Файл: Дипломная работа роль театрализованных игр в формировании нравственного поведения дошкольников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
героем для них был только петушок потому, что у него была коса, и он выгнал лису.
Просмотр иллюстраций оказал огромную помощь в осознании образов персонажей. Иллюстрации помогли детям лучше понять характерные особенности, раскрыть нравственные качества персонажей.
С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей была организована разнообразная художественно-творческая деятельность: рисование, лепка по теме произведения.
Рисование «Лисичка просится в избушку», «Обиженный зайка». Лепка «Мой любимый сказочный герой».
Таким образом, дети лучше запоминают героев сказки, их особенности и смысл произведения.
2 этап. Далее наша работа была посвящена поискам средств выразительности: интонации, мимики, жестов.
Для этого мы использовали:
Подготовка декораций, костюмов, необходимых атрибутов для разыгрывания игры-драматизации.
Так как детей в группе немного, группа разновозрастная, решили привлечь родителей к изготовлению атрибутов и элементов костюмов. Это ещё больше пробудило интерес детей к игре-драматизации.
3 этап. Для распределения ролей в сказке использована считалочка. Не все дети были согласны с данной ролью, поэтому я предложила детям сначала попробовать разучить движения героев, поучиться передавать их характерные особенности (мимику, жесты, движения). С помощью наблюдения было выявлено: старается ли ребёнок при разучивании движений, мимики, жестов, прислушивается к советам взрослого, сверстников. Это позволило нам выявить что у кого лучше получается и без конфликтно распределить роли героев в сказке.
4 этап. Проигрывание отрывков из сказки. Во время разыгрывания этюдов мы использовали музыкальное сопровождение. Оно помогает детям прочувствовать и передать характерные особенности движений, мимики, жестов сказочных героев.
Не все дети охотно общаются друг с другом. Например, Алиса С. всё время молчит, но охотно принимает советы от взрослого и сверстников. Таисия К., наоборот, делает всё по-своему и на советы реагирует отрицательно.
5 этап. Игра-драматизация. Игра проводилась несколько, для того чтобы все дети (даже самые застенчивые и неактивные) могли исполнить разные роли.
Во время разыгрывания игры-драматизации дети старались исполнять каждый свою роль. Пусть у Алисы С. не получалось эмоционально передать нравственные качества персонажа вербальными средствами, но она прислушивалась к советам педагога и сверстников. Таисия К. же наоборот делала всё по-своему, не к кому не прислушиваясь.
Поэтапность работы обеспечивает постепенное сближение детей с персонажами литературных произведений, и они начинают видеть то, что они не замечали раньше.
Сближение с персонажами, превращение их в хорошо знакомых детям друзей или недругов, ролевое изображение самих персонажей, ежедневное введение сказки в жизнь детей, вот те способы, которые мы использовали для глубокого понимания нравственного смысла художественного произведения и воздействие его на ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе теоретического анализа и обобщения существующих исследований, а также результатов собственной экспериментальной работы мы определили существенные и значимые характеристики нравственного поведения.
1. Основные черты и особенности нравственного поведения выделены на основе анализа и обобщения литературы: деятельность; проявление гуманного отношения к другим; выражение моральных чувств; широкий спектр, как сознательное поведение и действия, так и спонтанные, неосознанные реакции; оно легло в основу его определения в нашем исследовании.
В рамках исследования нравственное поведение представляет собой набор сознательных, добровольных, эффективных, преднамеренных и спонтанных действий и реакций по отношению к другим, основанных на желании действовать на благо другого человека.
2. Нормативно-правовыми основами нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста является: ориентировочная основа как совокупность моральных представлений и концепций, накопленных в процессе усвоения и ознакомления с нормами морали и нравственных категорий, а также моральных суждений и оценок сформированные на их основе; основа эмоциональной потребности как совокупность мотивов, моральных потребностей и убеждений дошкольника, отражающая проявление его отношения к происходящему, к окружающей действительности через совокупность моральных чувств и эмоций;
Поведенческая основа как способность ребенка и готовность к активным действиям, действиям и проявлениям на благо других, которые отвечают требованиям моральных норм.
3. По результатам исследования было определено, что половина дошкольников показали высокий уровень сформированности нравственных представлений о поведении. Дети владеют полным объемом знаний о нравственных нормах, осознают и аргументировано отвечают на вопросы, связанные с нравственным поведением. В эмоционально - чувственной сфере все дети показали себя на высоком уровне: проявляют адекватные реакции на разное состояние людей, эмпатию по отношению к взрослым, сверстникам и литературным персонажам.
