Файл: Задание Основные принципы логопедической работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 1. Основные принципы логопедической работы.

Логопедическое воздействие опирается на основные принципы:

1)  Этиопатогенетический принцип

необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

2) Системности и учета структуры речевого нарушения;

предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определение ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных признаков.

3) Комплексность

расстройства речи представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Необходимо комплексное воздействие.

4)Дифференцированный подход – осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей, учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.

5) Поэтапность – каждый этап характеризуется своими целями и задачами, методами и приемами коррекции, последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.

6)Онтогенетический – учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи. Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе

7)Учет личностных особенностей – бывает неравномерное развитие отдельных ее сторон, нарушение межличностных отношений.

8)Учет ведущей деятельности – игровая (дошкольники) или учебная (школьники). Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей  деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

9)Условия естественного речевого общения – моделирование различных ситуаций речевого общения, тесная связь логопеда с родителями, воспитателями, педагогами.


10)Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.

11) Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

2. Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ринолалией 5-6 лет (основной этап)

Тема: В гостях у Леопольда

Продолжительность: 30-35 минут

Цель: Актуализация словаря по теме «Посуда»

Задачи:

Образовательные:

·         Расширять словарь по теме «Посуда»

·         Упражнять в образовании слов с суффиксом –НИЦ

·         Учить отвечать предложениями из 5 слов

·         Учить согласовывать существительные с прилагательными

·         Учить составлять предложения с предлогами

Развивающие:

·         Развивать общую и мелкую моторику

·         Упражнять в составлении алгоритма действий

·         Развивать графомоторные навыки

·         Развивать словесно-логическое мышление

·         Контролировать речь ребенка (не допускать назализацию голоса)

Воспитательные:

·         Учить этикету, вежливому общению со сверстниками, взрослыми

Здоровьесберегающие:

·         Предупреждать мышечное переутомление посредством смены деятельности

·         Предупреждать переутомление и усталость глаз посредством зрительной гимнастики

Оборудование: презентация, картинки с точечным изображением Леопольда, карандаши

Ход занятия:

  1.Организационный момент

Здравствуйте! Присаживайтесь. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Широко улыбнитесь.  Молодцы.

2. Основной этап

Мы не зря начали наше занятие с такой доброй широкой улыбки. Сегодня мы отправимся к очень вежливому, доброму и улыбчивому персонажу. А кто он, мы узнаем, когда отгадаем загадку.

Кота такого знаешь ты.

Он любит поливать цветы

И любит фразу говорить:

«Давайте, дружно, мыши, жить!» (Леопольд)

Правильно, это кот Леопольд.  И сегодня мы пойдем к нему в гости. Но нам надо быть внимательными: в доме могут оказаться эти вредные мыши, которые все время делают Леопольду гадости.



Ну вот мы и подошли к дому. Нам надо попасть в дом. Леопольд живет на втором этаже. Что нам надо сначала сделать? (подойти к входной двери). Потом? (открыть дверь). Затем? (подняться по лестнице на второй этаж). Далее что нужно сделать? (постучаться в дверь/ позвонить в звонок). Молодцы.

Давайте поздороваемся с Леопольдом.

Посмотрите, какая красивая и убранная у него квартира! Леопольд приглашает нас на кухню.

Как много тут всего! Давайте назовем предметы, которые стоят у него на полках.  И не забываем, что когда мы говорим и дышим, плечики и грудь не поднимаются, через нос вдыхаем, через рот выдыхаем .(кружки, тарелки, половник, лопатка, кастрюли, прихватка…) А как мы назовем эти предметы одним словам? (посуда)

Смотрите, а вот еда. Мыши спрятали всю посуду для нее, и Леопольд не может ничего найти. Надо ему помочь. Надо назвать посуду, в которую мы всё это можем положить. Хлеб мы положим в хлебницу, конфеты в конфетницу, сахар в сахарницу, салат в салатницу, перец в перечницу. Ну вот, теперь порядок.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.)

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики.)

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.)

Я — чайник, (Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе.)

