Файл: Занятие для обучающихся 4 классов по теме Что мы Родиной зовем Цель занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа к разделу 2.3 «Государство: доверие»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 4 классов по теме: «Что мы Родиной зовем?»

Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование презентации и игру.

Ход урока:

Учитель: как каждый из нас понимает слово «родина». Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.

Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о родине. А что такое Родина, как вы думаете?

Возможные ответы учеников, подведение итога разговора.

Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни. Задание.

Учитель: Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).

Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали? Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).


Распечатанный файл с определениями из разных толковых словарей для парной работы, если нет возможности визуализации на экране.

1.Толковый словарь Ожегова РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чегон: Москва - его р. Индия - р. шахмат.

2. Словарь Даля. РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать.

3. Словарь Ефремовой. Родина – страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является.

4. Словарь Ушакова РО́ДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...» 2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня Денисовка близ Холмогор.

5. Энциклопедический толковый словарь. РОДИНА 1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.


Учитель: А как называется главный город нашей страны? (Москва) — Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
Вам очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране и для детей Родина начинается с того, что к нему ближе всего.

Учитель: Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине – России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете у вас есть «малая Родина»? Как она называется?

Правильно ребята, наша малая Родина – это наш город Благовещенск.

  • Родина моя - Амурская земля.

  • Благовещенск - город самый мой главный.

  • Хлебосольная, самоварная.

Учитель- А сейчас я предлагаю вам отправиться на экскурсию по городу. И первая наша остановка будет на улице Рёлочная, где возведен Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы является главным храмом Благовещенской епархии. Его настоятелем является сам правящий архиерей архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил. 

Храм построен на историческом, священном для местных жителей месте, где до 1980 года стояло первое строение г. Благовещенска — Свято-Никольская церковь. Архитектурный проект собора разработан в традиционном «кирпичном» стиле, характерном для православных храмов конца XIX века. Храм увенчан семью золочёными куполами, и восьмой позолоченный купол вершит колокольню. Высота главного купола до основания креста 38,85 метров, высота колокольни — 32,5 метров. Рассчитанный на 540 молящихся, внутри храм имеет высоту от пола до купола 21,12 метра.

В храме хранится Дальневосточная святыня - Албазинская икона Божией Матери, появившейся на берегах Амура в 1667 году.

Учитель- Следующая остановка на улице Ленина, одна из главных улиц города, где расположено много достопримечательностей и первая о которой мы поговорим будет Амурский Областной театр драмы.

Датой его образования считается декабрь 1883 года, когда на арендованной сцене Благовещенского городского Общественного Собрания состоялся первый спектакль с участием профессиональных актеров. Это был «Ревизор» по пьесе Н.В.Гоголя. 



После удачно сыгранного спектакля Общественное собрание решило, что надо обзавестись собственным зданием и в 1886 году на добровольные пожертвования горожан всех сословий было построено здание, в котором театр играет по сей день.

В 1920-м году труппа получила государственный статус, а в 30-е годы театр стал областным.

В 1983-м году театр был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Театр успешно гастролирует в Харбине, Пекине, Нью-Йорке, блистательно выступал в дальневосточной столице – Хабаровске. Весьма успешно осуществляется сотрудничество амурских мастеров сцены с известными китайскими киностудиями.

Учитель- Неподалеку от театра драмы, рядом с городским парком, расположен один из самых трогательных памятников Благовещенска - памятник Зинаиде Синицыной. Она стала настоящим символом города, несмотря на то, что была обычной продавщицей мороженого... На протяжении двух десятилетий она стояла на одном и том же месте у городского парка, продавала мороженое и кормила голубей. 
Ни дождь, ни жара, ни даже сильные морозы не мешали Зинаиде Синицыной заниматься своим делом, и за это местные жители прозвали ее Снегурочкой. Ее можно было встретить и в будний день, и в выходной. В 2013 году, спустя 25 лет после ее кончины общественная организация "Снегурочка" выступила с инициативой установки памятника любимице горожан, которых на ее глазах выросло не одно поколение. Средства на установку собирали всем городом. Зинаида Синицына стала настоящей легендой, символом трудолюбия и доброты, и теперь она продолжает стоять на своем месте, увековеченная в металле рядом с неизменным ящиком мороженного.

Учитель- следующая достопримечательность Амурский краеведческий музей - одно из главных исторических зданий города. Постройка XIX века архитекторами из Германии. В музее содержатся исторические сводки важнейших событий в истории и культуре, политике города и области на рубеже веков.

Музей основан 16 (28) августа 1891 года. Его открытию предшествовала выставка, устроенная золотопромышленниками в честь приезда в Благовещенск наследника царского престола Николая Александровича Романова, будущего императора Николая II. Музей расположен в одном из красивейших зданий города, в котором в конце XIX - начале XX веков находился универсальный магазин Торгового дома "Кунст и Альберс". С 1993 года музей носит имя известного учёного-краеведа Г.С. Новикова-Даурского. Он проработал в музее в течение 34 лет. В фондах музея числится свыше 155000 предметов, более 120000 из них относятся к основному фонду. Наиболее крупные музейные коллекции: нумизматическая, археологическая, естественнонаучная, этнографическая.


