Файл: Лидерство и руководство как субъективный и объективный феномен.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
КЫРГЫЗСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Ж.БАЛАСАГЫНА
ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ

Направление: «Психология»


Курсовая

по дисциплине: «Социальная психология»

Тема: Лидерство и руководство как субъективный и объективный феномен



Выполнила: Абдынасыр кызы З.

гр.ПВ(оз)-1-21

Проверила: к.пс.н. Кожогелдиева М.А.

Бишкек 2023
Содержание

Лидерство и руководство как субъективный и объективный феномен

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Лидерство как психологический феномен………………………… 5

1.1 Понятие лидерства и руководства ……………………………………... 11

1.2 Лидерство и руководство в малых группах ……………………………..18

Глава 2. Эмпирическое исследование лидерства

2.1 Исследование по методике «Социометрия» ………………………….23

2.2 Исследование по методике диагностики межличностных отношений «Лири» ………………………………………………………………………28

Заключение ………………………………………………………………….35

Список использованной литературы ……………………………………...37

Введение

Актуальность темы исследования Лидерство и руководство, как субъективный и объективный феномен. Динамичное изменение всех форм организации социальной жизни, интенсификация социальных отношений обусловливают актуальность философского осмысления феномена лидерства. Осуществление модернизации в любом обществе связано с активизацией субъектно-деятельностного начала и инновационным творчеством людей. Успешные инновации осуществимы там, где создана благоприятная почва для личной инициативы, творчества, поискового риска, где общественные институты и организационные системы поддерживают социальные инновации. В таком контексте лидерство становится социально востребованным феноменом и получает новые стимулы и импульсы к саморазвитию.

Социально-философский и научный интерес к феномену лидерства сохраняется на протяжении столетий. Неоднократно менялись теоретические основания, парадигмы, исследовательские позиции, подходы и методы. Понятие «лидерство» не отошло на второй план и с актуализацией таких проблем, как глобализация, социальные трансформации, реформы, институциональные изменения и т.п. Напротив, в большинстве социально-философских исследований в том или ином виде присутствуют модели и типы руководства, управления, лидерства, понимание того, что все изменения реализуются посредством совместной деятельности людей и прежде всего наиболее талантливых и волевых из них – лидеров.


В данной курсовой работе мы рассмотрим тему «Лидерство и руководство как субъективный и объективный феномен»

Объект исследования: члены отдела Категории А ОсОО «МИ Компани».

Предмет исследования – оценка межличностных эмоциональных связей в коллективе и выявление лидера

Цели исследования: лидерство и руководство как субъективный и объективный феномен.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ лидерства и руководства.

  2. Подобрать методики для выявления межличностных отношений в группе.

  3. Провести исследования по выбранным методикам.

  4. Обработка данных интерпретация полученных данных.

Гипотеза исследования: Влияние лидера – руководителя на эффективность работы, сплоченность группы.

Методы исследования:

1 Исследование по методике «Социометрия»

2 Исследование по методике диагностики межличностных отношений «Лири».

При разработке методических основ исследования была использована комплексная методика, которая включает в себя как эмпирические методы, так и теоретические. При проведении эмпирического исследования были использованы количественные исследования – опрос коллектива одного отдела в торговой компании.

Эмпирическое исследование было проведено в 2023году. Опрос реализован при помощи метода анкетирования. Общее количество респондентов составило 10человек по методу социометрии и 5 человек по методики Лири.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав содержащих по два параграфа. заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические подходы к изучению лидерства и руководства. Во второй главе представлены отчеты о проведенной практической работе, которая показывает межличностные отношения в коллективе. Общий объём работы составляет 35 страниц

Глава 1. Лидерство как психологический феномен

1.1 Понятие лидерства и руководства
Лидерство – это феномен, который коренится в самой природе человека и общества. Лидер способен воздействовать на других людей для того, чтобы организовать совместную деятельность. Такой человек в качестве центральной и наиболее авторитетной фигуры выделяется в конкретной группе лиц.

Термин «лидер» имеет два значения: индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной, а также лицо за которым коллектив признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения интересов группы. Авторитет этого лидера основан на способности сплотить и объединить людей для достижения задач, стоящих перед коллективом.

Первоначально лидер трактовался как такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

Выяснить действительные возможности лидера – значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться. Иногда понятие лидера отождествляется с понятием "авторитет", что не вполне корректно: лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства – это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями.

