Файл: "Авторское право" по дисциплине "Гражданское право".rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Переводчикам и авторам других производных произведений в соответствии с п. 1 ст. 1260 принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод, переделку, аранжировку или другую переработку. Переводчик и автор другого производного произведения пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

Авторское право переводчиков и авторов других производных произведений не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений.

Авторами аудиовизуального произведения в соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ являются: режиссер-постановщик; автор сценария (сценарист); автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).

Заключение договора на создание аудиовизуального произведения может повлечь за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения (продюсеру) исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Переход таких прав устанавливается в порядке ст. 1240 ГК РФ, закрепляющей специфику использования результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта.

Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения (и. 1 ст. 1295 ГК РФ). Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1295 ГК РФ).

Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

2. Содержание авторского права
С момента создания произведения автор становится субъектом правоотношения и, следовательно, приобретает субъективные права. Под субъективным авторским правом понимается установленная российским законом мера правомерного поведения автора, включающая в себя возможность самого субъекта совершать различные действия, требовать определенного поведения от обязанных лиц и прибегать к защите компетентных органов при нарушении его прав и интересов.

Субъективное авторское право- это комплекс неимущественных и имущественных правомочий.

К личным неимущественным правам относятся: право автора, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование, воспроизведение и распространение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства (ст.1255).

Кроме личных неимущественных прав, автору принадлежит исключительное право произведение, которое означает возможность использования произведения по своему усмотрению любым не противоречащим законом способу.

1. Право авторства - это обеспеченная законом возможность гражданина считаться автором созданного произведения и требовать признания авторства от всех других лиц. Право авторства подтверждает тот факт, что произведение принадлежит его создателю. Данное право может возникнуть только у физического лица. Право авторства возникает с момента создания произведения. Право авторства непередаваемо и неотчуждаемо. Отказ от права авторства ничтожен. Законом регистрация права авторства не предусмотрена. Право авторства бессрочно. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается автором, если не доказано иное.

2. Право на имя характеризуется, как право использовать или разрешать использование произведение под своим именем, под вымышленным именем или без указания имени. Право на имя автора возникает на основании права авторства. Возможность автора решать вопрос о том, под каким именем издать произведение, гарантируется законом. Организации, использующие произведение, обязаны выпустить его под тем именем, которое назвал автор. При этом в договоре должно указано действительное имя автора и назван псевдоним или предусмотрено анонимное издание произведения. (Лишь в некоторых случаях установлены исключения из общего правила).

Новым правилом в авторском праве предусмотрена возможность обнародования произведения, лицом, не создавшим это произведение- это публикатор. В соответствии со ст.1337 ГК РФ публикатором признается физическое лицо, которое правомерно

обнародовал или организовал обнародование произведения, ранее не обнародованного и перешедшее в общественное достояние, либо находящееся в общественном достоянии, в силу того что оно не охранялось авторским правом. Публикатор на обнародованное им произведение приобретает право на указание своего имени на экземплярах произведения.

3. Право на неприкосновенность. С помощью этого права охраняется целостность, неизменность, как формы, так и содержания созданного произведения. При создании, публичном исполнении или ином использовании произведения запрещается вносить без согласия автора какие бы то ни было изменения. Воспрещается также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями, и какими бы то ни было пояснениями. Право на неприкосновенность принадлежит автору как на обнародованные и необнародованные произведения. Новым правилом предусмортенным ст. 1266 ГК является возможность вносить изменения в произведения после смерти автора, по разрешению лица, обладающего исключительным правом после смерти самого автора. Предусмотренное законом право о внесении изменений в текст произведений не следует смешивать с правом на перевод, экранизацию, аранжировку, инсценировку и иную переработку произведения. В подобных случаях в результате творческой деятельности переработчика создается новое произведение.