4. В поведенческой сфере 40% (8 детей), находятся на высоком уровне поведения: без напоминания выполняют общепринятые нормы этикета, бесконфликтно общается с другими детьми; 55% (11 детей), находятся на среднем уровне: соблюдают общепринятые нормы этикета при напоминании взрослого, допускают конфликты в общении со сверстниками, но разрешают их мирно; 5% (1 ребенок) – низкий уровень поведения: соблюдают общепринятые нормы этикета при напоминании взрослого.
Полученные результаты контрольного этапа послужили основой для организация опытно-практической работы по формированию нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Свадковский, И. Ф. Нравственное воспитание / И. Ф. Свадковский. – Москва, 1972. – 144 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Методика «Неоконченные ситуации» (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)
Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы.
Материал: 9 неоконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных черт с учетом возраста ребенка.
Проведение исследования.
Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи".
Ситуации.
1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать.
Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть.
Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему?
3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым.
Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ей ответила... Что ответила Саша? Почему?
4. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку.
Воспитатель ей сказал: "Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку". Маша ответила... Что ответила Маша? Почему?
5. Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?
6. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала.
Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?
7. Таня и Оля играли в "дочки-матери". К ним подошел маленький мальчик и попросил: "Я тоже хочу играть. "Мы тебя не возьмем, ты еще маленький," - ответила Оля.
А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему?
8. Коля играл в "лошадки". Он бегал и кричал: "Но, но, но!" В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: "Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть. "Коля ей ответил... Что ответил Коля? Почему? 59
9. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему?
Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.
Обработка данных. В процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка - об осознании этой нормы.
Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.
Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.
Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.
Результаты диагностики по методике «Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс)
Результаты экспериментальной группы.
Рита К. 6 лет Средний уровень
Алиса С. 5 лет Высокий уровень
Костя Р. 6 лет Высокий уровень
Полина К. 6 лет Низкий уровень
Лиза К. 5 лет Средний уровень
Рома М. 6 лет Высокий уровень
Костя Д. 6 лет Средний уровень
Алена А. 5 лет Высокий уровень
Иван С. 6 лет Высокий уровень
Мирон Б. 5 лет Средний уровень
Результаты контрольной группы
Эмилия Л. 5 лет Средний уровень
Кира Г. 6 лет Высокий уровень
Настя А. 5 лет Средний уровень
Есения Ж. 5 лет Высокий уровень
Максим З. 6 лет Высокий уровень
Тимофей К. 5 лет Средний уровень
Таисия К. 6 лет Высокий уровень
Просмотр иллюстраций оказал огромную помощь в осознании образов персонажей. Иллюстрации помогли детям лучше понять характерные особенности, раскрыть нравственные качества персонажей.
С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей была организована разнообразная художественно-творческая деятельность: рисование, лепка по теме произведения.
Рисование «Лисичка просится в избушку», «Обиженный зайка». Лепка «Мой любимый сказочный герой».
Таким образом, дети лучше запоминают героев сказки, их особенности и смысл произведения.
2 этап. Далее наша работа была посвящена поискам средств выразительности: интонации, мимики, жестов.
Для этого мы использовали:
-
упражнения на дыхание («Насос», «Воздушный шар», «Спущенное колесо» и т.д.); -
упражнения на эмоции («Угадай эмоцию», «волшебные зонтики» и т.д.); -
упражнения на мимику («Солёный чай», «Зеркало» и т.д.); -
упражнения на жесты («Расскажи стихи без слов», «иностранец» и т.д.); -
скороговорки.
Подготовка декораций, костюмов, необходимых атрибутов для разыгрывания игры-драматизации.
Так как детей в группе немного, группа разновозрастная, решили привлечь родителей к изготовлению атрибутов и элементов костюмов. Это ещё больше пробудило интерес детей к игре-драматизации.
3 этап. Для распределения ролей в сказке использована считалочка. Не все дети были согласны с данной ролью, поэтому я предложила детям сначала попробовать разучить движения героев, поучиться передавать их характерные особенности (мимику, жесты, движения). С помощью наблюдения было выявлено: старается ли ребёнок при разучивании движений, мимики, жестов, прислушивается к советам взрослого, сверстников. Это позволило нам выявить что у кого лучше получается и без конфликтно распределить роли героев в сказке.
4 этап. Проигрывание отрывков из сказки. Во время разыгрывания этюдов мы использовали музыкальное сопровождение. Оно помогает детям прочувствовать и передать характерные особенности движений, мимики, жестов сказочных героев.