Многие музейные предметы уникальны: доспехи японского самурая XVIII века, костюмы и атрибуты даурского и эвенкийского шаманов (конец XIX – начало XX вв.), музыкальная шкатулка (Германия, к. XIX в.), Усть-Нюкжинский метеорит (н. XX в.), кости доисторических ископаемых животных – динозавров (65-70 млн лет назад), мамонтов (25-30 тыс. лет) и другие.
Расположенный на приграничной территории, музей активно развивает международное сотрудничество. В музее проводятся выставки по истории и культуре Китая, Кореи, Японии.

Учитель- А сейчас мы отправимся с вами на набережную города и остановимся у памятника посвященному боевым действиям в годы Великой Отечественной войны- это речной артиллерийский катер времен Великой Отечественной войны. Корабль-памятник. его установили в июле 1989 года ко дню города. Это реальный боевой катер, с бортовым номером 905 создан в 1943 году в Астрахани. Пройдя боевой путь с запада на амур, он заслужил право стать кораблем- памятником. За короткий срок у Благовещенска было переправлено через Амур около 30 000 воинов, 160 танков, 420 орудий и тяжелых минометов, 116 бронемашин, более 1,5 тысячи лошадей, 847 конных павозок. Таким был вклад военных моряков в обеспечении победы. По просьбе моряков Амурской речной флотилии бронекатер установили на берегу Амура на вечную стоянку как памятник.

Учитель- на юго-восточной окраине Благовещенска расположен памятник федерального значения- кладбище динозавров. Это захоронение давно снискало славу как уникальное и находится на верхних строчек рейтинга у палеонтологов не только России, но и всего мира. Амурские ученые здесь копают поздний мел, то есть ту самую границу среза земной коры, по которой ходили и на которой вымирали последние динозавры. За десятки лет собрана удивительная, не имеющая аналогов коллекция костей растительноядных динозавров. Как результат – восстановлен полный скелет рептилии, обитавшей в районе нынешнего Благовещенска порядка 65 миллионов лет назад. Благовещенск считается одним из центров динозавроведения. Из останков, извлеченных с правого берега Амура в 1911 году, был смонтирован скелет динозавра для музея Всесоюзного геологического института в Санкт-Петербурге.

Впервые останки динозавров были найдены на берегу Амура, разделяющем Россию и Китай, полковником русской царской армии в 1902 году. Через десять лет российские палеонтологи успешно провели там новые раскопки
, но уже с середины двадцатых годов исследования были полностью прекращены. Возобновились поиски останков рептилий лишь в 1999 году, когда российские и бельгийские палеонтологи организовали экспедицию в окрестности поселка Кундур на юго-востоке Амурской области.

Учитель- Город становится большим торговым и транспортным центром на Амуре. Развивается Фабрично – заводская промышленность: машиностроение («Амурский металлист», «Элеватормельмаш»), судостроение и судоремонт («Судоверфь», судостроительный завод), оборудование для горнорудной и золотодобывающей промышленности; приборостроение («Амуроэлектроприбор», электроаппаратный завод), электроэнергетика («Амурэнерго»); предприятия по производству стройматериалов (заводы стройматериалов, железобетонных изделий; асфальтовый и домостроительный комбинаты), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (спичечная фабрика «Искра», «Амурмебель», мебельный комбинат, лесоперевалочный комбинат), легкая промышленность (швейная фабрика, хлопкопрядильная фабрика; «Прогресс», «Амурчанка», «Белка», «Амурские узоры»); пищевая промышленность (птицефабрика «Амурская», мясокомбинат, «Амурхлебопродукт», «Кондитер», «Кристалл», молкомбинат, Благовещенская кондитерская фабрика «Зея»). Так же образовательные учреждения: медицинская академия, педагогический университет, Дальневосточный аграрный университет, Амурский государственный университет, старейшее на Дальнем Востоке речное училище (1899), Амурский педагогический колледж и др. учебные заведения. Открываются новые развлекательные комплексы.

Учитель.-  Когда-то в 1890 году у нас в городе проездом был А. П. Чехов. 
Проплывавший по Амуру в 1890 году великий русский писатель А. П. Чехов так отзывался о наших местах: «описывать такие красоты, как амурские берега, я совсем не умею; пасую перед ними и признаю себя нищим. Ну как их опишешь? Представьте себе Сурамский перевал, который заставили быть берегом реки, — вот вам и Амур. Скалы, утесы, леса, тысячи уток, цапель...»

Учитель: А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко» (дети говорят полным предложением, за что любят свой город).
Рефлексивный этап.
Учитель: Вот и подошло к концу путешествие по нашей малой родине.

  1. Вам оно понравилось?

  2. По какому городу мы путешествовали? (Благовещенск)

  3. Чем для нас является Благовещенск? (малой родиной)

  4. Какие памятные места родного города Вы запомнили?