ворчун, хлопотун, сумасброд,

Я вам напоказ выставляю живот. (Животик надут.)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Топают обеими ногами.)

«Эй, люди, я с вами попить чай хочу». (Делают призывные движения правой рукой.)

Надо помочь Леопольду накрыть на стол. Для этого вам надо сказать, что надо поставить на стол для чаепития. Посмотрите на картинки и скажите, что мы выберем. (кружки, ложки, чайник, сахарница, конфетница ). Во что мы нальем чай? (мы нальем чай в чашку). Во что мы положим конфеты? (Мы положим конфеты в конфетницу). Куда мы насыплем сахар? (Мы насыплем сахар в сахарницу / в чай).

 

Гимнастика для глаз

Ах, как долго мы играли,


Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

 

А теперь давайте поиграем в игру «Какие?». Я буду называть предметы, а вы скажите, какие они. Давайте по очереди. (конфеты, лимон, чай, варенье, печенье)

Молодцы! А вот и мыши пришли. Чего же они хотят?? Ребята, да они пришли попросить прощения у нас и Леопольда. Простим их? А за что мы их прощаем? Смотрите, в честь примирения мыши принесли вам небольшой подарок. Когда вы соедините все точки и раскрасите рисунок, поймете, кто же там изображен.

  3.Заключительный этап. (показ отрывка из мультфильма). А вы будете жить дружно? И не будете ссориться? Ну хорошо, я вам верю. Чем мы сегодня занимались? О чем мы говорили? Что нужно сказать Леопольду?

Конспекты индивидуальных занятий для детей с дизартрией.

Тема:

Автоматизация звука [ж].

Цель:

1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;

3. Закрепление правильного произношения звука [ж] (в изолированном произношении и в слогах);

4. Развитие фонематического слуха;

5. Развитие мелкой моторики.

Оборудование:

Материал для развития мелкой моторики.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры

Массаж лба

? Упражнение № 1

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: поглаживание лба от середины к вискам.



? Упражнение № 2

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: разминание лба от середины к вискам.



? Упражнение № 3

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание, растирание лба от середины к вискам.




? Упражнение № 4

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: выполнение спиралевидных движений от середины лба к вискам.

Упражнение № 5

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: постукивание лба от середины к вискам.

Массаж щек

Упражнение № 1

Цель: стимуляция мышц, поднимающих угол рта;

Описание: выполнение вращательных поглаживающих движений по поверхности щек.

Массаж скуловой мышцы

Упражнение № 1

Цель: укрепление скуловой мышцы;

Описание: растирание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.

Упражнение № 2

Цель: активизация мышц, опускающих нижнюю губу;

Описание: проводятся спиралевидные движения от середины подбородка к мочкам ушей.

Упражнение № 3

Цель: укрепление и активизация мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;

Описание: пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.

Массаж губ

Упражнение № 1

Цель: укрепление мышц губ; Описание: легкое растирание губ от середины к углам.

Упражнение № 2

Цель: укрепление и активизация мышц губ;

Описание: разминание губ от середины к углам.

Упражнение № 3

Цель: укрепление и активизация мышц губ;

Описание: пощипывание губ от середины к углам.

Упражнение № 4

Цель: укрепление и активизация круговой мышцы рта, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху и мышц, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз;

Описание: проводится обкалывание против часовой стрелки круговой мышцы рта.

Упражнение № 5

Цель: укрепление и активизация мышц губ;

Описание: проводится точечный массаж по линии губ от середины к углам.

Массаж языка

Упражнение № 1

Цель: расслабление продольных мышц языка;

Описание: поглаживание от кончика языка к корню языка.

Упражнение № 2

Цель: расслабление поперечных мышц языка.

Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону.

Упражнение № 3

Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка и уменьшение саливации.

Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно.

3. Нормализация моторики артикуляционного аппарата

Изолированное выполнение артикуляционных упражнений. Упражнения: «Забор», «Окно», «Мост», «Лопата», «Лопата копает», «Вкусное варенье», «Фокус», «Теплый ветер», «Жук».