Файл: Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 16 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Единый государственный экзамен, 2023 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №5 от 14.11.2022 1 / 16
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Составитель:
Кирилл Дрожжин
Обсуждение заданий: https://vk.com/topic-76663927_49073993
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИ
РОВ
О
ЧН
ЫЙ
К
ИМ
№ 22 1
1 1
4
Единый государственный экзамен
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
25 заданий. Часть 1 содержит 16 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 30 минут (210 минут).
Ответом к заданиям части 1 является последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задания части 2 (17–25) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов
не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и №2 записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответом к заданиям 1–16 является последовательность цифр.
Запишите ответы в поля ответа в тексте работы, затем перенесите
его в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего
задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других
дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной
клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «девиантное поведение».
1) проступок; 2) алкоголизм; 3) общественный слой; 4) отклонение; 5)
социальный статус; 6) преступление.
Найдите два признака, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Деятельность человека всегда носит разрушительный характер не только для окружающего мира, но и для него самого.
2) Через деятельность реализуется свобода человека, так как в ее процессе он осуществляет свой выбор.
3) Основными видами человеческой деятельности являются общение, игра, учение, труд.
4) В процессе деятельности человек познает мир, создает необходимые для собственного существования условия.
5) Цель как элемент структуры человеческой деятельности включает в себя конкретные инструменты для реализации поставленной задачи.
Ответ: __________________________.
1
2


Единый государственный экзамен, 2023 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №5 от 14.11.2022 2 / 16
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Составитель:
Кирилл Дрожжин
Обсуждение заданий: https://vk.com/topic-76663927_49073993
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИ
РОВ
О
ЧН
ЫЙ
К
ИМ
№ 22 1
1 1
4
Установите соответствие между действиями и элементами статуса обучающегося: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ДЕЙСТВИЯ
ЭЛЕМЕНТ
А) выполнять индивидуальный учебный план
Б) выражать собственные взгляды и убеждения
В) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья
Г) выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы
Д) бесплатно пользоваться библиотечно- информационными ресурсами
1) права
2) обязанности
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением.
Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) поступление в институт
2) занятия в художественной студии
3) изучение математики
4) получение профессии архитектора
5) опыт создания собственных работ
6) выбор профессии
Ответ: __________________________.
Выберите верные суждения об экономических системах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Экономическая система – это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения основных вопросов: что, как и для кого производить.
2) Тип любой экономической системы характеризуется, прежде всего, частной формой собственности.
3) В условиях традиционной экономики основные вопросы экономики решаются центральными государственными органами.
4) В смешанной системе основными субъектами экономических отношений являются домохозяйства, фирмы, государство.
5) В командной системе государство отстранено от участия в экономических отношениях.
Ответ: __________________________.
Установите соответствие между примерами и факторами экономического роста, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
ФАКТОРЫ РОСТА
А) увеличение посевных площадей
Б) использование современных агротехнологий
В) переобучение работников фермерского хозяйств
Г) строительство дополнительных предприятий
Д) увеличение численности обслуживающего персонала
1) интенсивные
2) экстенсивные
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
3
4
5
6


Единый государственный экзамен, 2023 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №5 от 14.11.2022 3 / 16
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Составитель:
Кирилл Дрожжин
Обсуждение заданий: https://vk.com/topic-76663927_49073993
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИ
РОВ
О
ЧН
ЫЙ
К
ИМ
№ 22 1
1 1
4
Найдите в приведённом списке примеры труда как фактора производства и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) станки и оборудование
2) разведанные нефтяные месторождения
3) инженерно-технический персонал
4) поле, засеянное пшеницей
5) менеджеры низшего и среднего звеньев
6) трёхэтажное здание
Ответ: __________________________.
Выберите из предложенного списка негативные формальные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Приказом по заводу директор завода объявил выговор главному инженеру за некачественный ремонт станков.
2) Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке.
3) В ходе выступления оратора публика неоднократно прерывала его речь неодобрительными возгласами.
4) Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.
5) Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований по пожарной безопасности.
6) Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса.
Ответ: __________________________.
В ходе социологического опроса респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?».
Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Респонденты в возрасте18–24 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в своё удовольствие, и создать семью.
2) Наибольшая доля респондентов в возрастестарше 55 лет считают, что в молодости самое важное – создать семью.
3) Равные доли респондентов в возрасте 25–39 лет и старше 55 лет считают, что в молодости важнее всего сделать карьеру.
4) Возможность пожить в своё удовольствие в молодости выше всех оценили люди в возрасте 25–39 лет.
5) Каждый десятый респондент в возрасте 40–54 лет считает, что важнее всего пожить в своё удовольствие.
Ответ: __________________________.
7
8
9

