Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 451
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Династическая война и ее последствия. Почти четверть века - с 1431 г. по 1453 г. - продолжалась война в Московском княжестве, вызванная столкновением старых удельных традиций и новых тенденций. По завещанию Дмитрия Донского в случае смерти старшего из сыновей, власть переходила к следующему брату. Но Василий I, в обход своего брата - Юрия Дмитриевича Звенигородского и Галицкого, передал престол своему десятилетнему сыну Василию (1425-1462 гг.). Однако, смерть Витовта, могущественного опекуна московского малолетнего князя, развязала руки его конкурентам. В ходе ожесточенных военных действий Василий II Васильевич - по прозванию Темный (он был ослеплен врагами) неоднократно терял московский престол, но поддержка боярства и духовенства обеспечили ему победу над династическими соперниками – дядей Юрием Дмитриевичем и братьями - Василием Юрьевичем Косым и Дмитрием Юрьевичем Шемякой.
Итогом войны стало упрочение власти московского князя. Были ликвидированы многие московские княжеские уделы, приведены к покорности Великий Новгород и Псков. Изменились отношения с Ордой, в результате распада которой выделились Казанское, Крымское ханства, Ногайская орда. Некоторые татарские царевичи выезжали на службу в Московское княжество, принимали православие, становились служилыми князьями. На территории подвластной Москве возникло татарское Касимовское «царство», задачей которого стала охрана приграничных московских земель.
В новую фазу вступили отношения между церковью и великокняжеской властью. В 1438-1439 гг. в Италии проходил Ферраро-Флорентийский собор, принявший унию (объединение) между православной и католической церковью. Это было средством, на которое рассчитывала Византия в борьбе против турок-османов. Но Москва категорически отвергла унию, а митрополит Исидор, представлявший русскую митрополию на соборе, был заключен в тюрьму. В свою очередь соглашение с католиками подорвало влияние константинопольской церкви. В 1448 г. собор епископов в Москве впервые самостоятельно избрал митрополитом рязанского иерарха Иону, кандидатура которого была угодна великому князю. Московская митрополия стала автокефальной, независимой от константинопольского патриархата. А в 1453 г. под ударами турок-османов Константинополь пал. Центр православия все больше ассоциировался с Москвой, а московский князь постепенно приобретал статус главного православного государя – наследника Византийских императоров.
Так были созданы предпосылки для решающего шага в создании централизованного русского государства, который предстояло сделать сыну Василия Темного - Ивану III.
Образование Московского государства. Завершающий этап централизации русских земель включал в себя: собирание крупнейших территорий северо-восточной Руси вокруг одного центра; обретение независимости от Орды; внутригосударственные реформы. Только сильное государство могло противостоять конкурентам - Литовскому княжеству, Ливонскому ордену, Швеции и образованиям, возникшим на развалинах Золотой Орды.
В течение правления Ивана III Васильевича (1462-1505 гг.) владения московского князя существенно увеличились. Мирным путем были присоединены к Москве Ярославское (1463 г.) и Ростовское (1474 г.) княжества. В результате военных действий 1471-1478 гг. была покорена Новгородская республика. Вооруженные силы применялись при подчинении Тверского княжества (1485 г.). Пришлось вести войну с Литвой за присоединение верховских княжеств (в верховьях р. Оки). Стали частью Московского княжества Вятская земля (1489 г.), Великая Пермь (1472 г.) и Югорская земля (1500 г.), где проживали финно-угорские и др. народы.
Псков и Рязанское княжество, давно попавшие в сферу влияния Москвы, были присоединены при Василии III Ивановиче (1505-1533 гг.) в 1510 г. и 1521 г. соответственно. А в 1514 г. Москва присоединила Смоленск.
В то время как Московское государство последовательно укреплялось, на территории золотой Орды продолжались процессы распада. Возникли Сибирское, Астраханское, Казахское, Узбекское ханство. Попытку восстановить былую мощь предпринял хан Большой Орды - Ахмат. Он решил привести к покорности Русский улус, прекративший выплату дани. Однако события 1480 г., вошедшие в историю под названием «стояние на реке Угре», показали иллюзорность этого замысла. Несмотря на тяжелое положение - натиск Ливонского ордена на западе, выступление Литвы в качестве союзницы Ахмата, междоусобная ссора с великим князем братьев Ивана III – Московское государство смогло выйти победителем, продемонстрировав свою силу. Москва воспринималась населением как общерусский центр, решавший задачу народного освобождения. Ахмат увел свое войско с берегов р. Угры, что стало фактом окончания власти Орды над Русью. Так был обретен национальный суверенитет. А. в 1502 г., под ударами Крымского ханства, Большая Орда была разгромлена окончательно.
Московское княжество, после падения Византии, оставалось единственным независимым православным государством. В 1485 г. Иван III принял титул «Государь всея Руси». В результате наращивания политической мощи, менялись задачи и внешней и политики. Москва начинает активно выходить на международную арену. Два с лишним десятка европейских и азиатских государств становятся дипломатическими партнерами России. Среди союзников Ивана III – Крымское ханство и Казанское ханство, где на престол был посажен ставленник Москвы. Устанавливаются связи с Османской империей, Римом, Венецией, Миланом, Молдовой, Венгрией, Священной Римской империей. В Москву приглашаются многие западные специалисты: врачи, архитекторы, строители, ювелиры, литейщики, мастера пушечного дела, искатели руды. Римская дипломатия считала возможным использовать усиливавшуюся Русь в борьбе против турецкой угрозы.
В неспокойном для Москвы прибалтийском регионе угроза исходила от Ливонского ордена и Швеции. Давний враг Москвы – Литовское княжество намеревалось создать антирусскую коалицию, и борьба с ним отвлекала много сил. Правда, успех сопутствовал Москве, так как из-за национальных и конфессиональных притеснений, русские князья Литвы стремились перейти под руководство Ивана III. Так в составе Руси оказались Новгород-Северские земли, владения князей Стародубских, Трубецких, Мосальских. Западная граница Руси продвинулась на сотню километров.
Претензии Москвы на достойную роль в мировой политике не в последнюю очередь определялись идеей о русском преемстве от Византии. Второй женой Ивана III была племянница последнего константинопольского императора - Софья Палеолог. Вероятно, не без ее влияния в Москве утвердился церемониал, демонстрирующий особое положение государя-самодержца, свободного в принятии своих решений. Родословная московских Рюриковичей возводилась к древнеримскому императору Августу. Имперские амбиции выразились в произведении «Сказание о князьях Владимирских». Русское государство приняло византийский герб - в виде двуглавого орла, а в Москве развернулось грандиозное строительство Кремля по плану Аристотеля Фиорованти и храмов, призванное доказать величие «Третьего Рима». Эта идея - о Москве как о «Третьем Риме» - прозвучал в начале XVI в. в послании псковского старца Филофея Василию III. Согласно этой идее, Московскому государству предназначается особая историческая миссия: являясь центром истинной христианской веры, оно должно отвечать за судьбы всего православного мира.
Внутренние преобразования. Новые земли, включенные в состав Московского княжества, долгое время сохраняли свои особенности. Но логика процесса централизации требовала введения единых норм жизни на территории всей страны. Это касалось центрального и местного управления, налоговой и правовой систем, духовной сферы. В 1497 г. был составлен первый общерусский Судебник. В основном он был посвящен вопросам судопроизводства. Здесь также вводилась норма единого срока перехода частновладельческих крестьян от одного владельца к другому. Переход разрешался осенью, за неделю до Юрьева дня (14 ноября) и неделю после Юрьева дня, при условии уплаты пожилого (налога). Эта мера была актуальна в условиях развития поместной системы.
Присоединения новых территорий к Москве, и политика конфискаций у местной знати и церкви (особенно в Новгородских владениях) позволили Ивану IIIсосредоточить в своих руках III большой фонд государственных земель. Эти земли раздавались в поместье дворянам за службу. Так шло формирование служилого сословия, напрямую зависимого от государя. В его состав входили холопы князя, помещики прежних удельных князей, обедневшие вотчинники из княжеских и боярских фамилий. Причем, вотчинники могли одновременно иметь и вотчины, и поместья, располагавшиеся в разных районах страны.
Эти дворяне-помещики составили дворянское ополчение, которое сменило прежние княжеские дружины. Московское государство теперь имело сильное, хорошо вооруженное войско, предназначенное для отражения внешней агрессии. Но оно нуждалось в земельном обеспечении, а это предполагало дальнейший рост территорий и обработку их зависимыми крестьянами. Поэтому сильная власть государя, жаловавшего поместьями, представлялась идеалом служилого дворянства.
Высшее положение в общественной иерархии занимали потомки удельных князей - представители рода Рюриковичей. Они оказались на службе у московского правителя, произошло их «обояривание». Добавилось новое значение слова «боярин», означающее «чин». Бояре наряду, с окольничими, заседали в Боярской думе - совещательном органе при государе. Старое московское боярство оказалось оттесненным от власти. Князья и бояре составляли ядро Государева двора, из которого осуществлялись все назначения на военную и гражданскую службу. Старшинство определялось происхождением и служебной значимостью рода.
Важнейшими центральными органами власти были Большой Дворец и Казна. Здесь зарождалась приказная система и отраслевое управление в государственном аппарате. Со временем в приказах ведущую роль станут играть дьяки - выходцы из различных общественных слоев. Местное управление страны, которая делилась на уезды, волости и станы, было представлено наместниками и волостелями. Их деятельность осуществлялась с помощью штата, который они привозили с собой. Все служилые люди московского государя обращались к нему в официальных документах по формуле: «Се яз, холоп твой».
Усиливавшуюся самодержавную власть поддержала церковь. Но среди церковников не было единства по вопросу обладания монастырями земельными территориями. Часть церковных деятелей, последователи Иосифа Волоцкого - иосифляне, считали необходимым обеспечение монастырей земельной собственностью для возможности активной общественной деятельности. Их идеалом был союз церкви и государства. Другие, последователи заволжского старца Нила Сорского – нестяжатели - выражали мнение об отрешенности монахов от мирских забот, повышения нравственного авторитета духовенства, свободного от земельной собственности. Иван III принял сначала точку зрения нестяжателей, которая отвечала его интересам.
Однако на церковном соборе 1503 г. победили иосифляне. Церкви удалось отстоять свое право владения землями. Великий князь вынужден был смириться, и поддержал последователей Иосифа Волоцкого. Иосифляне выдвинули тезис о божественном происхождении великокняжеской власти. Союз самодержавного государства и православной церкви стал еще теснее.
Процессы централизации продолжились и в XVI веке, к началу которого за Московским государством все больше закрепляется название «Россия».