Файл: Лидерство и руководство как субъективный и объективный феномен.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Наргиза | | |
№ | Черты | Актуальное Я | Идеальное Я |
1 | Авторитарный | 11 | 12 |
2 | Эгоистичный | 9 | 8 |
3 | Агрессивный | 8 | 5 |
4 | Подозрительный | 2 | 8 |
5 | Подчиняемый | 5 | 7 |
6 | Зависимый | 6 | 9 |
7 | Дружелюбный | 7 | 11 |
8 | Альтруистический | 7 | 10 |
| Анжела | | |
№ | Черты | Актуальное Я | Идеальное Я |
1 | Авторитарный | 9 | 8 |
2 | Эгоистичный | 7 | 8 |
3 | Агрессивный | 6 | 6 |
4 | Подозрительный | 5 | 1 |
5 | Подчиняемый | 5 | 2 |
6 | Зависимый | 6 | 3 |
7 | Дружелюбный | 8 | 8 |
8 | Альтруистический | 9 | 8 |
| Юля | | |
№ | Черты | Актуальное Я | Идеальное Я |
1 | Авторитарный | 9 | 9 |
2 | Эгоистичный | 6 | 8 |
3 | Агрессивный | 5 | 6 |
4 | Подозрительный | 4 | 9 |
5 | Подчиняемый | 6 | 7 |
6 | Зависимый | 10 | 9 |
7 | Дружелюбный | 7 | 9 |
8 | Альтруистический | 11 | 11 |
| Анна | | |
№ | Черты | Актуальное Я | Идеальное Я |
1 | Авторитарный | 11 | 9 |
2 | Эгоистичный | 8 | 7 |
3 | Агрессивный | 10 | 9 |
4 | Подозрительный | 7 | 4 |
5 | Подчиняемый | 6 | 4 |
6 | Зависимый | 3 | 2 |
7 | Дружелюбный | 4 | 5 |
8 | Альтруистический | 4 | 4 |
| | |
Заключение
Успех любой организации напрямую зависит от характера руководства, отношения, которые складываются между руководителем и подчиненными. Невозможно эффективно управлять организацией без знания экономики, и руководить коллективом без знания социальной психологии и психологии управления.
Одной из ключевых проблем в социальной психологии является проблема лидерства и руководства. Понятия «лидер» и «руководитель» имеют в содержании много общего. Оба феномена побуждают группу на решение стоящих перед нею задач, определяют выбор способов и средств решения.
Проведя эмпирические исследования по методике «Социометрия» и по методике диагностики межличностных отношений «Лири» этого коллектива. Были выявлены звезды, предпочитаемые, принятые, отвергнутые и изгой в этом коллективе. Этим коллективом управляет лидер и руководитель в одном лице это видно по социограмме. Алена является и лидером и руководителям, она «звезда» ее выбрали восемь человек из десяти и это показывает ее авторитет и уважение к ней. В группе есть предпочитаемые это Наргиза и Анжела у них по пять голосов, переговорив с коллективом я узнала информацию, о том что они являются курирующими двух направлений в организации и советниками лидера руководителя. Здесь видно четкое распределение обязанностей и хорошее руководство Алены. Так же здесь просматривается, что весь коллектив сплачивает один человек и без его ведома ничего не происходит. Юля и Анна «принятые» они хорошие сотрудники и четко выполняют свою работу. Регина ,Руслан В., Кристина и Нагим «отвергнутые» , «изгой» Руслан. Каждый в коллективе занимает свое место и выполняет свои обязанности , а лидер руководитель ведет весь коллектив в достижении поставленных целей.
Методика диагностики межличностных отношений «Лири» показала, что Алена доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.
Эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству, требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный, управляемый, упорный, настойчивый и энергичный. Застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации. Конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый. Склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях. По отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.
При подробном анализе литературы выявляются следующие различия:
- лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель официальных отношений группы.
- лидерство возникает в условиях микросреды, т.е. небольшой группы, руководство элемент макросреды.
- лидерство возникает стихийно, а руководитель назначается или избирается, но в любом случае этот процесс находится под контролем организации.
- лидерство отличается от руководства меньшей стабильностью, т.к. зависит от характера ситуации и не подкреплено в отличие от руководства системой правовых санкций.
Формирование социально-психологической структуры коллектива связано с выдвижением лидеров в неформальных малых группах и в коллективе в целом. Лидерство, повторим, связано с выражением, оформлением и регулированием внутригрупповых межличностных отношений, носящих неофициальный характер, что проявляется через личную форму власти, признаваемое группой право на влияние и оценку. Лидер олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем и активным проводником в жизнь. В связи с этим лидером считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых асᴨектов ее жизнедеятельности. Лидер ведет группу, организует, планирует и управляет ее социальной деятельностью, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности.
Всякая социальная роль, в данном случае - руководителя, требует определенного набора личностно-психологических качеств, игравших ту или иную роль в создании морально-психологического климата в коллективе.
1. Личные качества руководителя по - существу выступают основой его деловых качеств, его стиля управления, поскольку суть работы руководителя в ᴨервую очередь - общение с людьми.
2. Прежде чем приступить к подбору, расстановке и обучению ᴨерсонала, необходимо изучить характер и особенности предстоящей деятельности и, исходя из этого, сформулировать соответствующие требования к индивидуально - психологическим качествам персонала и, в первую очередь, руководителя.
3. Существует объективная совокупность личностных психологических черт руководителя. (С) Информация опубликована на ReferatWork.ru
Можно сказать, что развитые качества из этой совокупности являются необходимым (пусть пока и недостаточным) условием усᴨешности деятельности руководителя по формированию положительного морально - психологического климата в коллективе.