающей программы для работы с обучающимися подросткового возраста.
Цель: снижение личностной тревожности у подростка и повышение самооценки.
Задачи:
1.развитие у подростка умений и навыков психофизической саморегуляции (снятие мышечного и эмоционального напряжения) и навыков владения собой в критических ситуациях;
2.формирование коммуникативных компетенций: умений и навыков конструктивно строить общение, избегать эмоциональных конфликтов;
3.повышение самооценки подростка.
Ожидаемые результаты: снижение личностной тревожности; улучшение психо-эмоционального самочувствия подростка; осознание собственной индивидуальности, принятие себя как личности.
Сроки выполнения программы: рассчитана на подростка в возрасте 16-18 лет, 10 занятий (по 1 часу).
Тематический план занятий
Тема занятия | Содержание занятия |
Занятие№1Формула самооценки | Упражнение « Самого себя любить» |
Занятие№2 Дифференцированная самооценка. | Упражнение «Мои сильные стороны» Упражнение «Вы меня узнаете?» Упражнение «Мои добрые дела». |
Занятие№3 3 типа самооценки. | Упражнение «Что я знаю о себе» Упражнение «Продолжи предложения» |
Занятие№4 О любви к себе | Дискуссия «Самое-самое». Дискуссия «Моя вселенная». |
Занятие№5Потребности и цели | Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем» Упражнение «Девиз» Упражнение «Без маски» |
Занятие№6 Что мешает ставить цели. | Упражнение «Диалог с собой» Упражнение «Письмо себе любимому» |
Занятие№7 Чувство вины | Медитация «Страна чувств» |
Занятие№8 Как окружение влияет на нашу самооценку | Упражнение «Мусорное ведро» Упражнение «С кем я общаюсь» Упражнение «Мои ценности» |
Занятие№9 Навыки общения и уверенного поведения. | Упражнение «Зубы и мясо». Упражнение «Три портрета» |
Занятие№10 Перспектива | Упражнение «Перспектива» Упражнение . «Похвала себе». |
Список литературы.
Афанасьев, С. Каморин «300 творческих конкурсов для детей, подростков, взрослых» М. «Аст-пресс СПД» 2015
Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. –СПб. : Речь, 2014.
Психологический тренинг с подростками / Л.Ф.Анн-СПб.: Питер, 2013/ Серия «Эффективный тренинг»
К.Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.1.-М.:Генезис, 2013.
К.Фопель Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.: в 4-х томах Т.3. 2-е изд., Стер-М.: Генезис, 2013.
« Я все смогу» Повышение самооценки, снятие тревожности.
Занятие №1
Формула самооценки.
Самооценка- оценка своих возможностей, способностей, действий и результатов.
Самооценка оказывает очень сильное влияние на то, как живется человеку. Если самооценка адекватная, а цели разумные, то человек живет легко и спокойно, он доброжелателен и открыт, уважает себя и окружающих.
В современной психологии есть три вида самооценки:
-
заниженная -
адекватная -
завышенная
Но не стоит путать самооценку и уверенность, т.к самооценка часть уверенности.
Уверенность — состояние ума, в котором ум выражает согласие суждению без боязни ошибиться; состояние бытия без сомнения, свобода от сомнения.
Формула самооценки
Самооценка = Успех / Уровень притязаний
Регулировать самооценку:
-
Ставить ниже планку (цели); -
Растягивать время достижения; -
Разбивать на задачи свои цели (маленькие цели); -
Не смотреть на других (у каждого своя черта отсчета: свои способности, свои возможности)
Правило адекватной самооценки:
Я люблю себя как есть!
Занятие №1
Упражнение « Самого себя любить»
Цель игры: научить подростка внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.
Сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…
Представь себе зеркало. Громадное – громадное зеркало в светло – красной раме. Возьми платок и вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло…
Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство учащихся подадут вам знак.)
Разгляди свои губы и цвет своих глаз. Посмотри, как ты выглядишь, когда немного покачиваешь головой. Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты опускаешь и поднимаешь плечи…
Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть… У тебя хорошо получается! Теперь представь себе, что твоё отражение улыбается и ласково смотрит на тебя…
Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и причешись, глядя в зеркало перед собой. Причешись как обычно…
Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркало. Набери немного воздуха в лёгкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои глаза. (При этих словах – глубоко вдохните и громко, и отчетливо выдохните воздух. Повторите свою просьбу к детям - добавить блеска в глаза.) Постарайтесь разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои глаза выглядят совершенно счастливыми.
Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: «Моё лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становиться приятнее» Если твоё лицо всё ещё серьёзно, то преврати серьёзное лицо в одну громадную и довольную улыбку. Покажи свои зубы зеркалу. У тебя это здорово получилось!
Теперь посмотри на своё тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайтесь почувствовать, как это приятно – вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы, повторяй за мной: «Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!» (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально.) Ту чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и довольным. Постарайтесь прочувствовать всем своим телом, как ты произносишь: «Я люблю себя!» В какой части тела ты ощущаешь это? Покажи рукой на это место, где чувствуешь своё «Я люблю себя!» Хорошо запомни, как в твоем теле отражается твоё «Я люблю себя!» Сейчас мы обсудим это.
А теперь ты можешь вернуться снова в класс. Потянись, немного напряги и расслабь своё тело и открой глаза…
Рефлексия:
Почему некоторые люди любят самих себя?
Почему некоторые люди себя не любят?
Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе?
Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо?
Что делает тебя счастливым?
Домашнее задание.
Психолог. Выполни дома следующее задание. Сделай рисунок под названием «Я в лучах солнца». Нарисуй круг и в центре напишите букву «Я». От границ круга нарисуйте лучи: их количество должно соответствовать отмеченным совпадениям в вашей характеристике. Совпадения положительных качеств нужно рисовать красным карандашом, а отрицательных – синим.
Занятие №2
Дифференцированная самооценка.
У взрослого человека самооценка дифференцирована.
Взрослый человек может оценить себя в каждой сфере отдельно, например, как специалиста или как родителя, мужа. Признак незрелости – неумение отделять себя от своей работы, своих поступков, когда ощущаешь себя плохим, допустив ошибку, сделав что-то не так.
У ребенка эта самооценка целостная, он не может разграничивать свои качества. Ребенку говоришь - ты плохо выполнил задание. И ребенок соотносит это ко всему себе. Может сделать вывод - я весь плохой.
Необходимо научиться делать акцент на свои положительные качества:
-
Как дочь – я супер; -
Как подруга - я идеальная; -
Как любимый человек - что-то не получается -
Как специалист - надо работать над собой….
Надо уметь разграничивать свои качества:
К ак человек – ты хороший плохое поведение
П
Как человек я хороший ------- плохое поведение
равило адекватной самооценки
Упражнение «Мои сильные стороны»
Выписать 5 своих положительных качеств:
- в отношениях….. почему вы молодец
- в профессиональной сфере….. (гордиться)
-умение готовить, рисовать, никто за вас это не сделает
-разбираться в звездах, в лошадях…
- любить порядок и т.д.
Всегда держать их в зоне вашего внимания.
Это и есть уметь дифференцировать и разделять свои положительные качества.
Упражнение «Мои добрые дела»
Доброе отношение к людям, к своим близким, родным и просто знакомым должно проявляться не только на словах, но и в конкретных делах. Вспомни, какое конкретное доброе дело ты сделали за вчерашний день? Кто был это человек? Что ты при этом чувствовал? Как тебя отблагодарил этот человек? Сколько своих добрых дел ты смог вспомнить? Способны ли ты на добрые дела? Если нет, то что тебе мешает? Проанализируй свои привычки. Есть ли среди них привычка делать добро? ".
Упражнение «Вы меня узнаете?»
“Иногда обстоятельства складываются так, что назначается встреча с совершенно незнакомым человеком. Хорошо если есть фотография этого человека. А если нет? Что делать? Вы договорились по телефону о дне, времени, месте встречи и о ″пароле″, по которому вы узнаете друг друга. Это может быть красный шарф и т. п. Ведь так обычно и поступают люди.
Давайте уйдем от этого стериотипа. Опишите себя так, чтобы человек, которого вы встречаете, сразу вас узнал. Найдите такие признаки! Это может быть ваша привычка поправлять очки, теребить правой рукой мочку уха, или необычная деталь походки. Время для этой работы – 5 минут. Затем мы обсудим ваши записи и ощущения, которые возникли у вас во время выполнения этого задания”.
Занятие №3
3 типа самооценки.
-
Сознательно выбираю думать о себе плохо…..
В этом случае поведение человека похоже на сценарную игру. Обладатель данной самооценки прячется за маску, через свою слабость сохраняет связь с сильным человеком, т.е. преследует некую выгоду.