Единый государственный экзамен, 2023 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №5 от 14.11.2022 4 / 16
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Составитель:
Кирилл Дрожжин
Обсуждение заданий: https://vk.com/topic-76663927_49073993
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИ
РОВ
О
ЧН
ЫЙ
К
ИМ
№ 22 1
1 1
4
Выберите из предложенного списка верные суждения о гражданском обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Гражданское общество — ключевой посредник между отдельным человеком и властью.
2) Предпосылками формирования гражданского общества в сфере экономики являются рыночные отношения и частная собственность.
3) Для гражданского общества свойственны вертикальные связи, основанные на отношениях власти — подчинения.
4) Институтами гражданского общества принято считать церковь, органы местного самоуправления, семью, высшие правительственные органы, независимые СМИ.
5) Развитое гражданское общество может существовать при тоталитарном политическом режиме.
Ответ: __________________________.
В конституции государства Z провозглашено, что государство Z – демократическая федеративная президентская республика. Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного
(территориального) устройства государства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) всенародные выборы главы государства
2) двухпалатная структура парламента для обеспечения представительства субъектов
3) политический плюрализм
4) действие конституций субъектов при верховенстве конституции государства
5) подчинение исполнительной власти главе государства
6) наличие административных единиц, обладающих определённой политической самостоятельностью
Ответ: __________________________.
Найдите в приведённом списке политические права (свободы) гражданина
РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) участие в управлении делами государства
2) получение квалифицированной юридической помощи
3) проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований
4) обращение в органы государственной власти
5) сохранение природы и окружающей среды
Ответ: __________________________.
Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ
СУБЪЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РФ
А) управление федеральной собственностью
Б) обеспечение проведения в РФ единой финансовой политики
В) принятие федеральных законов
Г) осуществление мер по обеспечению обороны страны
Д) присвоение почётных званий РФ
1) Государственная Дума РФ
2) Правительство РФ
3) Президент РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
11
12
10
13


Единый государственный экзамен, 2023 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №5 от 14.11.2022 5 / 16
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Составитель:
Кирилл Дрожжин
Обсуждение заданий: https://vk.com/topic-76663927_49073993
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИ
РОВ
О
ЧН
ЫЙ
К
ИМ
№ 22 1
1 1
4
Выберите верные суждения об уголовном судопроизводстве в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Порядок рассмотрения судами уголовных дел регулируется нормами
Уголовного кодекса РФ.
2) Правосудие по уголовному делу в РФ осуществляется только судом.
3) Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.
4) Участниками уголовного судопроизводства со стороны защиты являются следователь, эксперт, свидетель.
5) При осуществлении правосудия по уголовным делам судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Ответ: __________________________.
Установите соответствие между формами и видами юридических лиц
(согласно Гражданскому кодексу РФ), к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
ВИДЫ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
А) коммандитное товарищество
Б) акционерное общество
В) общество с ограниченной ответственностью
Г) унитарное предприятие
Д) крестьянское (фермерское) хозяйство
1) коммерческое
2) некоммерческое
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Петру 48 лет, он успешно прошёл собеседование при приёме на работу. Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту, менее успешно прошедшему собеседование, только потому, что он моложе Петра на десять лет. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовому контексту описанной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) уголовное право
2) иск в суд
3) заявление в полицию
4) дискриминация
5) дисциплинарный проступок
6) трудовое право
Ответ: __________________________.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии
с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый
ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
14
15
16