Проблемой лидерства занимались еще с античных времен Аристотель, Платон, Гегель, Кант, Макиавелли, Русо, Гоббс, Ф.Бекон – это лишь некоторые политологи и социологи, которые одни из первых обратили внимание на эту проблему.

Самые большие разработки проблемы лидерства относятся к ХХ веку и связаны с именем Маркса Вебера. Он доказал, что лидерство – это особое политическое и психологическое явление, при котором лидер наделен определенными правами и обязанностями и выражает интересы той или иной социальной группы людей. В настоящее время продолжается изучение феномена лидерства. Н.П.Беляцкий, Е.В.Кудряшова, Э.Берн, Р.Дилтс, Р.Райс, Т.Манн – благодаря этим и многим другим, как отечественным, так и
зарубежным авторам существуют различные теории, концепции и подходы к пониманию лидерства.

Лидер независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование коллективных ценностей и в некоторых случаях символизирует их. Лидер является доминирующим лицом коллектива.

Лидерство - это психологический феномен. Существует два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые». Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», на деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо справляются с проблемами. «Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны; берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время.

Ученых всегда привлекала проблема формирования лидерства и качеств лидера. Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, организуя и направляя их усилия на достижение определенных целей. В подходах к анализу лидерства выделяют:

1) подход с позиции личных качеств;

2) поведенческий подход к лидерству.

На этой же основе разработана классификация стилей лидерства: авторитарный, демократический, либерально-попустительский, ситуационный подход. Большое влияние на исследователей оказала типология, разработанная немецким философом и социологом М. Вебером [1]. Он выделил традиционное лидерство, харизматическое и рационально-легальное лидерство. За основу типологии, как правило, берутся следующие критерии: отношение к власти, способы и методы достижения поставленных целей, тип деятельности, отношение к действительности. Выделяют также формальное и неформальное лидерство. Лидерство, зависящее от направленности влияния на реализацию целей организации, делится на конструктивное и нейтральное. Ролевая теория личности выделяет три типа лидерства: деловое, эмоциональное и ситуативное. Интересной представляется типология лидерства, предложенная проф. Б.Д. Прыгиным [2]. В ее основу положены три различных критерия: во-первых, по содержанию (различают лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения; лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы; лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами); во-вторых, по стилю (различают авторитарный, демократический и пассивный). Помимо названных нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров: 1) «один из нас»; 2) «лучший из нас»; 3) «хороший человек»; 4) «служитель».


Наиболее характерными теориями лидерства являются личностная и поведенческая. В соответствии с личностной теорией лидерства лучшие руководители обладают определенным набором личных качеств, общим для всех: уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование, высокая степень уверенности в себе и так далее. Этот подход базировался на убеждении, что лидерами рождаются, а не становятся. Исходя из этих качеств, ученые старались определить лидерские качества, измерить их и использовать для выявления лидера. В 1948 году Ральф Стогдилл пришел к выводу, что существуют, в основном, пять качеств, характеризующих лидера: ум или интеллектуальные способности, господство или преобладание над другими, уверенность в себе, активность и энергичность, знание дела. Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера.

Л.С. Вечер выделяет некоторые качества и умения, которыми должен обладать лидер: дальновидность, рассудительность, энергичность, решительность, последовательность, справедливость, безжалостность и самопознание [3].

Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено вплоть до середины 80-х гг. XX века. Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом У. Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств: управление вниманием подчиненных, управление значением (способность так передать значение идеи, чтобы она была понятна и принята подчиненными), управление доверием подчиненных, управление собой [4]. Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические или эмоциональные, умственные или интеллектуальные, и личностные или деловые. В разных ситуациях руководители демонстрируют различные личные качества. В основном важны следующие пять качеств: интеллектуальные способности, господство над другими, уверенность в себе, активность и энергичность, профессионализм. Одна из многочисленных проблем, с которыми мы сталкиваемся, состоит в том, что управление людьми находится в тесной связи с культурой. Определенная культура предполагает определенный тип руководства, определенный стиль управления. А культура руководителя предполагает наличие у него авторитета. Авторитет - это влияние одного члена служебного коллектива на остальных, предполагающее осознанное подчинение воле авторитетного члена коллектива. Видами авторитета являются: личный, профессиональный, должностной, общественный, нравственный, семейный.