ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1. Основные принципы логопедической работы.
Логопедическое воздействие опирается на основные принципы:
1) Этиопатогенетический принцип
необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.
2) Системности и учета структуры речевого нарушения;
предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определение ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных признаков.
3) Комплексность
расстройства речи представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Необходимо комплексное воздействие.
4)Дифференцированный подход – осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей, учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.
5) Поэтапность – каждый этап характеризуется своими целями и задачами, методами и приемами коррекции, последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.
6)Онтогенетический – учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи. Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе
7)Учет личностных особенностей – бывает неравномерное развитие отдельных ее сторон, нарушение межличностных отношений.
8)Учет ведущей деятельности – игровая (дошкольники) или учебная (школьники). Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).
9)Условия естественного речевого общения – моделирование различных ситуаций речевого общения, тесная связь логопеда с родителями, воспитателями, педагогами.
10)Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.
11) Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
2. Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ринолалией 5-6 лет (основной этап)
Тема: В гостях у Леопольда
Продолжительность: 30-35 минут
Цель: Актуализация словаря по теме «Посуда»
Задачи:
Образовательные:
· Расширять словарь по теме «Посуда»
· Упражнять в образовании слов с суффиксом –НИЦ
· Учить отвечать предложениями из 5 слов
· Учить согласовывать существительные с прилагательными
· Учить составлять предложения с предлогами
Развивающие:
· Развивать общую и мелкую моторику
· Упражнять в составлении алгоритма действий
· Развивать графомоторные навыки
· Развивать словесно-логическое мышление
· Контролировать речь ребенка (не допускать назализацию голоса)
Воспитательные:
· Учить этикету, вежливому общению со сверстниками, взрослыми
Здоровьесберегающие:
· Предупреждать мышечное переутомление посредством смены деятельности
· Предупреждать переутомление и усталость глаз посредством зрительной гимнастики
Оборудование: презентация, картинки с точечным изображением Леопольда, карандаши
Ход занятия:
1.Организационный момент
Здравствуйте! Присаживайтесь. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Широко улыбнитесь. Молодцы.
2. Основной этап
Мы не зря начали наше занятие с такой доброй широкой улыбки. Сегодня мы отправимся к очень вежливому, доброму и улыбчивому персонажу. А кто он, мы узнаем, когда отгадаем загадку.
Кота такого знаешь ты.
Он любит поливать цветы
И любит фразу говорить:
«Давайте, дружно, мыши, жить!» (Леопольд)
Правильно, это кот Леопольд. И сегодня мы пойдем к нему в гости. Но нам надо быть внимательными: в доме могут оказаться эти вредные мыши, которые все время делают Леопольду гадости.
Ну вот мы и подошли к дому. Нам надо попасть в дом. Леопольд живет на втором этаже. Что нам надо сначала сделать? (подойти к входной двери). Потом? (открыть дверь). Затем? (подняться по лестнице на второй этаж). Далее что нужно сделать? (постучаться в дверь/ позвонить в звонок). Молодцы.
Давайте поздороваемся с Леопольдом.
Посмотрите, какая красивая и убранная у него квартира! Леопольд приглашает нас на кухню.
Как много тут всего! Давайте назовем предметы, которые стоят у него на полках. И не забываем, что когда мы говорим и дышим, плечики и грудь не поднимаются, через нос вдыхаем, через рот выдыхаем .(кружки, тарелки, половник, лопатка, кастрюли, прихватка…) А как мы назовем эти предметы одним словам? (посуда)
Смотрите, а вот еда. Мыши спрятали всю посуду для нее, и Леопольд не может ничего найти. Надо ему помочь. Надо назвать посуду, в которую мы всё это можем положить. Хлеб мы положим в хлебницу, конфеты в конфетницу, сахар в сахарницу, салат в салатницу, перец в перечницу. Ну вот, теперь порядок.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики.)
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.)
Я — чайник, (Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе.)
ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я вам напоказ выставляю живот. (Животик надут.)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Топают обеими ногами.)
«Эй, люди, я с вами попить чай хочу». (Делают призывные движения правой рукой.)
Надо помочь Леопольду накрыть на стол. Для этого вам надо сказать, что надо поставить на стол для чаепития. Посмотрите на картинки и скажите, что мы выберем. (кружки, ложки, чайник, сахарница, конфетница ). Во что мы нальем чай? (мы нальем чай в чашку). Во что мы положим конфеты? (Мы положим конфеты в конфетницу). Куда мы насыплем сахар? (Мы насыплем сахар в сахарницу / в чай).
Гимнастика для глаз
Ах, как долго мы играли,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
А теперь давайте поиграем в игру «Какие?». Я буду называть предметы, а вы скажите, какие они. Давайте по очереди. (конфеты, лимон, чай, варенье, печенье)
Молодцы! А вот и мыши пришли. Чего же они хотят?? Ребята, да они пришли попросить прощения у нас и Леопольда. Простим их? А за что мы их прощаем? Смотрите, в честь примирения мыши принесли вам небольшой подарок. Когда вы соедините все точки и раскрасите рисунок, поймете, кто же там изображен.
3.Заключительный этап. (показ отрывка из мультфильма). А вы будете жить дружно? И не будете ссориться? Ну хорошо, я вам верю. Чем мы сегодня занимались? О чем мы говорили? Что нужно сказать Леопольду?
Конспекты индивидуальных занятий для детей с дизартрией.
Тема:
Автоматизация звука [ж].
Цель:
1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;
2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;
3. Закрепление правильного произношения звука [ж] (в изолированном произношении и в слогах);
4. Развитие фонематического слуха;
5. Развитие мелкой моторики.
Оборудование:
Материал для развития мелкой моторики.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры
Массаж лба
? Упражнение № 1
Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;
Описание: поглаживание лба от середины к вискам.
? Упражнение № 2
Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;
Описание: разминание лба от середины к вискам.
? Упражнение № 3
Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;
Описание, растирание лба от середины к вискам.
? Упражнение № 4
Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;
Описание: выполнение спиралевидных движений от середины лба к вискам.
Упражнение № 5
Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;
Описание: постукивание лба от середины к вискам.
Массаж щек
Упражнение № 1
Цель: стимуляция мышц, поднимающих угол рта;
Описание: выполнение вращательных поглаживающих движений по поверхности щек.
Массаж скуловой мышцы
Упражнение № 1
Цель: укрепление скуловой мышцы;
Описание: растирание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.
Упражнение № 2
Цель: активизация мышц, опускающих нижнюю губу;
Описание: проводятся спиралевидные движения от середины подбородка к мочкам ушей.
Упражнение № 3
Цель: укрепление и активизация мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;
Описание: пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.
Массаж губ
Упражнение № 1
Цель: укрепление мышц губ; Описание: легкое растирание губ от середины к углам.
Упражнение № 2
Цель: укрепление и активизация мышц губ;
Описание: разминание губ от середины к углам.
Упражнение № 3
Цель: укрепление и активизация мышц губ;
Описание: пощипывание губ от середины к углам.
Упражнение № 4
Цель: укрепление и активизация круговой мышцы рта, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху и мышц, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз;
Описание: проводится обкалывание против часовой стрелки круговой мышцы рта.
Упражнение № 5
Цель: укрепление и активизация мышц губ;
Описание: проводится точечный массаж по линии губ от середины к углам.
Массаж языка
Упражнение № 1
Цель: расслабление продольных мышц языка;
Описание: поглаживание от кончика языка к корню языка.
Упражнение № 2
Цель: расслабление поперечных мышц языка.
Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону.
Упражнение № 3
Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка и уменьшение саливации.
Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно.
3. Нормализация моторики артикуляционного аппарата
Изолированное выполнение артикуляционных упражнений. Упражнения: «Забор», «Окно», «Мост», «Лопата», «Лопата копает», «Вкусное варенье», «Фокус», «Теплый ветер», «Жук».