Файл: Урока истории тема урока губернская реформа и сословная политика екатерины ii тип урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


24-е. …Да не дерзнет никто без суда и приговора в силу законов тех судебных мест, коим суды поручены, самовольно отобрать у благородного имение или оное разорять...

28-е. Благородным дозволяется иметь фабрики и заводы по деревням...

33-е. Подтверждается благородным право собственности, дарованное милостивым указом от 28 июня 1782 г., не только на поверхности земли, каждому из них принадлежащей, но и в недрах той земли и в водах, ему принадлежащих, на все сокровенные минералы и произрастания…

35-е. По деревням помещичий дом имеет быть свободен от постоя.

36-е. Благородный самолично изъемлется от личных податей.

Вопросы: 1*. Можно ли считать, что дворянство получило гражданские права? Какое значение имел этот документ? 2*. Можно ли считать, что самодержавная власть стала теперь ограниченной? 3. Чем отличается этот документ от Манифеста о вольности дворянства (1862)?

В 1785 г. дворянство приобрело все признаки сословия:

  • их сословные права были закреплены в законе,

  • права являлись наследственными,

  • дворянство имело сословную организацию в виде уездных и губернских Дворянских

  • собраний.

С точки зрения доходов и образования дворянство делилось на мелкопоместное, среднепоместное и крупнопоместное. Мелкопоместные дворяне, имевшие крепостных мужского пола менее 20 душ, считались бедными. Среднепоместные дворяне имели от 21 до 100 крепостных, крупнопоместные — более 100 душ крепостных. Личные дворяне не имели права владеть крепостными, основной доход им приносило жалованье или пенсия за службу. Вследствие того что они были в невысоких чинах, их жалованье и пенсия были небольшими, поэтому по уровню жизни личные дворяне относились к дворянству мелкопоместному неслужащему.

4. Политика по отношению к купечеству и городам

Городовое положение 1785 г. закрепило разделение городских обывателей на категории: гильдейское купечество, мещанство и цеховые. Принадлежность к 1-й, 2-й и 3-й гильдиям определялась размером объявленного капитала, от которого зависело и налогообложение. Для записи в соответствующую гильдию был установлен имущественный ценз: для 1-й — 10 тыс. руб., для 2-й — 1 тыс. руб., для 3-й —500 руб. Остальные лица, не имевшие необходимого капитала
, были отнесены к мещанам или цеховым. Также среди горожан была введена еще одна категория — именитых граждан. К ним относились крупнейшие купцы и банкиры.

  1. Решение проблемы урока

Реформы Екатерины II соответствовали идеям Просветителей или это было лицемерное провозглашение новых ценностей?

Вопросы учителя:

Какой ответ на проблему урока вы можете дать?

Как было найдено решение проблемы?

Возможные ответы обучающихся:

Преобразования Екатерины II отчасти соответствовали идеям Просветителей, так как некоторые реформы, которые проводила Екатерина II, отражали идеи Просвещения – судебная, частично местного управления.

И в тоже время преобразования Екатерины II не соответствовали идеям Просветителей, так как реформы, которые проводила Екатерина II, не затрагивали основ самодержавия и крепостного права.

  1. Первичное осмысление и закрепление изученного

Как создавалась система территориального деления и местного управления?

Каким образом при Екатерине II происходило укрепление сословного строя?


  1. Итоги урока. Рефлексия


Что нового узнали на уроке…

Что получилось (не получилось) в течение урока…

  1. Домашнее задание: параграф 15, задание 5,6*

Задание на урок по истории 8 класс (дистант)

1. Изучить параграф 15 «Губернская реформа и сословная политика Екатерины II» и заполнить таблицу

«Реформы Екатерины II в конце 70-х — 90-е годы XVIII в.»:

Дата

Реформа

Основные положения

Значение, результат













2. Выполнить задание 4 стр.97

3. Изучить документ «Из Жалованной грамоты дворянству» на стр. 96-97 и письменно ответить на вопросы к нему

Домашнее задание: параграф 15, задание 5,6*