Файл: Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 16 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21
22
22
Единый государственный экзамен, 2023 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №5 от 14.11.2022 13 / 16
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Составитель:
Кирилл Дрожжин
Обсуждение заданий: https://vk.com/topic-76663927_49073993
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИ
РОВ
О
ЧН
ЫЙ
К
ИМ
№ 22 1
1 1
4
Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при
указании двух видов пенсий.
Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках, не искажающих смысла соответствующих элементов ответа
Правильно даны ответы на четыре вопроса
4
Правильно даны ответы только на три любых вопроса
3
Правильно даны ответы только на два любых вопроса
2
Правильно дан ответ только на один любой вопрос
1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
4
Конституция Российской Федерации устанавливает одним из приоритетных направлений защиту семьи, материнства, отцовства и детства.
На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.
(Каждое
подтверждение
должно
быть
сформулировано
как
распространённое предложение с опорой на конкретное положение
Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что
правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров
соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения
их содержания.)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Могут быть приведены такие подтверждения:
1) Согласно Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства;
2) Согласно Конституции РФ, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей;
3) Согласно Конституции РФ, трудоспособные дети, достигшие
18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях;
4) Согласно Конституции РФ, дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим;
5) Согласно Конституции РФ, государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.
Могут быть приведены другие подтверждения в соответствии с требованием задания.
Засчитываются только подтверждения, сформулированные
как распространённые предложения (отдельные слова и
словосочетания
не
засчитываются
в
качестве
подтверждений) с опорой на конкретное положение
Конституции Российской Федерации.
Не требуется указания в ответе номеров соответствующих
статей Конституции и дословного воспроизведения их
содержания!
На основе Конституции Российской Федерации приведены три подтверждения при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) позиций, содержащих неточности/ошибки
3
На основе Конституции Российской Федерации приведены только два подтверждения при отсутствии дополнительных
(сверх требуемых трёх) позиций, содержащих неточности/ошибки
2
На основе Конституции Российской Федерации приведено только одно подтверждение при отсутствии дополнительных
(сверх требуемых трёх) позиций, содержащих неточности/ошибки.
ИЛИ На основе Конституции Российской Федерации приведены два-три подтверждения при наличии дополнительных (сверх требуемых трёх) позиций, содержащих неточности/ошибки
1
Ни одно подтверждение не сформулировано на основе
Конституции Российской Федерации
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
23
Единый государственный экзамен, 2023 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №5 от 14.11.2022 14 / 16
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Составитель:
Кирилл Дрожжин
Обсуждение заданий: https://vk.com/topic-76663927_49073993
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИ
РОВ
О
ЧН
ЫЙ
К
ИМ
№ 22 1
1 1
4
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Объекты микроэкономики».
Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта
должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения
общественных наук возможно только два подпункта.)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
При анализе ответа учитывается:
− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
− наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
− количество подпунктов каждого пункта;
− корректность формулировок пунктов плана
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие экономики как науки.
2. Уровни экономической науки: а) микроэкономика; б) макроэкономика;
(При такой или близкой по смыслу формулировке п. 2
достаточно двух подпунктов, но может быть указана
дополнительно «мировая экономика»)
3. Объекты исследования микроэкономики: а) деятельность домохозяйств; б) деятельность фирм, предприятий и организаций; в) отдельные рынки и отрасли и др.
4. Функции микроэкономической науки: а) познавательная; б) практическая; в) мировоззренческая и др.
5. Сектора экономики: а) промышленность; б) сельское хозяйство; в) сфера услуг и др.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из пунктов плана №2, 3 и 4 в данной или
близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть
содержание этой темы по существу
№
Критерии оценивания ответа на задание 24
Баллы
24.1 1. Раскрытие темы по существу
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов каждого пункта должно быть
не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки
зрения общественных наук возможно только два
подпункта
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов каждого пункта должно быть
не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки
зрения общественных наук возможно только два
подпункта.
ИЛИ Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволяет раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта
2
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах, включая только один пункт, наличие которого позволяет раскрыть данную тему по существу.
1
28
28
28
24
Единый государственный экзамен, 2023 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №5 от 14.11.2022 15 / 17
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Составитель:
Кирилл Дрожжин
Обсуждение заданий: https://vk.com/topic-76663927_49073993
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИ
РОВ
О
ЧН
ЫЙ
К
ИМ
№ 22 1
1 1
4
Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов каждого пункта должно быть
не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки
зрения общественных наук возможно только два
подпункта
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 3, 2 и 1 балла.
ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)
0
Указания по оцениванию:
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный
характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются
при оценивании.
2. 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в
случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла
24.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов
плана
1
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей
1
Все иные ситуации
0
Максимальный балл
4
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость участия государства в регулировании современной экономики. (Обоснование может быть дано с опорой на
обществоведческие знания в нескольких связанных между собой
распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные
и(или) функциональные связи.)
2) Какие виды экономической деятельности Вам известны? (Назовите любые три вида по одному классификационному критерию.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2 видов экономической деятельности приведите по одному примеру, иллюстрирующему одно любое правило его рационального осуществления. (Каждый пример должен быть
сформулирован развёрнуто.)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Правильный ответ должны содержать следующие элементы:
1) обоснование;
(Засчитывается только обоснование, содержащее несколько
связанных между собой распространённых предложений,
раскрывающих связи объектов / процессов (отдельные слова и
словосочетания не засчитываются в качестве обоснования).)
2) ответ на вопрос;
(Ответ на вопрос засчитывается только при корректном
указании названий трёх видов экономической деятельности по
одному классификационному критерию.)
3) примеры, иллюстрирующие одно любое правило рационального осуществления из указанных в пункте 2 видов экономической деятельности (всего три примера).
Засчитываются
только
примеры,
сформулированные
развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не
засчитываются в качестве примеров)
№
Критерии оценивания ответа на задание 25
Баллы
25.1
Обоснование
2
Приведено корректное обоснование с опорой на
обществоведческие
знания
в нескольких распространённых предложениях, которое не содержит ошибок, неточностей и раскрывает причинно- следственные и(или) функциональные связи соответствующих объектов/процессов
2
Приведено в целом корректное обоснование с опорой
на
обществоведческие
знания
в нескольких распространённых предложениях, которое содержит отдельные неточности / иные недостатки, не искажающие сущность обосновываемого тезиса,
И/ИЛИ не полностью раскрывает причинно- следственные и(или) функциональные связи соответствующих объектов/процессов
1
Все иные ситуации, включая обоснование, приведённое в одном предложении или словосочетании И/ИЛИ обоснование, приведённое без опоры на обществоведческие знания, на бытовом уровне
0
25.2
Ответ на вопрос
1
Дан правильный ответ на вопрос: указано необходимое количество требуемых объектов при отсутствии неверных позиций
1
25
Единый государственный экзамен, 2023 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №5 от 14.11.2022 16 / 16
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Составитель:
Кирилл Дрожжин
Обсуждение заданий: https://vk.com/topic-76663927_49073993
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИ
РОВ
О
ЧН
ЫЙ
К
ИМ
№ 22 1
1 1
4
Все иные ситуации, включая отсутствие данного в явном виде ответа на вопрос, оформленного как самостоятельный элемент
0
25.3
Примеры
3
В соответствии с требованиями конкретного задания правильно приведены три примера при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки
3
В соответствии с требованиями конкретного задания правильно приведены только два примера при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки
2
В соответствии с требованиями конкретного задания правильно приведён только один пример при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки.
ИЛИ В соответствии с требованиями конкретного задания правильно приведены два-три примера при наличии одного или более дополнительных (сверх требуемых трёх), содержащих неточности/ошибки
1
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла
0
Максимальный балл
6
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования
(приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018
№ 190/1512, зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52952)
«82. <…> По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом. <…>
В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».
Существенными считаются следующие расхождения.
1. Расхождение между баллами, выставленными первым и вторым экспертами, составляет 2 или более балла в оценивании любого из заданий
17–23. В этом случае третий эксперт проверяет только те ответы на задания
(из заданий 17–23), которые вызвали расхождение в оценивании экспертов в 2 или более балла.
2. Расхождение между суммами баллов, выставленных двумя экспертами за ответ на каждое из заданий 24 по двум критериям (24.1 и 24.2) и задание 25 по трём критериям (25.1, 25.2 и 25.3), составляет 2 балла или более. В этом случае третий эксперт проверяет ответ по всем критериям оценивания ответов на задания 24, 25.
3. Расхождение в результатах оценивания двумя экспертами ответа на одно из заданий 17–25 заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание, а другой выставил ненулевой балл. В этом случае третий эксперт проверяет только ответы на задания, которые были оценены со столь существенным расхождением (по всем критериям оценивания этого задания). Ситуации, в которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании.