Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 458
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«оттепели».
Новая попытка «перераспределения власти» в высшем руководстве страны была предпринята в 1957 г. Президиум ЦК в составе Булганина, Ворошилова, Кагановича, Маленкова, Молотова, Первухина, Сабурова «и примкнувшего к ним Шепилова» потребовал отставки Хрущева, но пленум ЦК не поддержал это решение. Попытка смещения генсека не удалась, и в результате в 1958 г. Хрущев стал одновременно и председателем Совмина, сосредоточив в своих руках всю полноту власти.
Еще на ХХ съезде партии зашла речь о новой партийной программе. Ее подготовка была поручена комиссии во главе с Хрущевым. В октябре 1961 г на ХХП съезде КПСС были приняты новая программа и новый устав партии. В основу программы лег тезис о том, что социализм в СССР победил «полностью и окончательно». Следовательно, перед партией и страной стоит новая задача – строительство коммунизма. На это отводилось 20 лет (к 1980-му году). По новому уставу КПСС в партии утверждались внутренняя демократия, народный контроль и коллективное руководство. Подчеркивалась необходимость периодического кадрового обновления (ротации) руководящего состава партийных органов.
Экономические реформы. Период «оттепели» - это время масштабных хозяйственных реформ, курс на которые был провозглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР. Здесь Г.М. Маленков отмечал, что приоритетными направлениями реформирования должны стать легкая промышленность и интенсификация сельского хозяйства (повышение урожайности и усиление личной заинтересованности колхозников). По его мнению, это в самые кратчайшие сроки улучшит снабжение населения товарами первой необходимости. А Хрущев настаивал на том, что особое внимание следует уделить экстенсификации сельского хозяйства через расширение посевных площадей и повышение государственных закупочных цен на продукцию колхозов. После того, как Маленков был отстранен от власти (1957 г.), реформа народного хозяйства стала реализовываться по плану Хрущева.
Реформа сельского хозяйства сводилась к следующему:
– рост закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию;
– снижение обязательных поставок с колхозов;
– уменьшение налогов с личного подсобного хозяйства;
– списание долгов прошлых лет;
– рост государственных расходов на нужды деревни;
– выдача пенсий и паспортов колхозникам;
– освоение целинных земель в Казахстане и Западной Сибири (началось в 1954 г.).
Результатом реформы стали рост сельскохозяйственной продукции на 34% по сравнению с прошлой пятилеткой, и увеличение благосостояния колхозников. В то же время в партийном руководстве возникли опасения, что рост благосостояния крестьян вызовет и рост «кулаческих настроений». С конца 50-х гг. экономические стимулы все более заменятся на формы прямого административного принуждение, что существенно подорвало экономику села. В частности:
– техника МТС передавалась колхозам, но за выкуп, в кратчайшие сроки и по высокой цене. Эти меры возместили государству сельскохозяйственные расходы предыдущих лет, но привели к банкротству многих колхозов.
– происходит укрупнение и дальнейшее «огосударствление» колхозов;
– проводится курс на свертывание личного подсобного хозяйства крестьян и принудительной продаже личного скота.
Все эти мероприятия привели к обострению продовольственной проблемы в стране.
После визита Хрущева в США в 1959 г. реформа сельского хозяйства приняла вид «рывка вперед» под лозунгом «Догнать и перегнать Америку!» по производству мяса и молока. Началась «кукурузная кампания» (в США, в силу климатических условий, кукуруза выращивалась в больших объемах). Посевные площади под кукурузу были увеличены почти вдвое. Почти повсеместно это происходило за счет сокращения посевов пшеницы и ржи. Результат оказался прямо противоположным ожиданиям: произошло общее снижение сбора зерновых. Кризис усугубился тем, что в 1962 – 1963 гг. целинные земли не дали ожидаемого урожая. Это было связано и с погодными условиями и с ошибками в землепользовании, приведшими к эрозии почв. Начались массовые закупки хлеба за границей.
В 1962 г., после провала кукурузной кампании, правительство пришло к выводу, что поднять животноводство можно с помощью повышения цен на мясо на 30% и на масло на 25%. Проблемы это не решило, но вызвало волнения в городах, самое крупное из которых произошло в Новочеркасске. Для подавления семитысячной демонстрации протеста правительство применило танки, что вызвало многочисленные жертвы. Этот факт тщательно скрывался средствами массовой информации, но слухи об этом событии распространились по всей стране. Личный авторитет Хрущева в советском обществе стал стремительно падать.
В 1950-х годах СССР был могучей индустриальной державой. Темпы промышленного производства составляли 10%. По-прежнему приоритетной оставалась промышленность группы «А» (тяжелая промышленность), которая к началу 60-х гг. составляла почти ¾ общего объема промышленного производства. Однако научно-технический уровень промышленности СССР начинал отставать от уровня ведущих западных стран. В 1955 г. на пленуме ЦК КПСС был определен курс на механизацию и автоматизацию производства.
Показателем высокого развития НТР стали успехи в освоении космоса. В 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. А 12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин стал первым человеком, полетевшим в космос. Основное место в топливном балансе страны начинают занимать нефть и газ. Значительных успехов добилась химическая промышленность, освоившая выпуск искусственных материалов. На смену паровозам пришли тепловозы и электровозы.
Однако в целом промышленность, как и сельское хозяйство, продолжала развиваться экстенсивным путем за счет строительства новых предприятий.
В 1957 г. было объявлено о начале реформы управления промышленностью. Были ликвидированы отраслевые министерства, вместо них создавались совнархозы на местах (замена вертикального отраслевого управления горизонтальным территориальным). Реформа укрепила экономическую власть республик и областей, но ударила по единой технической и технологической политике. Вскоре выяснилось, что региональная самостоятельность предприятий ведет к нарушению хозяйственных связей между ними. Было принято решение о создании новых управленческих структур – республиканских совнархозов и Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Эти меры значительно раздули штат чиновников, но так и не улучшили экономическую ситуацию.
В конце 50-х гг. было принято решение перейти от пятилетних планов развития народного хозяйства - к семилетним, как способным выполнить более глобальные задачи. За 1959-1965 гг. промышленный потенциал СССР увеличился на 84% (по плану 80%), но этот рост касался в основном оборонной промышленности и предприятий группы «А». Предприятия группы «Б» и сельское хозяйство план не выполнили.
Социальные реформы. В середине 1950-х гг. правительство разработало комплекс мероприятий, направленный на улучшение условий жизни населения. Значительно увеличились заработная плата и пенсии, при этом снижался пенсионный возраст для женщин до 55 лет, для мужчин до 60. Рабочим было разрешено свободно переходить с предприятия на предприятия, им предоставлялся оплачиваемый отпуск. Была сокращена продолжительность рабочей недели с 48 - до 46 часов. Отменялась оплата за обучение. Колхозники получили паспорта и пенсии.
Впервые началось массовое жилищное строительство. Сотни тысяч семей получили не совсем комфортабельные, но зато - отдельные квартиры («хрущевки»).
Значительные средства были вложены в материальную базу науки, здравоохранения, образования, культуры. Радиовещание распространилось на всю территорию государство. Почти в 10 раз увеличилось количество телевизоров в семьях.
Но экономические трудности начала 60-х годов не могли не отразиться на благосостоянии населения. В частности, на треть были понижены тарифные ставки на производстве, при этом цены на продукты первой необходимости повысились на 25-30 %, что вызвало массовое недовольство советских граждан.
Во многом непродуманные, нерациональные реформы Н.С. Хрущева вызвали критику не только «снизу», но и «сверху» Если народ в своей массе был недоволен ростом цен и очередями за мясом и хлебом, то «партаппаратчики» были встревожены кадровой чехардой и административными реформами. В октябре 1964 г. пленум ЦК КПСС, готовившийся в тайне от Хрущева, удовлетворил его «просьбу» об освобождении от всех занимаемых должностей «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья». Н.С. Хрущев стал «пенсионером союзного значения».
Вопрос 2. CCCР периода «развитого социализма» (1964 - 1985).
Политические процессы. В 1964 г., согласно решению пленума ЦК, пост Первого секретаря ЦК КПСС занял Л. И. Брежнев, а Председателем Совета Министров СССР стал А. Н. Косыгин. Пленум признал нецелесообразным в дальнейшем совмещение этих двух постов в одном лице. Отставка Хрущева означала отказ от радикальных преобразований в экономике, стремление высшего партийного руководства к сохранению коллективной власти, намерение избавиться от нестабильности, характерной для хрущевских преобразований.
Первые решения нового руководства напрямую затрагивали интересы номенклатуры и укрепляли ее позиции. В 1965 г. было ликвидировано разделение партаппарата по производственному признаку и восстановлены отраслевые министерства. В 1966 г. был отменен пункт Устава КПСС 1961 г. об обязательной ротации партийных кадров, что вело к пожизненности номенклатурных постов.
Усилился контроль партии над всеми сферами жизни общества. Новый Устав КПСС 1971 г закрепил право партийного контроля за деятельностью администрации в Научно-исследовательских институтах, учебных заведениях, учреждениях культуры и здравоохранения. Усиливался контроль и за деятельностью государственных органов. Для материального обеспечения аппарата была усовершенствована система льгот и привилегий. У номенклатуры были свои магазины, ателье, парикмахерские, места отдыха и т.д. Проявились процессы сращивания части номенклатуры с «теневой экономикой».
С конца 60-х гг. началось выдвижение Брежнева на роль единоличного лидера внутри коллегиального руководства. В 1966 г. он был избран на вновь восстановленный пост Генерального секретаря ЦК КПСС. В начале 70-х годов он занял место Косыгина на важнейших международных встречах, подтвердив тем самым первенство Генерального секретаря во внешней политике государства. Вскоре Брежнев занял посты Председателя Верховного Совета СССР и Председателя Совета Обороны. На ключевые должности в партии и государстве постепенно, но целенаправленно выдвигались люди, близкие Брежневу по прежней работе в Молдавии и Украине.
С 1965 г., в честь 20-летия победы, в докладе Брежнева впервые после смерти Сталина прозвучала высокая оценка его вклада в победу над фашистской Германией. Это стало началом нового курса партии, который иногда в исторической литературе называют неосталинизмом. Новый курс означал отказ от осуждения культа личности Сталина и его постепенную реабилитацию. О решениях XX съезда перестали упоминать в партийных документах, линия «развенчания культа личности» исчезла из учебников истории. Образ Сталина как мудрого вождя, думающего о благе советского народа, начинает присутствовать в художественных произведениях, кинофильмах и периодике.
В 1960-70-е годы возросла роль армии и органов безопасности в системе государственного управления. Прежде всего, увеличилось финансирование оборонных программ. Была создана эффективная система ПВО и началась массовая установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет. Значительно возросла численность армии и флота. Все это вело к усилению позиций военного руководства в государственном аппарате. В эти годы пика своего могущества достигает и КГБ, руководителем которого в 1967 г. был назначен Ю. В. Андропов. По его предложению было создано Пятое управление КГБ, основной целью которого была борьба с инакомыслием и диссидентством. Сотрудники управления были внедрены почти во все учреждения, общественные организации и движения (молодежные, религиозные, научные). Использовалась также практика «прослушки» телефонов и заключения отдельных «буйных» инакомыслящих в психиатрические лечебницы (наиболее известные пациенты – В. Буковский и В. Новодворская).
Консервативный политический курс потребовал идеологического обоснования. Поэтому новая партийная идеология стала базироваться на двух основных тезисах:
Новая попытка «перераспределения власти» в высшем руководстве страны была предпринята в 1957 г. Президиум ЦК в составе Булганина, Ворошилова, Кагановича, Маленкова, Молотова, Первухина, Сабурова «и примкнувшего к ним Шепилова» потребовал отставки Хрущева, но пленум ЦК не поддержал это решение. Попытка смещения генсека не удалась, и в результате в 1958 г. Хрущев стал одновременно и председателем Совмина, сосредоточив в своих руках всю полноту власти.
Еще на ХХ съезде партии зашла речь о новой партийной программе. Ее подготовка была поручена комиссии во главе с Хрущевым. В октябре 1961 г на ХХП съезде КПСС были приняты новая программа и новый устав партии. В основу программы лег тезис о том, что социализм в СССР победил «полностью и окончательно». Следовательно, перед партией и страной стоит новая задача – строительство коммунизма. На это отводилось 20 лет (к 1980-му году). По новому уставу КПСС в партии утверждались внутренняя демократия, народный контроль и коллективное руководство. Подчеркивалась необходимость периодического кадрового обновления (ротации) руководящего состава партийных органов.
Экономические реформы. Период «оттепели» - это время масштабных хозяйственных реформ, курс на которые был провозглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР. Здесь Г.М. Маленков отмечал, что приоритетными направлениями реформирования должны стать легкая промышленность и интенсификация сельского хозяйства (повышение урожайности и усиление личной заинтересованности колхозников). По его мнению, это в самые кратчайшие сроки улучшит снабжение населения товарами первой необходимости. А Хрущев настаивал на том, что особое внимание следует уделить экстенсификации сельского хозяйства через расширение посевных площадей и повышение государственных закупочных цен на продукцию колхозов. После того, как Маленков был отстранен от власти (1957 г.), реформа народного хозяйства стала реализовываться по плану Хрущева.
Реформа сельского хозяйства сводилась к следующему:
– рост закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию;
– снижение обязательных поставок с колхозов;
– уменьшение налогов с личного подсобного хозяйства;
– списание долгов прошлых лет;
– рост государственных расходов на нужды деревни;
– выдача пенсий и паспортов колхозникам;
– освоение целинных земель в Казахстане и Западной Сибири (началось в 1954 г.).
Результатом реформы стали рост сельскохозяйственной продукции на 34% по сравнению с прошлой пятилеткой, и увеличение благосостояния колхозников. В то же время в партийном руководстве возникли опасения, что рост благосостояния крестьян вызовет и рост «кулаческих настроений». С конца 50-х гг. экономические стимулы все более заменятся на формы прямого административного принуждение, что существенно подорвало экономику села. В частности:
– техника МТС передавалась колхозам, но за выкуп, в кратчайшие сроки и по высокой цене. Эти меры возместили государству сельскохозяйственные расходы предыдущих лет, но привели к банкротству многих колхозов.
– происходит укрупнение и дальнейшее «огосударствление» колхозов;
– проводится курс на свертывание личного подсобного хозяйства крестьян и принудительной продаже личного скота.
Все эти мероприятия привели к обострению продовольственной проблемы в стране.
После визита Хрущева в США в 1959 г. реформа сельского хозяйства приняла вид «рывка вперед» под лозунгом «Догнать и перегнать Америку!» по производству мяса и молока. Началась «кукурузная кампания» (в США, в силу климатических условий, кукуруза выращивалась в больших объемах). Посевные площади под кукурузу были увеличены почти вдвое. Почти повсеместно это происходило за счет сокращения посевов пшеницы и ржи. Результат оказался прямо противоположным ожиданиям: произошло общее снижение сбора зерновых. Кризис усугубился тем, что в 1962 – 1963 гг. целинные земли не дали ожидаемого урожая. Это было связано и с погодными условиями и с ошибками в землепользовании, приведшими к эрозии почв. Начались массовые закупки хлеба за границей.
