Файл: Тип урока комбинированный. Планируемые результаты образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок 12. сказки А. С. Пушкина

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения сравнивать народную и литературную сказку, соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении читать выразительно.

Личностные:умение ориентироваться на моральную норму с опорой на литературное произведение.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение расставлять книги на выставке в соответствии с темой урока, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки, соотносить иллюстрацию с содержанием текста; сравнивать народную и литературную сказки.

Регулятивные: умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков; умение высказывать свое отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: выставка книг (сказки А. С. Пушкина разных лет издания, разного художественного офрмления).

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

Коммуникативные УУД: уметь внимательно слушать выступления одноклассников и оценивать их высказывания.

1. Рассказы учащихся о необычных историях.

2. Выразительное чтение стихотворений наизусть.

Познавательные УУД: уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Рассматривание выставки книг со сказками А. С. Пушкина (дополнительно иллюстрации из учебника на с. 52).

– Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

– Какая сказка ваша любимая?

– Почему она вам нравиться?

Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу.

– В чём разница между сказками Пушкина и русскими народными?

– Почему Пушкин каждый раз подчёркивает слово «сказка»? (Наверное, он хочет сказать нам больше, чем обычно говорит сказка. Слушай, читай, но не забывай, что это сказка.)


– Давайте поробуем сравнить сказки А. С Пушкина с народными сказками.

II. Изучение нового материала.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения, участвовать в диалоге, оценивать позицию партнёра.

Демонстрация иллюстрации к вступлению к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

– Что изображено на иллюстрации (картинке)?

Чтение учителем текста вступления к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Повторное рассматривание иллюстрации.

– На иллюстрации действительно изображён дуб? Создана ли атмосфера сказочного леса (густого, заросшего, непроходимого)? Найдите фигуру кота, который лежит на цепи и читает сказки. Видите ли вы филина, птицу Сирин на ветке, Бабу Ягу с метлой, Избушку на курьих ножках, изображение Пушкина, который сидит с русалкой на дереве? Появилось ли у вас ощущение, что сучья деревьев, словно руки, могут схватить путника в свои объятия и не выпустить?

Повторное чтение текста.

– Действительно ли Пушкин знал много русских сказок? Сумеете это доказать? (Читает 2-ю часть «Вступления» «Там чудеса…». Учащиеся называют сказочные сюжеты с действием избушки на курьих ножках, Бабы Яги, Василисы Прекрасной и Серого Волка, Кощея Бессмертного.) А другие сюжеты сказки, которые упоминает Пушкин, знаете? Кто в сказках говорит: «Чу, русским духом пахнет»? (Баба Яга.) Как они звучат в стихотворении? Найдите эти строки и прочитайте. Существует ли на самом деле лукоморье или это «сказочная территория»?

– Рассказ в произведении может вестись от любого лица – девочки, мальчика, кошки, собачки. Иногда поэтесса пишет от лица мальчика, а поэт – от лица девочки. Кто говорит эти слова – сам Пушкин или его герой, который ведёт рассказ? Авторская сказка невозможна без народной. Встречались ли вам в сказках слова, похожие на эти: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»? Почему в рот не попало? Рассказчик побывал в чудесном, волшебном, сказочном мире, он попал туда из обыкновенного земного измерения и не может там стать своим: не может пить сказочные напитки, есть сказочную еду – он может быть только наблюдателем.

(Учитель может объяснить, используя образ зеркала.)

– Волшебный мир – изнаночный мир – это то же, что зазеркалье. В зеркале каждый может видеть всё, что стоит на столе, но можно ли, протянув руку, что-то взять там, в зазеркалье, выпить там, в зазеркалье? Нет! Можно только наблюдать.

– Кот учёный умеет только сказки рассказывать? Найдите ответ в тексте. (Читает 5-ю и 6-ю строки.) а герою Пушкина кто рассказывает сказки или поёт песни? Найдите ответ в тексте.

(Читает последнюю строку.)

– Вспомните русские народные сказки, в которых есть Баба Яга, Кощей Бессмертный, Учёный Кот и другие герои?

– Какие сказки, по-вашему, красивее – народные или пушкинские?

– Да, сказки Пушкина красивее, потому что написаны звучными, прекрасными стихами.

Писатель М. Горький говорил, что Пушкин «украсил народную сказку блеском своего таланта», и мы согласимся с ним.

Поэт С. Маршак считал, что сказка Пушкина – «прямая наследница сказки народной».

Работа над выразительным чтением отрывков из сказок А. С. Пушкина, данных в учебнике (с. 52–53).

Внеурочная деятельность.

Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Подготовить выразительное чтение отрывка из любой сказки А. С. Пушкина, нарисовать к нему иллюстрацию (по желанию наизусть).