4. Право на обнародование произведения. Под обнародованием понимается осуществление действий, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного сообщения, выпуска в эфир или другим способом. Выпуск произведений в свет, является юридическим фактом, влекущим за собой правовые последствия. Если до опубликования никто не вправе использовать созданное автором произведение без его согласия, то после выпуска в свет законом допускается его использование без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения, но по общему правилу обнародованное произведение используется без договора с автором и с оплатой за использование конкретным способом. По действующему законодательству предусмотрено свободное использование произведения в личных целях. Отдельно предусмотрено свободное использование произведении в информационных, научных, учебных или культурных целях. На этом основании можно без согласия автора, но с указанием его имени цитирование. Впервые в законе предусмотрено создание произведений в жанре литературной, музыкальной или иной пародии обнародованного произведения без согласия автора и без выплаты вознаграждения. Допускается также использование произведения путем репродуцирования. Например, произведения скульптуры или архитектуры находящиеся в открытом доступе. авторский интеллектуальный право


5. Право на отзыв произведения автор может осуществить по своему усмотрению или первоначально он принял решение об обнародовании произведения, но по конкретным причинам отказывается от такого решения. Обнародование может быть предусмотрено по конкретному договору, и тогда автор отозвавший произведение возмещает убытки другой стороне. Даже если произведение вышло в свет, автор вправе отозвать произведение и публично оповестить об отзыве, а ранее выпущенные экземпляры изъять и возместить убытки издателю.

6. Право на перевод произведения принадлежит автору, если он сам владеет языком, на который возникала необходимость перевода. По общему правилу, перевод произведения на другой язык возможен с согласия автора оригинала

7. Обнародованные произведения в области искусства могут быть использованы для создания нового произведения путем переработки. При этом требуется новизна произведения по форме и содержанию, но художественные образы не должны искажаться по своим поступкам, характерам и другим личным качествам.

8. Право на посвящение произведения. Сущность его сводится к тому, что автор может указать на титульном листе конкретное лицо, коллектив, организацию, которым посвящается созданное произведение. Однако в законе это право прямо не предусмотрено.
3. Формы защиты авторских прав
Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.

Под защитой авторских и смежных прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании.

Следует проводить различие между такими понятиями, как охрана авторских прав и их защита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита – это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения. Защите подлежат как нарушенные личные неимущественные, так и исключительные права.

Нарушенные авторские права могут защищаться с помощью норм различных отраслей права. Однако основным способом защиты нарушенных авторских прав является применение норм гражданского права. Это обусловлено тем, что административная и уголовная ответственность предусмотрена не за все виды правонарушений в области авторского права. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что авторское право является частью гражданского права. В этом случае защита осуществляется с помощью предъявления иска в суд.


В случае нарушения авторских прав государственными организациями возможен и административный порядок защиты, то есть путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации-нарушителю.

В данном случае речь идет об обращении авторов и их правопреемников в государственные органы, в ведении которых находятся учреждения, использующие произведения. Указанные органы могут осуществить защиту авторских прав и по собственной инициативе или по просьбе творческих союзов.

Большинство норм о защите интеллектуальных прав сосредоточено в гл. 69 ГК "Общие положения". В главе 70 ГК РФ, посвященной авторскому праву, имеется лишь ст. 1301, которая предусматривает единственный специальный вид ответственности – компенсацию за нарушение исключительного права на произведение. В соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК РФ компенсация может взыскиваться вместо возмещения убытков по выбору правообладателя только в отношении произведений науки, литературы и искусства, а также в отношении товарных знаков и наименований места происхождения товаров.

Базой защиты исключительных прав как прав гражданских являются методы частного права. Использование методов публичного права – уголовного или административного – является дополнительным.

Право на защиту нарушенных прав утрачивается, если обладатели авторских прав приобрели их с нарушением установленного законом порядка либо осуществляют их исключительно с намерением причинить вред другому лицу или допускают злоупотребление ими в иной форме.

Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.

Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.

Различают две основные формы защиты – юрисдикционную и неюрисдикционную.

Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских и смежных прав. Эта форма защиты права интеллектуальной собственности является наиболее эффективной. Суть ее выражается в том, что "лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т.п., которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения"