Файл: Глава Анализ рынка, классификация и ассортимент бытовых.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2

3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .................................................................................................................. 4
Глава 1. Анализ рынка, классификация и ассортимент бытовых
пылесосов
1.1 Состояние и перспективы развития современного рынка бытовых пылесосов ......................................................................................................... 7 1.2 Классификация и характеристика ассортимента бытовых пылесосов в соответствии с ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС ............................................... 16
Глава 2. Характеристика ассортимента и экспертиза качества бытовых
пылесосов на примере ООО «М.Видео»
2.1 Характеристика ассортимента бытовых приборов на примере ООО
«М.Видео» ...................................................................................................... 22 2.2 Организация и порядок проведения экспертизы качества бытовых пылесосов ....................................................................................................... 31
Заключение ........................................................................................................... 44
Список использованных источников ............................................................. 48
Приложения .......................................................................................................... 50

4
ВВЕДЕНИЕ
Пылесос – это машина для уборки пыли и загрязнений с различных поверхностей за счет всасывания их потоком воздуха. Пыль и загрязнения накапливаются в пылесборнике, из которого они должны регулярно удаляться [5, с. 102].
На протяжении многих столетий все человечество усердно борется с пылью. С уверенностью можно сказать, что актуальность этой борьбы сохранилась и по сей день.
Борьба с пылью в быту более чем важна для здоровья человека и функционирования его нормальной жизнедеятельности. Пыль – это благоприятная среда для появления и развития различных микроорганизмов.
Основными источниками пыли в помещениях являются загрязненный воздух и грязь, вносимая вместе с обувью и одеждой, а так же образующаяся при износе здания и выполнении некоторых бытовых работ [8, с. 356].
С того момента, когда появились пылесосы, процесс уборки весьма облегчился и упростился, так как стал отнимать меньше времени и прикладываемых усилий. Новое изобретение человечества прочно вошло в нашу жизнь и, можно сказать, что оно является неотъемлемой его частью.
Бытовые пылесосы относятся к вакуумным пылеуборочным машинам.
Принцип конструкции пылесоса, как таковой, был разработан еще в середине
XIX века известным электротехником русско-польского происхождения -
Михаилом Доливо-Добровольским. Стоит отметить, что первые пылесосы довольно громко шумели во время уборки, поэтому в дальнейшем моторы стали оснащать специальными глушителями, а корпус
- шумоизоляционными материалами.
Замена ручной уборки машинной значительно улучшает санитарно- гигиенические условия, потому как пыль, которая часто бывает бактериально зараженной не разносится по всему помещению, а собирается в одном месте.


5
Ежегодно производятся сотни новейших моделей бытовых пылесосов, и с каждым годом их ассортимент увеличивается, а качество значительно улучшается.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сегодня наиболее остро возникает вопрос формирования ассортимента бытовых пылесосов и его оптимальной структуры, а так же тем, что большое внимание уделяется их качеству и безопасности для потребителя.
Объектом исследования в курсовой работе выступают бытовые пылесосы.
Предметом исследования выступают анализ рынка и экспертиза качества бытовых пылесосов на примере торгового предприятия ООО
«М.Видео».
Цель курсовой работы – изучить товароведную характеристику, ассортимент и провести экспертизу качества бытовых пылесосов на примере магазина ООО «М.Видео».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ современного рынка бытовых пылесосов;
- изучить классификацию и характеристику ассортимента бытовых пылесосов в соответствии с ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС;
- проанализировать ассортимент бытовых пылесосов, реализуемых
ООО «М.Видео»;
- изучить организацию и порядок проведения экспертизы качества бытовых пылесосов на примере ООО «М.Видео».
При написании курсовой работы использовались теоретические, практические и эмпирические методы исследования.
Информационными источниками послужили нормативно-правовые документы, российские издания, периодические издания, а также интернет источники, стандарты, статьи, опубликованные в научных журналах, статистические данные Росстата.

6
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе представлены состояние и перспективы развития современного рынка бытовых пылесосов, а также рассмотрена классификация и дана характеристика их ассортимента в соответствии с
ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС.
Во второй главе был проанализирован ассортимент бытовых пылесосов магазина ООО «М.Видео»,а такжепроведена экспертиза качества бытовых пылесосов.
Курсовая работа содержит наглядный материал в виде рисунков, графиков и таблиц.

