Файл: Курсовая работа По дисциплине Организация, планирование и управление в энергетике.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | | |
федеральное государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» | | |
Озерский технологический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (ОТИ НИЯУ МИФИ) | | |
| |
Кафедра «Экономики и управления»
Курсовая работа
По дисциплине: «Организация, планирование и управление в энергетике»
Тема: «Мотивация персонала предприятия энергетики»
Зав. кафедрой | | | С.А. Посохина | | ||||
Преподаватель | | (подпись) | В.Н. Софронов | | ||||
| | |||||||
| | (подпись) | | | ||||
Выполнил студент гр.1Э-48Д | | | А.А. Усенкова | | ||||
| | | (подпись) | |
2022
Содержание
Введение 3
1 Теория мотивации персонала предприятия энергетики 5
1.1 Понятие мотивации 5
1.2 Методы стимулирования 10
1.3 Методы материальной мотивации 12
1.4 Методы нематериальной мотивации 13
1.5 Примеры применений мотивации персонала на предприятиях энергетики 15
Список используемых источников и литературы 19
Введение
Основной целью любого предприятия является удовлетворение потребностей потребителей и получение прибыли. Для получения оптимальной прибыли, предприятие должно эффективно функционировать. Следовательно, важную роль в эффективности деятельности предприятия энергетики и качестве работы играет управление персоналом. А мотивация и стимулирование являются одной из функций управления персоналом.
Актуальность данной проблемы в современных условиях обусловлена тем, что основным капиталом любого предприятия, как энергетического, так и в других отраслях, является персонал. Также в настоящее время с появлением новых технологий повышается требования к качеству продукции, а также совершенствуются условия производства. Все это сказывается и на сотрудниках предприятия, путем изменения качества содержания потребностей персонала.
В современных реалиях многое сказывается на эффективности деятельности предприятий. Экономический кризис, многократные санкции, накладываемые на Российскую Федерацию, могут привести к спаду производства, также это затронет и предприятия энергетики.
Всестороннее изучение персонала, мотивов его поведения, потребностей и степени удовлетворенности помогут совершенствованию мотивации персонала энергетики. Построение эффективной системы мотивации сотрудников требует исследования теоретических основ мотивации и применяемых в настоящее время систем стимулирования.
Целями данной курсовой работы является изучение теории мотивации персонала на предприятиях энергетики и разработка предложений по совершенствованию мотивации персонала на ПАО «Фортум».
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1. Изучить теорию мотивации персонала предприятия энергетики;
2. Провести анализ мотивации персонала ПАО «Фортум»;
3. Разработать предложения по совершенствованию мотивации персонала в ПАО «Фортум».
Предметом исследования в данной курсовой работе является мотивация персонала. Объектом исследования является крупная энергетическая компания ПАО «Фортум».
В работе используется следующая литература:
1. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации;
2. Голубев, А. И. Управление мотивацией персонала организации;
3. Горелов, Н. А. Управление человеческими ресурсами: современный подход;
4. Адашев, А. У. Мотивация персонала как функция менеджмента
5. Александрова Н.А, Воронин Б.А., Набоков В.И., Петрова Л.Н, Фатеева Н.Б Управление персоналом организации и др.
1 Теория мотивации персонала предприятия энергетики
1.1 Понятие мотивации
В управленческой литературе изучают различные подходы к системе мотивации трудовой деятельности персонала.
По Мескону, "мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации".
Можно также сказать, что мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать персонал и побудить его эффективно трудиться для выполнения целей организации.
С точки зрения А.Я. Кибанова, система мотивация трудовой деятельности – это комплекс мероприятий, направленных на побуждение трудовой деятельности и поведения на основе глубокой личной заинтересованности и вовлеченности в ее осуществление [11].
Для выполнения порученной сотруднику работы качественно, он должен быть заинтересован в этом, то есть мотивирован.
При разработке концепций мотивации наибольшее значение имели работы А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. Мак-Клелланда.