Не все дети охотно общаются друг с другом. Например, Алиса С. всё время молчит, но охотно принимает советы от взрослого и сверстников. Таисия К., наоборот, делает всё по-своему и на советы реагирует отрицательно.
5 этап. Игра-драматизация. Игра проводилась несколько, для того чтобы все дети (даже самые застенчивые и неактивные) могли исполнить разные роли.
Во время разыгрывания игры-драматизации дети старались исполнять каждый свою роль. Пусть у Алисы С. не получалось эмоционально передать нравственные качества персонажа вербальными средствами, но она прислушивалась к советам педагога и сверстников. Таисия К. же наоборот делала всё по-своему, не к кому не прислушиваясь.
Поэтапность работы обеспечивает постепенное сближение детей с персонажами литературных произведений, и они начинают видеть то, что они не замечали раньше.
Сближение с персонажами, превращение их в хорошо знакомых детям друзей или недругов, ролевое изображение самих персонажей, ежедневное введение сказки в жизнь детей, вот те способы, которые мы использовали для глубокого понимания нравственного смысла художественного произведения и воздействие его на ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе теоретического анализа и обобщения существующих исследований, а также результатов собственной экспериментальной работы мы определили существенные и значимые характеристики нравственного поведения.
1. Основные черты и особенности нравственного поведения выделены на основе анализа и обобщения литературы: деятельность; проявление гуманного отношения к другим; выражение моральных чувств; широкий спектр, как сознательное поведение и действия, так и спонтанные, неосознанные реакции; оно легло в основу его определения в нашем исследовании.
В рамках исследования нравственное поведение представляет собой набор сознательных, добровольных, эффективных, преднамеренных и спонтанных действий и реакций по отношению к другим, основанных на желании действовать на благо другого человека.
2. Нормативно-правовыми основами нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста является: ориентировочная основа как совокупность моральных представлений и концепций, накопленных в процессе усвоения и ознакомления с нормами морали и нравственных категорий, а также моральных суждений и оценок сформированные на их основе; основа эмоциональной потребности как совокупность мотивов, моральных потребностей и убеждений дошкольника, отражающая проявление его отношения к происходящему, к окружающей действительности через совокупность моральных чувств и эмоций;
Поведенческая основа как способность ребенка и готовность к активным действиям, действиям и проявлениям на благо других, которые отвечают требованиям моральных норм.
3. По результатам исследования было определено, что половина дошкольников показали высокий уровень сформированности нравственных представлений о поведении. Дети владеют полным объемом знаний о нравственных нормах, осознают и аргументировано отвечают на вопросы, связанные с нравственным поведением. В эмоционально - чувственной сфере все дети показали себя на высоком уровне: проявляют адекватные реакции на разное состояние людей, эмпатию по отношению к взрослым, сверстникам и литературным персонажам.
4. В поведенческой сфере 40% (8 детей), находятся на высоком уровне поведения: без напоминания выполняют общепринятые нормы этикета, бесконфликтно общается с другими детьми; 55% (11 детей), находятся на среднем уровне: соблюдают общепринятые нормы этикета при напоминании взрослого, допускают конфликты в общении со сверстниками, но разрешают их мирно; 5% (1 ребенок) – низкий уровень поведения: соблюдают общепринятые нормы этикета при напоминании взрослого.
Полученные результаты контрольного этапа послужили основой для организация опытно-практической работы по формированию нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Антилогова, Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности / Л. Н. Антилогова. – Омск : ОмГПУ, 1999. – 184 с. -
Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. – Москва : Просвещение, 1979. – 304 с. -
Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. – Москва : Просвещение, 2018. – 608 с. -
Бырыннай, А. О. Методика использования воспитывающих ситуация / А. О. Бырыннай // Воспитание школьников. – 2019. – №4. – С. 19-29. -
Гребенюк, О. С. Общая педагогика: Курс лекций / О. С. Гребенюк. – Калининград : Изд-во Калинингр. ун-та, 1996. – 107 с. -
Джуринский, А. Н. История педагогики: учеб. пособие для студентов пед. вузов / А. Н. Джуринский. – Москва : ВЛАДОС, 2020. – 432 с. -
Защита прав ребенка в условиях современных вызовов. Социальные, педагогические и правовые аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Липецк, 25 ноября 2021 года / редкол. С. А. Маскалянова, О. А. Данковцев, Г. В. Головин ; Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области [и др.]. – Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. – 269 с. -
Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике: учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва : Март, 2019. – 176 с. -
Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире. / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2021. – № 9. – С. 34-36. -
Коломийчук, Е. В. Использование методов проблемного обучения в работе с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е. В. Коломийчук. – URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89- preschool/9941-metod-problemnogo-obucheniya.html (дата обращения:10.03.2023). -
Кулькова, В. К вопросу о формировании нравственных ценностных представлений / В. К. Кулькова // Дошкольное воспитание. – 2018. – №4. – С. 42-46. -
Левин-Щирина, Ф. Некоторые методы и приемы воспитания поведения дошкольника / Ф. Левин-Щирина // Дошкольное воспитание. – 2018. – №4. – С. 15-23. -
Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов : Николаев, 2005. – 76 с. -
Методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста : учебное пособие : [16+] / авт.-сост. С. В. Мильситова ; Кемеровский государственный университет. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2016. – 132 с. -
Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. – Москва : Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с. -
На крыльях детства: ресурсы современного коррекционно-развивающего пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых учёных : сборник научных трудов / под общ. ред. Л. А. Головчиц, А. В. Кротковой, Н. В. Микляевой ; Московский педагогический государственный университет [и др.]. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 236 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=570200 (дата обращения: 16.03.2023) -
Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. – Москва : Просвещение, 1984. – 272 с. -
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – Москва, 1993. – 433 с. -
Олейник, Н. В. Психолого-педагогические основы формирования зрительской культуры у детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Олейник, Е. А. Тупичкина // Детский сад: теория и практика. – №9. – 20149– С. 68-75. -
Петрова, В. И. Азбука нравственного взросления / В.И. Петрова, Н. М. Трофимова, И. С. Хомякова, Т. Д. Стульник. – Санкт Петербург : Питер, 2099. -
Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации : практическое пособие / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. – 2-изд., испр. и доп. – Москва : Мозаика-Синтез, 2006. – 80 с. -
Пидкасистый, П. И. Педагогика / П. И. Пидкасистый, В. И.Беляев, Т. А. Юзефавичус, В. Мижериков. – Москва : Академия, 2020. – 624 с. -
Пяшкур, Ю. С. Компоненты нравственной сферы студенческой молодежи / Ю. С. Пяшкур. – URL:https://cyberleninka.ru/article/v/komponenty-nravstvennoy-sferyudencheskoymolodezhi (дата обращения: 15.03.2023). -
Регуш, Л. Педагогическая психология: учебное пособие / Л. Регуш, А. Орлова – Санкт Петербург : Питер, 2020. – 442 с.
Свадковский, И. Ф. Нравственное воспитание / И. Ф. Свадковский. – Москва, 1972. – 144 с.
-
Вераксы Н.Е. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. - Издание пятое (инновационное), испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 336 с. -
Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - Москва: ТЦ Сфера, 2021 - 128с. -
Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду - ТЦ Сфера, 2019 - 315с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Методика «Неоконченные ситуации» (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)
Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы.
Материал: 9 неоконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных черт с учетом возраста ребенка.
Проведение исследования.
Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи".
Ситуации.
1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать.
Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть.
Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему?
3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым.
Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ей ответила... Что ответила Саша? Почему?
4. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку.
Воспитатель ей сказал: "Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку". Маша ответила... Что ответила Маша? Почему?
5. Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?
6. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала.
Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?
7. Таня и Оля играли в "дочки-матери". К ним подошел маленький мальчик и попросил: "Я тоже хочу играть. "Мы тебя не возьмем, ты еще маленький," - ответила Оля.
А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему?
8. Коля играл в "лошадки". Он бегал и кричал: "Но, но, но!" В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: "Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть. "Коля ей ответил... Что ответил Коля? Почему? 59
9. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему?
Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.
Обработка данных. В процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка - об осознании этой нормы.
Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.
Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.
Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.
Результаты диагностики по методике «Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс)
Результаты экспериментальной группы.
Рита К. 6 лет Средний уровень
Алиса С. 5 лет Высокий уровень
Костя Р. 6 лет Высокий уровень
Полина К. 6 лет Низкий уровень
Лиза К. 5 лет Средний уровень
Рома М. 6 лет Высокий уровень
Костя Д. 6 лет Средний уровень
Алена А. 5 лет Высокий уровень
Иван С. 6 лет Высокий уровень
Мирон Б. 5 лет Средний уровень
Результаты контрольной группы
Эмилия Л. 5 лет Средний уровень
Кира Г. 6 лет Высокий уровень
Настя А. 5 лет Средний уровень
Есения Ж. 5 лет Высокий уровень
Максим З. 6 лет Высокий уровень
Тимофей К. 5 лет Средний уровень
Таисия К. 6 лет Высокий уровень