В 1962 г., после провала кукурузной кампании, правительство пришло к выводу, что поднять животноводство можно с помощью повышения цен на мясо на 30% и на масло на 25%. Проблемы это не решило, но вызвало волнения в городах, самое крупное из которых произошло в Новочеркасске. Для подавления семитысячной демонстрации протеста правительство применило танки, что вызвало многочисленные жертвы. Этот факт тщательно скрывался средствами массовой информации, но слухи об этом событии распространились по всей стране. Личный авторитет Хрущева в советском обществе стал стремительно падать.
В 1950-х годах СССР был могучей индустриальной державой. Темпы промышленного производства составляли 10%. По-прежнему приоритетной оставалась промышленность группы «А» (тяжелая промышленность), которая к началу 60-х гг. составляла почти ¾ общего объема промышленного производства. Однако научно-технический уровень промышленности СССР начинал отставать от уровня ведущих западных стран. В 1955 г. на пленуме ЦК КПСС был определен курс на механизацию и автоматизацию производства.
Показателем высокого развития НТР стали успехи в освоении космоса. В 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. А 12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин стал первым человеком, полетевшим в космос. Основное место в топливном балансе страны начинают занимать нефть и газ. Значительных успехов добилась химическая промышленность, освоившая выпуск искусственных материалов. На смену паровозам пришли тепловозы и электровозы.
Однако в целом промышленность, как и сельское хозяйство, продолжала развиваться экстенсивным путем за счет строительства новых предприятий.
В 1957 г. было объявлено о начале реформы управления промышленностью. Были ликвидированы отраслевые министерства, вместо них создавались совнархозы на местах (замена вертикального отраслевого управления горизонтальным территориальным). Реформа укрепила экономическую власть республик и областей, но ударила по единой технической и технологической политике. Вскоре выяснилось, что региональная самостоятельность предприятий ведет к нарушению хозяйственных связей между ними. Было принято решение о создании новых управленческих структур – республиканских совнархозов и Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Эти меры значительно раздули штат чиновников, но так и не улучшили экономическую ситуацию.
В конце 50-х гг. было принято решение перейти от пятилетних планов развития народного хозяйства - к семилетним, как способным выполнить более глобальные задачи. За 1959-1965 гг. промышленный потенциал СССР увеличился на 84% (по плану 80%), но этот рост касался в основном оборонной промышленности и предприятий группы «А». Предприятия группы «Б» и сельское хозяйство план не выполнили.
Социальные реформы. В середине 1950-х гг. правительство разработало комплекс мероприятий, направленный на улучшение условий жизни населения. Значительно увеличились заработная плата и пенсии, при этом снижался пенсионный возраст для женщин до 55 лет, для мужчин до 60. Рабочим было разрешено свободно переходить с предприятия на предприятия, им предоставлялся оплачиваемый отпуск. Была сокращена продолжительность рабочей недели с 48 - до 46 часов. Отменялась оплата за обучение. Колхозники получили паспорта и пенсии.
Впервые началось массовое жилищное строительство. Сотни тысяч семей получили не совсем комфортабельные, но зато - отдельные квартиры («хрущевки»).
Значительные средства были вложены в материальную базу науки, здравоохранения, образования, культуры. Радиовещание распространилось на всю территорию государство. Почти в 10 раз увеличилось количество телевизоров в семьях.
Но экономические трудности начала 60-х годов не могли не отразиться на благосостоянии населения. В частности, на треть были понижены тарифные ставки на производстве, при этом цены на продукты первой необходимости повысились на 25-30 %, что вызвало массовое недовольство советских граждан.
Во многом непродуманные, нерациональные реформы Н.С. Хрущева вызвали критику не только «снизу», но и «сверху» Если народ в своей массе был недоволен ростом цен и очередями за мясом и хлебом, то «партаппаратчики» были встревожены кадровой чехардой и административными реформами. В октябре 1964 г. пленум ЦК КПСС, готовившийся в тайне от Хрущева, удовлетворил его «просьбу» об освобождении от всех занимаемых должностей «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья». Н.С. Хрущев стал «пенсионером союзного значения».
