Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 443
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Именно таким примером является период княжения Олега (879-911 гг.). Олег объединил два крупнейших центра (Новгород и Киев) на торговом пути «из варяг в греки», далее расширил свои владения за счет славянских племен древлян, северян, радимичей и др., оставляя на подчиненных территориях своих наместников. Утвердив свою власть внутри страны, князь с дружиной отправился в поход на Византию и добился заключения с ней выгодных торговых договоров в 907 и 911 гг.
В первое столетие своей истории русское государство фактически представляло собой непрочную федерацию отдельных княжеств, выплачивающих дань Киеву. Отсутствовал развитый государственный аппарат, не было стабильности управления. Эти функции выполнялись в ходе полюдья - ежегодного объезда князя и дружины подвластной территории для сбора дани и осуществления княжеского суда. Согласно летописям, при сборе дани в земле племени древлян погиб киевский князь Игорь (912-945 гг.). Его жена - Ольга, ставшая правительницей из-за малолетства сына Святослава (964-972 гг.), провела налоговую и административную реформы, установив точный размер дани и места ее сбора – «уроки и погосты».
Важнейшим фактором укрепления Киевского государства стало принятие христианства. Но путь его утверждения на Руси не был простым. Поклонение древним богам - Перуну, Велесу, Хорсу, Даждьбогу, Макоши, Симарглу, Стрибогу, Яриле и др., соблюдение обрядов, жертвоприношения на капищах, авторитет волхвов было привычным для языческого славянского общества. Но постепенно старые боги перестали отвечать потребностям новых условий жизни, где усиливалось социальное неравенство, формировалась имущественная зависимость, укреплялась власть князя и его дружины. Необходим был иной духовный стержень, который бы сцементировал складывавшуюся древнерусскую государственность и сделал прочно-легитимной княжескую власть.
Тесные культурные связи и торговые контакты с Византией способствовали тому, что в 988 г. при князе Владимире I Святославовиче произошло крещение Руси. В качестве государственной религии было принято христианство (в форме православия). Христианизация Руси имела большое значение для культурного и политического развития страны.
Этап «расцвета»Именно с эпохи Владимира I Святославовича (980-1015 гг.) начался расцвет и укрепление Киевского государства. Были приведены к покорности не платившие дани славянские племена
, строились оборонительные пограничные укрепления, на их охрану набирались дружины с сильным воинским контингентом из восточнославянских и угро-финских племен. Спорные территории активно отвоевывались у претендентов: поляков, чехов, венгров, ятвягов, волжских болгар. На Руси появилась собственная монета – сребреник и златник. С древности у славян высоко ценились меха, названия которых - куна, резана, веверица - перешли потом на металлические деньги. Денежные расчеты в виде штрафов (виры) могли заменить смертную казнь.
В период княжения Ярослава Владимировича (1019-1054 гг.), прозванного Мудрым, Киевская держава достигла пика своего развития. В 1030-е гг. появился первый письменный закон - «Русская правда», где нашли отражение новые явления древнерусской действительности. Они свидетельствовали о постепенной утрате принципов родовых отношений, господствовавших ранее.
Сыновья князя правили в крупнейших городах - Новгороде, Чернигове, Переяславле, Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском. Это были центры культурной и хозяйственной жизни. Здесь можно было встретить целые районы проживания торговцев из Хазарии, Скандинавии, Польши, представителей армянского и еврейского купечества. Велась оживленная торговля Руси с Византией, Волжской Булгарией, Персией, Хорезмом. Русские купцы вывозили пушнину, воск, костяные изделия, кольчуги, кожи, льняное полотно замки, бронзовые зеркала. Важной статьей дохода русских была и торговля рабами - пленными, захваченными в военных походах.
В правление Ярослава Мудрого впервые митрополитом был избран русский подвижник – Илларион. Основанный его последователями Киево-Печерский монастырь станет в дальнейшем культурным центром православной Руси.
Духовное и хозяйственное развитие русской державы на огромном пространстве от Карпат - до нижнего течения реки Оки, от Балтийского - до Черного моря во многом определялось той мирной обстановкой, которая установилась после окончательного разгрома печенегов под Киевом в 1036 г. (Вскоре на этом месте был построен храм Святой Софии). Высок был международный престиж Руси эпохи Ярослава Мудрого, о чем свидетельствовали обширные династические связи: сам князь был женат на шведской принцессе Игигерде, среди его дочерей одна вышла замуж за короля Франции, другая – за короля Венгрии, а третью сделал своей избранницей норвежский принц. Престижными были и браки сыновей: невестками Ярослава стали польская, византийская и германская принцессы. Претензии на самостоятельную, независимую политику киевского престола были ярко выражены в произведении митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати».
Этап распада. Причинами ослабления и распада Киевской Руси явились претензии местных князей на самостоятельность (порядок наследования шел от старшего брата - к младшему, при постоянно разраставшемся клане Рюриковичей), выстраивание пирамиды вассальных отношений среди господствующей прослойки, рост городов - центров отдельных регионов, а так же утрата стратегической значимости торгового пути «из варяг в греки».
Кризис древнерусской государственности обозначился в период правления сыновей-наследников Ярослава Мудрого. В 1068 г. киевский князь Изяслав Ярославович и его братья потерпели жестокое поражение от кочевников-половцев на реке Альте. Киевляне прогнали неудачливого князя и пригласили княжить Всеслава полоцкого. Вскоре, с помощью поляков, Изяслав вернул себе престол и безжалостно расправился с недовольными. Первые усобицы открыли череду войн среди потомков Ярослава за овладение киевским престолом и престолов в других городах. В дальнейшем ожесточенность в борьбе за власть только нарастала.