Практические выводы из концепции Маслоу [4]:
– потребности высших уровней не могут стать мотивами, пока не будут удовлетворены первичные потребности (первых двух уровней);
– чем выше уровень потребностей, тем для меньшего числа людей они являются мотивами к активной деятельности;
– неудовлетворенные потребности стимулируют работников, а удовлетворенные перестают воздействовать, поэтому их место занимают другие неудовлетворенные потребности;
– удовлетворение какой-нибудь одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребности более высокого уровня.
Данная концепция оказала сильное влияние на развитие современного управления, но практика показала, что в этой теории есть ряд очень уязвимых моментов.
По теории Мак-Клелланда рассматриваются три приобретенные потребности, которые мотивируют человека. К таким потребностям относятся [4]:
– потребность достижения (проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал раньше);
– потребность соучастия (проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими, получения от них поддержки). Для ее удовлетворения необходимы постоянные широкие контакты, обеспеченность информацией и др.;
– потребность во власти (административной, авторитета, таланта и т. п.), состоящая в стремлении контролировать действия людей, ресурсы, оказывать влияние на поведение людей, брать на себя ответственность за их действия.
В развитых странах потребности низших уровней, как правило, удовлетворены, поэтому в настоящее время потребности высшего уровня особенно важны.
Теория Фредерика Герцберга основана на двух факторах, которые гласят, что процессы обретения удовлетворенности и нарастания неудовлетворенности с точки зрения вызывающих их факторов являются двумя различными процессами. Например, при устранении факторов, которые вызывают рост неудовлетворенности, не обязательно будет приводить к увеличению удовлетворенности.
Существуют множество других теорий, элементы которых должны учитываться в системе мотивации и стимулирования труда персонала предприятия энергетики.
Упрощенная модель мотивации персонала через потребности представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Упрощенная модель мотивации через потребности
Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом.
Мотивация способствует активности и работоспособности сотрудников. Но на данный момент в России существует много проблем с мотивационной политикой: неудовлетворенность размером заработной платы, проблема взаимоотношений с руководством, климат в коллективе, условия труда на предприятии и другое.
В управлении персоналом мотивацию можно разделить на внутреннюю и внешнюю мотивацию. К внутренней мотивации относится процесс активации мотивов работников предприятия. А к внешней мотивации можно отнести создание стимулов для побуждения к добросовестному и эффективному труду.
Действия по мотивации должны включать экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.
Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы сотрудников предприятия энергетики. К ним в первую очередь относятся [4]:
– разнообразие работы по содержанию;
– рост и расширение профессиональной квалификации работающих;
– удобные графики работы;
– удовлетворение от полученных результатов;
– возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля;
– повышение ответственности работающих; – продвижения по службе и т. д.
Электроэнергетическая отрасль играет важную роль в улучшении качества жизни населения и бесперебойной работы предприятий. В Российской Федерации каждый год в эксплуатацию вводятся новые объекты как жилого, так и нежилого комплекса, вследствие чего спрос на электроэнергию постоянно растет. Для устойчивого роста экономики и улучшения качества жизни жителей Российской Федерации перед электроэнергетической отраслью стоит задача обеспечения нормативного уровня надежности электроснабжения. Выполнить эту задачу можно только при слаженной и эффективной работе персонала.
Организация эффективной системы стимулирования персонала предприятия энергетики в настоящее время является одной из наиболее сложных практических проблем менеджмента.
Веснин В.Р. выделяет следующие типичные проблемы в организациях, связанными с низкой мотивацией персонала [6]:
- высокая текучесть кадров;
- высокая конфликтность;
- низкий уровень исполнительской дисциплины;
- некачественный труд (брак);
- нерациональность мотивов поведения исполнителей;
- слабая связь результатов труда исполнителей и поощрения;
- халатное отношение к труду;
- отсутствие условий для самореализации потенциалов сотрудников;
- проблемы "общественного сотрудничества" в деятельности фирмы;
- низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных;
- низкий уровень межличностных коммуникаций;
- сбои в производственном процессе;
- проблемы при создании согласованной команды;
- слабая перспектива карьерного роста, отражающаяся на рабочем тонусе сотрудников;
- противоречия в отношениях между предпринимателем и работником;
- низкая эффективность методов нормативного описания труда;
- неудовлетворенность работой сотрудников;
- низкий профессиональный уровень персонала;