Вопрос 2. CCCР периода «развитого социализма» (1964 - 1985).
Политические процессы. В 1964 г., согласно решению пленума ЦК, пост Первого секретаря ЦК КПСС занял Л. И. Брежнев, а Председателем Совета Министров СССР стал А. Н. Косыгин. Пленум признал нецелесообразным в дальнейшем совмещение этих двух постов в одном лице. Отставка Хрущева означала отказ от радикальных преобразований в экономике, стремление высшего партийного руководства к сохранению коллективной власти, намерение избавиться от нестабильности, характерной для хрущевских преобразований.
Первые решения нового руководства напрямую затрагивали интересы номенклатуры и укрепляли ее позиции. В 1965 г. было ликвидировано разделение партаппарата по производственному признаку и восстановлены отраслевые министерства. В 1966 г. был отменен пункт Устава КПСС 1961 г. об обязательной ротации партийных кадров, что вело к пожизненности номенклатурных постов.
Усилился контроль партии над всеми сферами жизни общества. Новый Устав КПСС 1971 г закрепил право партийного контроля за деятельностью администрации в Научно-исследовательских институтах, учебных заведениях, учреждениях культуры и здравоохранения. Усиливался контроль и за деятельностью государственных органов. Для материального обеспечения аппарата была усовершенствована система льгот и привилегий. У номенклатуры были свои магазины, ателье, парикмахерские, места отдыха и т.д. Проявились процессы сращивания части номенклатуры с «теневой экономикой».
С конца 60-х гг. началось выдвижение Брежнева на роль единоличного лидера внутри коллегиального руководства. В 1966 г. он был избран на вновь восстановленный пост Генерального секретаря ЦК КПСС. В начале 70-х годов он занял место Косыгина на важнейших международных встречах, подтвердив тем самым первенство Генерального секретаря во внешней политике государства. Вскоре Брежнев занял посты Председателя Верховного Совета СССР и Председателя Совета Обороны. На ключевые должности в партии и государстве постепенно, но целенаправленно выдвигались люди, близкие Брежневу по прежней работе в Молдавии и Украине.
С 1965 г., в честь 20-летия победы, в докладе Брежнева впервые после смерти Сталина прозвучала высокая оценка его вклада в победу над фашистской Германией. Это стало началом нового курса партии, который иногда в исторической литературе называют неосталинизмом. Новый курс означал отказ от осуждения культа личности Сталина и его постепенную реабилитацию. О решениях XX съезда перестали упоминать в партийных документах, линия «развенчания культа личности» исчезла из учебников истории. Образ Сталина как мудрого вождя, думающего о благе советского народа, начинает присутствовать в художественных произведениях, кинофильмах и периодике.
В 1960-70-е годы возросла роль армии и органов безопасности в системе государственного управления. Прежде всего, увеличилось финансирование оборонных программ. Была создана эффективная система ПВО и началась массовая установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет. Значительно возросла численность армии и флота. Все это вело к усилению позиций военного руководства в государственном аппарате. В эти годы пика своего могущества достигает и КГБ, руководителем которого в 1967 г. был назначен Ю. В. Андропов. По его предложению было создано Пятое управление КГБ, основной целью которого была борьба с инакомыслием и диссидентством. Сотрудники управления были внедрены почти во все учреждения, общественные организации и движения (молодежные, религиозные, научные). Использовалась также практика «прослушки» телефонов и заключения отдельных «буйных» инакомыслящих в психиатрические лечебницы (наиболее известные пациенты – В. Буковский и В. Новодворская).
Консервативный политический курс потребовал идеологического обоснования. Поэтому новая партийная идеология стала базироваться на двух основных тезисах: