Файл: Тема 1 Вопрос Функции истории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 440

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1



Вопрос 1. Функции истории.

 

История всегда вызывала большой интерес общества. Наше прошлое не исчезает, а живет в накопленном опыте социальной жизни. Прежде всего, история – это форма социальной памяти человечества. А обобщение и обработка накопленного человеческого опыта – первейшая задача истории. Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории в контексте мирового исторического процесса. И это происходит совсем не потому, что на смену одной идеологической конъюнктуре приходит другая, хотя и это необходимо учитывать, а потому, что меняется сам мир, а вместе с ним и мы сами. История – это не только «преданья старины глубокой», но и сегодняшний день.

На примерах истории люди воспитываются в уважении к непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте. Выдающийся русский историк, профессор Московского университета В.О. Ключевский остроумно заметил, что, хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории.

История – одна из важнейших форм самосознания людей, главный способ самоидентификации общества, средство «ориентации» людей в социальном пространстве. Историческим опытом стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы, которые ссылками на историю обосновывают свои действия. Поэтому в интерпретации тех или иных событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.

Каждый грамотный человек должен знать историю своего Отечества, жизнь и дела своих отцов и предков. Нельзя жить на родной земле, не зная, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах и славе, заблуждениях и ошибках.

История России всегда была частью мировой цивилизации, и поэтому необходимо изучать пути развития нашего государства в контексте всемирной истории, неизменно обращая внимание на ее место в мировом историческом процессе.

История (от греческого historia – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) – одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.), написавший первое историческое сочинение «История». История – наука о развитии человеческого общества во всем его многообразии. В свою очередь, история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей,
человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. Отсюда следует, что предметом изучения истории является деятельность и действия людей, то есть вся совокупность отношений в обществе. В.О. Ключевский так писал об истории как науке: «Содержанием истории, как отдельной науки, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».

Для чего нужно знать историю своей страны? Ответить на этот вопрос мы сможем, выяснив социальные функции истории. Без этого невозможно восстановление и сохранение нашего национального прошлого, определение его места и роли в истории, а народ без исторической памяти не имеет будущего.

Какие же существуют функции исторической науки?

Первая функция – познавательная, интеллектуально развивающая, которая заключается в изучении исторического пути России и ее народов, так как невозможно понять настоящее во всей сложности и противоречивости составляющих его процессов без выяснения их исторических корней. Образованнейший человек своего времени Н.Г. Чернышевский считал, что можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории.

Вторая функция – политическая. Она позволяет анализировать исторические факты, выявляя закономерности в развитии общества с целью не допустить ошибок в будущем. Чтобы определить, куда и как обществу идти в своем развитии, нужно знать, откуда, из какого состояния оно пришло и как прошло свой исторический путь. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.

Третья функция – мировоззренческая, определяющая в значительной степени формирование научного мировоззрения. Мировоззрение (взгляд на мир, общество, законы его развития) может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона была и остается фундаментом, на котором базируется наука об обществе. На исторической неграмотности спекулируют сторонники догм и лженауки об обществе, так как, не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать все идеологические построения и гипотезы на веру.

Воспитательная функция способствует всестороннему воспитанию человека,

формирует его гражданские качества, помогает накоплению моральных и нравственных ценностей общества.

Функция социальной памяти состоит в том, что историческая наука выступает связующим звеном между прошлым и настоящим. Сообщаемые ею знания составляют необходимый элемент духовной культуры, без которого невозможно поступательное развитие общества.

Предмет истории в том виде, в каком мы изучаем его сейчас, определился не сразу. В ходе исторического процесса видоизменялись социальные, политические, экономические параметры общества, развивались науки и культура, а по мере развития человечества развивалась и история как наука, впитывая в себя опыт многих поколений людей. При этом расширялось и обогащалось содержание исторической науки, происходил процесс все возрастающего накопления знаний.

Изучая прошлое человечества, историческая наука использует различные исторические источники - как свои собственные, так и достижения других наук (летописи, данные археологии, этнографии, памятники материальной и духовной культуры и пр.). Комплекс исторических источников обширен и многообразен. Исторический источник – это памятник материальной и духовной культуры непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучать прошлое человечества. В настоящее время выделяют четыре основных группы исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные) и 4) фонические или звуковые. Так, например, письменные источники можно разделить на единичные – уникальные, никогда не повторяющиеся, отражающие единичные события (например, Соборное Уложение 1649 года или Манифест 1861 года) и массовые, которые по одинаковой схеме описывают какой-либо процесс или явление (материалы статистических переписей, обследований и т.д.).

Основой исторической науки является собирание, классификация, систематизация и обобщение фактов, анализ их в тесной связи и совокупности. Благодаря постепенному и постоянному накоплению фактов сложились целые отрасли исторических знаний: политическая история, социальная история, военная история, история государства и права, экономическая история, история культуры, историческая география, историография, а также археология и этнография. История – это воссоздание прошлого на основе источников, это своеобразное моделирование прошлого.


Сложился также и ряд специальных (или вспомогательных) исторических дисциплин, разрабатывающих общие и частные вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них – источниковедение (разрабатываются общие приемы и методы изучения и использования исторических источников), палеография (история письма), генеалогия (выяснение происхождения и родственных связей того или иного лица или семьи), геральдика (изучение гербов), сфрагистика (изучение печатей), нумизматика (изучение монет), а также историческая метрология (предметом исследования являются применявшиеся в прошлом отдельные единицы измерения длины, площади, объема, веса, массы и т.д.), топонимика (исследование названий географических пунктов), историческая хронология (исследование как разные народы в разное время измеряли и исчисляли время, как развивались и взаимодействовали календари) и др. Все это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития исторической науки.

История – наука достаточно конкретная, требующая точного знания хронологии фактов и событий. По сравнению с множеством других социально-гуманитарных наук, исследующих какую-либо одну из сторон общественной жизни, она характеризуется тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса.

Из этого следует, что многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, юристы, социологи, политологи, этнологи и другие специалисты социально-гуманитарного цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития.

 

Вопрос 2. Методы изучения истории.

 

Метод – это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ получения из фактов новых знаний. Применительно к исторической науке, метод – это изучение исторических закономерностей через познание исторических фактов.

Общими методами для всех социально-гуманитарных наук являются исторический и логический. Исторический метод предусматривает изучение явлений во взаимосвязи различных причин (экономических, политических, идеологических, социальных), рассмотрение процесса в комплексном развитии: причины его возникновения, как изменялось его внутреннее содержание в связи с изменением обстановки, какие оценки он получал на том или ином этапе развития, каковы его последствия. При логическом методе изучаемые явления рассматриваются с точки зрения доказательств и опровержений, что способствует лучшему пониманию различных фактов и периодов исторического развития.


В исторической науке применяются и специально-исторические методы исследования:

– хронологический – изложение исторического материала в хронологической последовательности;

– хронологическо-проблемный – изучение истории по периодам (темам) или эпохам, а внутри темы – по проблемам;

– проблемно-хронологический – изучение какой-либо одной стороны жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии;

– сравнительно-исторический – сопоставление исторического развития разных стран;

– синхронный– одновременное изучение явлений, происходящих в разных регионах (странах) в одно и то же время

– ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин события.

 

Важное значение для научного исторического исследования имеют принципы получения исторических знаний: объективность, историзм и социокультурный подход.

Принцип объективности означает:

– изучение исторических закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического, экономического и культурного развития;

– опору на факты в их истинном содержании, не искажая и не подгоняя под заранее заданные схемы;

– рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов (положительных и отрицательных) в их совокупности, независимо от того, нравятся они нам или нет, подтверждают существующее мнение или идут вразрез с ним.

 

Принцип историзма – один из основных принципов подхода к изучению природы и общества. Он предполагает рассмотрение фактов и исторических событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой в их взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом свойственной данному периоду расстановки общественных сил в стране и мире.

Принцип социокультурного подхода предполагает, что в развитии и специфике общественных процессов проявляются особенности менталитета, традиций, культурных установок в общественном сознании, а так же определенные индивидуальные и массовые интересы в политике, экономике, культуре и других сферах общества.

 

Вопрос 3. Методология истории.

 

В различные исторические периоды существовали разные теории, объясняющие ход исторического процесса. В этой связи необходимо отметить, чтометодология – это логическая организация какого-либо процесса. В этом широком смысле методология является необходимым компонентом сознательной целенаправленной деятельности.