7
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ РЫНКА, КЛАССИФИКАЦИЯ И АССОРТИМЕНТ
БЫТОВЫХ ПЫЛЕСОСОВ
1.1 Состояние и перспективы развития современного рынка
бытовых пылесосов
Первая в истории машина для уборки пыли была создана в конце XIX века. Чтобы управлять ею, необходимо было привлечь к работе как минимум двух взрослых мужчин, так как необходимо было раздувать меха, что и делал один из них, другой же должен был перетаскивать шланг.
При этом пыль не собиралась - ее раздувало в стороны.
Данную идею решил усовершенствовать инженер Хьюберт Сесил Бут в
1901 году. Его пылесос уже не раздувал пыль, а всасывал в специальный пылесборник через фильтр. Мощность вакуумного насоса такого пылесоса составляла пять лошадиных сил. Первый образец получился довольно громоздким и издавал весьма много шума, и поэтому пылесос во время работы, как правило, оставался на улице, внутрь через окно подавался только шланг, который должен был всасывать пыль [11, с. 251].
Далее практически до конца XX века, все производители копировали металлический цилиндр, перемещающийся на колесиках, соединенный, в свою очередь гибким шлангом с всасывающей щеткой, и, при этом имеющий в комплекте несколько различных съемных насадок. Лишь технологии второй половины XX века позволили создать новые вариации пылесосов: моющие, встраиваемые, пылесосы с многоступенчатой системой фильтрации и роботы-пылесосы. Рассмотрим состояние и перспективы развития современного рынка бытовых пылесосов.
Рынок пылесосов – небольшой, но стабильный сегмент рынка бытовой техники. На протяжении последних нескольких лет он занимает постоянную долю в 6 % от общих объемов продаж бытовой техники [18, с. 602].


8
Подобная стабильность обусловлена тем, что потребность покупки пылесоса опирается на соединении нескольких общих потребностей покупателей:
- физиологической потребности в поддержке чистоты в доме
(соответствующие атрибуты продукции - мощность, надежность, качество фильтрации);
- наличие пылесоса поднимает социологический статус его хозяина
(например, торговая марка, имидж того или иного производителя, дизайн продукции);
- в потребности облегчить домашнюю работу и освободить дополнительное время (к примеру, удобство в использовании, компактность).
К положительным внешним факторам, влияющим на рынок пылесосов можно отнести:
- распространение привычки среди потребителей в использовании бытовой техники;
- расширение использования различных ковровых и линолеумных покрытий;
- значительный уровень износа парка пылесосов;
- значительный дефицит свободного времени у потенциальных потребителей;
- относительно низкая сезонность продаж;
- развитие сетей распространения и сервиса.
К отрицательным факторам относятся:
- общие кризисные явления, происходящие в экономике;
- падение платежеспособности потребителей;
- отсутствие оборотных средств у торговых посредников;
- нестабильность законодательства;
- нестабильность валютного рынка (данный негативный фактор может быть рассмотрен как позитивный для отечественного производителя) [12, с.
65].

9
В таблице 1 представлены данные, характеризующие текущий объем продаж бытовых пылесосов в общем объеме розничного товарооборота на внутреннем рынке Российской Федерации.
Таблица 1
Объем продаж бытовых пылесосов в Российской Федерации в
общем объеме розничного товарооборота, трлн. руб.
Показатель
2016 2017 2018 (прогноз)
Общий розничный товарооборот
7,4 8,6 10,4
Оборот непродовольственных товаров
3,8 4,65 5,6
Бытовые пылесосы
0,6 0,63 0,68
*Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. – Сетевой режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 24.11.2018)
Данные таблицы 1 показывают, что в данном случае в период с 2016 по
2018 гг. прослеживается стабильный и устойчивый рост, как в целом розничного товарооборота, так и оборота непродовольственных товаров, включая такой сегмент рынка, как бытовые пылесосы.
Увеличение доли рынка дорогой качественной техники, в свою очередь, указывает на тенденцию перехода от нелегально-базарной торговли к розничным специализированным сетям, что соответственно поднимает значение неценовых факторов конкуренции - качества, сервиса и гарантий.
Тормозить активное развитие данного процесса может низкая платежеспособность населения и кризис экономики [18, с. 263].
По обороту розничных продаж бытовые пылесосы на сегодняшний день являются лидирующей категорией, что в денежном выражении составляет почти 30 млрд. руб.
В натуральном выражении продажи бытовых пылесосов в 2017 г. составили почти 6 млн. шт., что на третьем месте после электрических бытовых чайников и утюгов [23].
Объем совокупного предложения на рынке бытовых пылесосов в 2013-
2018 гг. и прогноз на 2019-2021 гг. представлены на рисунке 1.


10
Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. –
Сетевой режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 24.11.2018)
Рис. 1. Объем совокупного предложения на рынке бытовых
пылесосов в 2013-2018 гг. и прогноз на 2019-2021 гг.
В соответствии с рисунком 1 можно сделать выводы о том, что в середине 2014 г. объем потребления бытовых пылесосов увеличился на 3% до 7197,3 млн. шт., что обусловлено желанием населения прибрести товар до того момента, как цены на него вырастут из-за сложившейся экономической ситуации в стране.
С конца 2014 г. товарные запасы предприятий начали заканчиваться и европейские производители объявили ритейлерам об увеличении цен, что отразилось и на розничных ценах. В 2015 г. объем предложения бытовых пылесосов снизился на 39% и составил 4442,9 млн. шт., однако, в 2016 г. рынок начал восстанавливаться и вырос на 8% до 4800 млн. шт. Рост объема предложения обусловлен, главным образом, адаптацией потребителей к новой экономической реальности и переходом на сберегательную модель поведения.
В 2017 году объем предложения продолжил увеличиваться и составил
5,9 млн. шт. К 2018 году объем предложения бытовых пылесосов составил
6112,3 млн. шт.
7 7,2 4,4 4,8 5,9 6,1 6,2 6,4 6,5 0
1 2
3 4
5 6
7 8
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Объем совокупного предложения, млн. шт.

11
Несмотря на отсутствие роста реальных доходов населения, к 2019-
2021 гг. можно ожидать увеличение объема совокупного предложения за счет расширения и углубления ассортимента импортных инновационных бытовых пылесосов, которые вызовут интерес со стороны потребителей.
В свою очередь, в структуре рынка можно ожидать увеличение спроса на бытовые пылесосы премиум-сегмента, так как растет популярность пылесосов с усовершенствованными мешками для пыли, а также роботов- пылесосов и их вариаций (с лазерным управлением, настройкой карты помещения, программированием по дням недели и т.п.) [14, с. 542].
Рассмотрим подробнее структуру потребления бытовых пылесосов по федеральным округам Российской Федерации.
В 2017 году наибольшую долю в структуре потребления бытовых пылесосов занимали Центральный федеральный округ и Приволжский федеральный округ, потребление бытовых пылесосов в которых в процентном выражении составило 26,7 % и 19,8% соответственно. Подобная структура потребления бытовых пылесосов формировалась во многом за счет потребностей Центрального и Приволжского федеральных округов, роста количества населения, а также платежеспособного спроса.
Далее следовали Сибирский федеральный округ с долей в 13,2%,
Южный федеральный округ с долей в 11,2% и Дальневосточный федеральный округ с долей в 10,8%.
Наименьшую долю в структуре потребления бытовых пылесосов заняли Сибирский, Северо-Кавказский и Северо-Западный федеральные округа, что в процентном выражении составило 8,6%, 8,2% и 7,9% соответственно.
По итогам 2018 года значительных изменений в структуре потребления бытовых пылесосов не наблюдается, а это значит, что на сегодняшний день лидерами остаются Центральный и Приволжский федеральные округа, потребление бытовых пылесосов в которых в процентном выражении составляет 26,7% и 20,2% соответственно [23].


12
Стоит отметить, что в 2017-2018 гг. динамика продаж бытовых пылесосов в России была положительной. Что же касается 2019-2021 гг., то продажи пылесосов будут стабильно увеличиваться вслед за растущим спросом примерно на 3,2 - 4,9% в год. Увеличение продаж будет обусловлено снижением безработицы, ростом доходов населения, а также и реализацией отложенного спроса [17, с. 126].
Стабильность рынка бытовых пылесосов и постоянно растущая динамика оказали влияние на развитие конкуренции и существенное сокращение на рынке доли отечественной продукции.
Таким образом, целесообразно говорить о том, что на сегодняшний день российский рынок бытовых пылесосов в основном представлен продукцией импортного производства. По данным Федеральной службы государственной статистики доля импортной продукции на российском рынке в процентном выражении составляет 65 процентов.
По оценкам экспертов, подобная тенденция сохранится вплоть до 2019 года. Доля импортной продукции в 2019-2020 гг. на рынке бытовых пылесосов в России будет колебаться в пределах 67-79% от всего объема предложения [23].
Структура российского рынка бытовых пылесосов по странам- импортерам представлена в таблице 2.
Таблица 2
Структура российского рынка бытовых пылесосов по странам-
импортерам, %.
Производитель
Структура ассортимента в натуральном выражении,% в денежном выражении,%
Южная Корея
65,3 57
Япония
11,2 18,3
Германия
8,2 13
Швеция
5,1 3,5
Нидерланды
5,1 6,5
Китай
4,1 1
Италия
1 0,7
*Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. – Сетевой режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 24.11.2018)

13
Данные таблицы 2 показывают, что в основном ассортимент бытовых пылесосов на российском рынке представлен техникой корейских и японских фирм. Стоит отметить, что продукция европейских фирм менее известна покупателям, однако, немецкие фирмы завоевали доверие российских потребителей, так как они отличаются непревзойденным качеством, высокой надежностью и относительно недорогой ценой. Это связано, в первую очередь, с тем, что пылесосы этих компаний выпускаются на собственных заводах в Германии, что и гарантирует высокое качество сборки.
Необходимо подчеркнуть, что производители различных стран занимают свои определенные ниши. Так, к примеру, американские бытовые пылесосы заняли нишу для дорогостоящих, прочных и долговечных товаров
(они в полном объеме гарантируют высокий срок эксплуатации, а также бесперебойность в работе), европейские – нишу функциональных товаров, а азиатские бытовые пылесосы, в свою очередь – нишу для недорогих товаров
(техника эконом-класса, она многофункциональна, высокотехнологична, но срок эксплуатации довольно небольшой) [7, с.120].
Структура российского рынка бытовых пылесосов по фирмам- производителям проиллюстрирована на рисунке 2.
Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. –
Сетевой режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 24.11.2018)
Рис. 2. Структура российского рынка бытовых пылесосов по фирмам-
производителям,%
30%
25%
20%
14%
5% 6%
Samsung
LG
Bosch
Thomas
Philips
Прочее