Файл: Павелецкая средняя общеобразовательная школа 1 Скопинского муниципального района Рязанской области Согласовано. Утверждаю.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Павелецкая средняя общеобразовательная школа №1»
Скопинского муниципального района
Рязанской области
«Согласовано». «Утверждаю».
Заместитель директора по УВР Директор школы
___________Шилина Т.Г. ______Тырновецкая Н.П.
Приказ № ______от_________2022 г.
Рабочая программа
по учебному предмету
«История»
10 класс
Базовый уровень
Разработал учитель истории
Ходакова М.Н.
р.п. Павелец
2022 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы ФГОС: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года, рабочей программы по истории России к учебникам для 6—10 классов авторов И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др., что соответствует новому историко-культурному стандарту (ИКС) и авторской программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина – О. С. Сороко – Цюпы. 10 классы, М., Просвещение, 2019 г., является частью основной образовательной программы СОО МБОУ «Павелецкая СОШ №1».
Для реализации рабочей программы используются учебники:
- О. В. Волобуев, П. Н. Романов, С. П. Карпачёв История России учебник начало 20 века - начало 21 века 10 класс Изд.: ДРОФА., 2019 год
- Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл. учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2019
Цель:
формирование у учащихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование личностной позиции в отношении к основным этапам развития российского государства и общества, а также к современному образу России.
Задачи:
• формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
• овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
• воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.
• развитие способности к анализу, обобщению, аргументации, социальному и учебному проектированию, прогнозированию, самопознанию в процессе образовательной деятельности по усвоению истории Нового времени и России;
• формирование способности применять усвоенные знания о формировании капиталистического общества, индустрии, специфике отношений Нового времени, развитии науки и техники в процессе осмысления современной реальности.
На ведение данного предмета отводится 2 часа в неделю (70 часов в год, из них 24 часа - Всеобщая история, 46 часов - история Отечества).
В рабочую программу включены темы, содержащие изучение материалов о родном крае, в рамках реализации исторического просвещения программы ООО: в разделе История России (5 часов). (*)
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
К важнейшим личностным результатам изучения истории в старших классах школы относятся:
-
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; -
познавательный интерес к прошлому своей страны -
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; -
изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями; -
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; -
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности; -
следование этическим нормам и правилам ведения диалога; -
формирование коммуникативной компетентности; -
обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других; -
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении; -
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные результаты изучения истории выражаются в следующем:
-
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.; -
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности; -
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; -
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; -
привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; -
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием; -
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; -
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); -
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; -
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; -
активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме; -
критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.
Предметные результаты:
-
определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век); -
установление синхронистических связей истории Росии и стран Европы и Азии; -
составление и анализ генеалогических схем и таблиц; -
применение понятийного аппарата и приемов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; -
овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества; -
использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период; -
использование сведений из исторической карты как источника информации; -
описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в Новейшее время, памятников культуры, событий новейшей истории; -
понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями; -
высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей; -
описание характерных, существенных черт форм государственного устройства современных государств, положения основных групп общества, религиозных верований людей; -
поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого; -
анализ информации, содержащейся в исторических документах; -
использование приёмов исторического анализа; -
понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками; -
оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок; -
сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей; -
систематизация информации в ходе проектной деятельности; -
поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России; -
личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Российской империи; -
уважение к русской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
-
локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Новоейшего времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время; -
использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новейшее время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизации и др.; -
анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Новейшего времени; -
составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новейшее время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Новейшего времени; -
систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Новейшего времени; -
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новейшее время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм». «диктатура», «тоталитаризм», «авторитаризм», «демократия» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Новейшего времени; -
объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Новейшего времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); -
сопоставлять развитие России и других стран в Новейшее время, сравнивать исторические ситуации и события; -
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Новейшего времени.
Выпускник получит возможность научиться
:
-
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. -
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения. -
давать сопоставительную характеристику политического устройства государства -
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; -
анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения -
преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять ее в виде письменного текста -
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новейшее время; -
использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); -
сравнивать развитие России и других стран в Новейшее время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; -
применять знания по истории России и своего края в Новейшее время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
II. Содержание учебного предмета
Всеобщая история 24 часа
Введение
Новейшее время во всемирной истории. Основное содержание курса новейшей истории. Противоречивость периода. Авторитаризм и демократия. Рыночная экономика и государственное регулирование хозяйства. Мирные переговоры и кровопролитные войны. Глобальный мир.
Первая мировая война и ее последствия.
Противоречия между сильнейшими странами мира в начале века. Причины Первой мировой войны и подготовка к ней.. Начало Первой мировой войны. Планы сторон в начале войны. План Шлиффена. Основные фронты и ход военных действий в первый год войны. Битва на реке Марне. Наступление русских войск в Восточной Пруссии и их поражение. Успешное наступление русских в Галиции. Срыв германского плана ведения войны. Война на два фронта. Отступление русской армии. Значение Восточного фронта. Переход к позиционной войне. Битва на реке Сомме. Оформление Четверного союза Германии, Австро-Венгрии, Османской империи и Болгарии. Верденское сражение. Борьба на истощение. Ютландское морское сражение.