Кровавые княжеские междоусобицы сыновей и внуков Ярослава Мудрого разворачивались на фоне постоянных угроз со стороны враждебных соседей, прежде всего - половцев. Кочевники не только самостоятельно нападали на южные земли, но и принимали участие в усобицах по приглашению самих русских князей. Постоянные набеги вели к разорению земель, уводу в плен населения, большим материальным потерям. В 1097 г. в г. Любече состоялся княжеский съезд, на котором было решено прекратить распри, объединиться и сохранить русскую землю в борьбе против половцев. В 1111 г. князь Владимир Всеволодович Мономах организовал поход против половцев и одержал убедительную победу.
Именно Владимир Мономах (1113-1125 гг.) - авторитетнейший князь, прославленный своими успехами в борьбе с кочевниками - был приглашен на киевский престол в 1113 г., в обход своих старших родственников. На протяжении последующих двадцати лет - до 1132 года (когда умер преемник Мономаха, его старший сын - Мстислав Великий) Киевская Русь пережила период своего последнего величия. В эти годы страна не знала больших княжеских смут, были проведены реформы, облегчившие жизнь простого люда. Для безопасности государства Мономах предпочитал наносить по врагам упреждающие удары. На некоторое время стабилизировалась обстановка на южных и северо-западных рубежах. Известный своим художественно-политическим «Поучением», Владимир Мономах содействовал расцвету древнерусской литературы. Именно в период его правления создается летопись «Повесть временных лет», которая повествует о начале древнерусской государственности.
Однако, процессы распада Киевской Руси подспудно продолжались, коренясь в особенностях политического и социально-экономического развития страны.
На протяжении нескольких столетий древнерусское общество прошло огромный путь от господства родовых отношений - до утверждения частной собственности на землю и появления различных категорий зависимого населения; от военной демократии и союзов племен - к княжеской монархической власти. Постепенно сформировалась правящая верхушка, состав которой видоизменялся. Первоначально князья - потомки Рюрика - опирались на свою дружину, во всем советуясь со старшими дружинниками – боярами (боярской думой), привлекая к исполнению своих поручений младших дружинников – отроков, деля с дружиной полученную дань и захваченные ценности.
С расширением государственной территории в состав правящего слоя включались племенные князья покоренных земель со своими дружинами. Во вновь образованные центры киевские князья назначали своих посадников из бояр. Эти пункты становились местом сбора дани, местом, куда мог в ходе полюдья приехать князь, «творя суд и расправу». Именно сюда постепенно перемещалась торгово-ремесленная жизнь округи, здесь же сооружались храмы и возникали резиденции церковных иерархов. Позже (примерно с X-XI вв.) такие поселения превращались в города. В правящие круги постепенно включался слой богатых и влиятельных горожан, а так же представители высшего духовенства – митрополиты, епископы, настоятели монастырей.
Пытаясь преодолеть местный сепаратизм, киевские князья стали назначать в наиболее крупные города посадников из своих сыновей. Причем, более старшие сыновья получали и более доходные области. Власть княжеских сыновей на конкретной территории носила временный характер. Со смертью старших братьев происходило перемещение и перераспределение владений. Древнерусское государство выступало как родовая собственность всех Рюриковичей, где старший брат - великий князь киевский – олицетворял единство всей Руси.
Экономическое развитие областей было неравномерным. Наиболее активно развитие шло в Среднем Поднепровье, в центре страны и на северо-западе – в Новгороде. В тоже время, Северо-восток (Ростов, Ярославль, Суздаль, Муром) - край лесов и рек, удаленный от оживленных торговых артерий, до определенной поры оставался глухой окраиной государства. Поэтому именно Новгород, Чернигов, Переяславль - как наиболее доходные владения - были резиденциями старших княжеских сыновей. В своем правлении они опирались на высшие слои города, выражая зачастую их интересы и конфликтуя со столицей.
Городская «олигархическая» верхушка принимала участие в работе боярской думы. Она задавала тон и на вече – собраниях горожан, где решались важнейшие вопросы городской жизни. Вече и выборные военноначальники народного ополчения - сотские, десятские, тысяцкие - были проявлениями давней традиции народной демократии, характерной для славянского общества на родовой стадии развития.
Традиционной чертой древнерусского общества являлось и наличие свободных землепашцев, объединенных в общину с выборным старостой. В природно-климатических условиях Восточно-европейской равнины трудно было вести хозяйство в одиночку: расчищать лес под пашню, осушать землю, получать стабильно высокий урожай. Поэтому именно община оказалась наиболее приемлемым способом объединения земледельцев, просуществовав целое тысячелетие.
В XI - XII вв. начались активные процессы имущественного расслоения в среде общинников и горожан. Если раньше богатство правящей верхушки зависело от преимуществ торговли и сбора дани, то примерно с XI в. – в связи с постепенным упадком торгового пути «из варяг в греки» - источником благосостояния становится владение землей с проживавшим на ней населением. Постепенно шел процесс «окняжения» земель, когда на условиях защиты и обеспечения безопасности, общинники (смерды) становились зависимыми от князя. Землею жаловал князь и своих бояр. Они становились владельцами наследственных территорий – вотчин, где вели свое хозяйство с помощью слуг и холопов, полностью зависимых от владельца. Такое личное хозяйство было и у князя, где в качестве слуг выступали младшие дружинники, становясь тиунами (управителями хозяйства) и огнищанами (управителями дома). Так зарождалось дворянство - князь мог жаловать своих слуг землей. Церкви и монастыри также обзаводились земельными владениями. Появились и полусвободные категории населения -закупы, живущие на частной земле с ссудой и инвентарем от хозяев, и рядовичи – работающие на условиях договора.
Вся совокупность политических и социально-экономических причин способствовала постепенному развитию центробежных тенденций, что привело во второй трети XII в. к распаду страны.
Вопрос 2. Удельная Русь.