Единый государственный экзамен, 2023 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №5 от 14.11.2022 6 / 16
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Составитель:
Кирилл Дрожжин
Обсуждение заданий: https://vk.com/topic-76663927_49073993
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИ
РОВ
О
ЧН
ЫЙ
К
ИМ
№ 22 1
1 1
4
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 17-20.
В самом общем виде культуру можно рассматривать как
«возделанную природу», включая и природу самого человека – субъекта культуры. <…> Культура является целостной, но внутренне весьма многообразной и сложной системой. На признании этого положения исходным принципом её анализа настаивал и академик Д.С. Лихачёв: «Мне представляется чрезвычайно важным рассматривать культуру как некое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания… Общее падение культуры непременно наступает при утрате какой-либо одной её части».
Будучи целостностью, культура внутренне многообразна как по содержанию, так и структурно. В отличие от различных попыток найти некий однородный культурный «субстрат» – предметный или деятельностный, или человеческий, или духовный, или ценностный, или языковой и т.д. и т.п., системный взгляд на культуру представляет её именно как многомерную, многоаспектную целостность, суть которой и определяется этой структурной сложностью, а структура – основными функциями. Последние же формируются как её внутренними потребностями, так и её взаимодействием с обществом, с различными социальными структурами.
Следующий шаг – выявление специфики её различных составляющих. Грани межу ними, конечно, всегда относительны, подвижны, но их не следует игнорировать, чтобы не смешивать разнородные явления культуры. Без адекватной интерпретации таких феноменов культуры, как религия и наука, мораль и политическая культура, идеология и обыденное сознание, традиции, обычаи и т.д., невозможно объективно оценить их роль в общественной жизни, понять конкретную эпоху.
Причины образования или создания в культуре структурных различий могут находиться вне самой культуры, в социальной реальности, в политических или этносоциальных процессах. Однако эти различия могут порождаться и её собственной динамикой, например, деление на материальную и духовную, народную, элитарную и массовую культуру.
(В.Ж. Келле)
Какие три внешние причины существования структурных различий в культуре называет автор? Какой принцип, по мнению Д.С. Лихачева, должен лежать в основе анализа культуры? Почему, по мнению автора, не следует игнорировать грани между различными составляющими культуры?
В тексте упомянуты основные особенности историко-культурных стандартов. Используя обществоведческие знания,
− укажите не менее трёх основных признаков понятия «массовая культура»;
− объясните значение сочетания «субъект культуры» в контексте человеческой деятельности. (Объяснение может быть дано в одном или
нескольких распространённых предложениях.)
Опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите характеристики следующих функций культуры: 1) функции социализации: 2) интегративной функции; 3) информационно-коммуникативной функции. (В каждом случае сначала
приведите пример, затем укажите функцию. Каждый пример должен
быть сформулирован развёрнуто.)
Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения мысли автора о том, что «будучи целостностью, культура внутренне многообразна как по содержанию, так и структурно». (Каждое суждение должно быть
сформулировано как распространённое предложение.)
Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте БЛАНК
ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем
развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Обратите внимание!
Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17—25 приводить
больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.),
чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных»
элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение
задания.
20
17
18
19


Единый государственный экзамен, 2023 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №5 от 14.11.2022 7 / 16
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Составитель:
Кирилл Дрожжин
Обсуждение заданий: https://vk.com/topic-76663927_49073993
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИ
РОВ
О
ЧН
ЫЙ
К
ИМ
№ 22 1
1 1
4
На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке консервированных овощей в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S
1
при неизменном спросе D.
(На графике P – цена товара; Q – количество товара).
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение предложения? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение.
(Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в
тексте задания.)
Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если в стране распространится мнение о возможном наличии во многих консервах острых инфекционных заболеваний при прочих равных условиях?
44-летняя гражданка России, преподаватель вуза Колпакова Н. С. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ с просьбой назначить пенсию на двоих детей. Старшему сыну 19 лет. Он является студентом очного отделения вуза. Младшему сыну 11 лет. Отец детей погиб в результате ДТП. Члены семьи умершего получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. К какому виду относится страховая пенсия, которую назначат несовершеннолетнему ребёнку? Будет ли назначена пенсия совершеннолетнему сыну? Поясните свой ответ. Что такое страховая пенсия? Какие ещё два вида страховых пенсий устанавливает закон?
Конституцию Российской Федерации устанавливает одним из приоритетных направлений защиту семьи, материнства, отцовства и детства.
На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.
(Каждое
подтверждение
должно
быть
сформулировано
как
распространённое предложение с опорой на конкретное положение
Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что
правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров
соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения
их содержания.)
Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад
по определённой теме. Выполните задания 24 и 25.
Вам необходимо подготовить доклад по теме «Объекты микроэкономики».
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Объекты микроэкономики».
Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта
должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения
общественных наук возможно только два подпункта.)
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость участия государства в регулировании современной экономики. (Обоснование может быть дано с опорой на
обществоведческие знания в нескольких связанных между собой
распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные
и(или) функциональные связи.)
2)Какие виды экономической деятельности Вам известны? (Назовите любые три вида по одному классификационному критерию.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2 видов экономической деятельности приведите по одному примеру, иллюстрирующему одно любое правило его рационального осуществления. (Каждый пример должен быть
сформулирован развёрнуто.)
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером
соответствующего задания.
https://vk.com/ao_academy
21
22
24
25
23