Файл: Дипломная работа роль театрализованных игр в формировании нравственного поведения дошкольников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основная функция нравственного воспитания – формирование нравственного сознания, устойчивого нравственного поведения и нравственных чувств, соответствующих современному образу жизни, у молодого поколения, формирование активной жизненной позиции каждого человека, привычка руководствоваться своими действиями, действия и отношения к чувству общественного долга.
Основой нравственного поведения является поступок, который несет в себе действие, которое может иметь отрицательную или положительную оценку общества. Особенность процесса нравственного воспитания определяется его содержанием, общественной нравственностью, необходимостью реализации норм общественного нравственного сознания в индивидуальном сознании и поведении каждого ребенка. Сложность процесса нравственного воспитания заключается в том, что его организация – это организация всей жизни детей, всей их деятельности и взаимоотношений, она совершенствуется и углубляется в процессе их нравственно сознательного прогресса.
Педагогика в области нравственного воспитания определяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение. Содержание человеческого сознания представляет собой систему исторически сложившихся и постоянно обновляемых знаний, которые преломляются через личный опыт человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии, как совокупность знаний об окружающем мире (сознании). Нет сознания за пределами знания.
Социальный опыт проявляется в общественном нравственном сознании: нравственные идеи, теории, определения отражают реальные отношения людей, которые развиваются в процессе деятельности и общения. Высшая степень морального сознания формируется за счет убеждений. Они становятся регуляторами человеческих действий и действий. Нравственная стабильность личности зависит от них. Вера характеризуется сильным усвоением системы нравственных определений, развитием нравственных чувств, обобщением опыта поведения и отношений.
Усвоение нравственных понятий – длительный и сложный процесс. Дети проходят долгий путь от освоения моральных понятий сначала на уровне репрезентации до абсолютного овладения их содержанием.
Увеличение опыта, накопление знаний, с одной стороны, приводит к последующему углублению и разделению моральных представлений старших дошкольников, с другой – к большему обобщению, что приближает их к элементарным моральным представлениям (о дружбе, уважении к старшим). Сформированные нравственные представления начинают
играть решающую роль в поведении детей, их отношении к окружающим.
Нравственность – моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своем выборе. В сознании детей образ того или иного явления нравственной жизни может появиться не только в тот период, когда это событие происходит. Ребенок способен воспроизвести, снова «увидеть» тот или иной поступок своего собеседника, который он когда-то наблюдал. И более того, он может представить свое действие в определенные моменты. В этом случае представления действительны.
Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве – это основной принцип педагогики.
Поведение является внешней и внутренней активностью субъекта, проявляющаяся при его взаимодействии с окружающей средой. Особенности поведения возникают у детей в отношениях со взрослыми и сверстниками.
Дети активно заинтересованы в содержательном общении со взрослыми.
Авторитет взрослых и их ценностные суждения продолжают играть важную роль в поведении. Повышение самостоятельности и осмысленности поведения приводит к формированию способности руководствоваться в своих действиях усвоенными моральными нормами.
Существуют внутренние «этические примеры», которые начинают определять действия старшего дошкольника. Дети начинают стремиться общаться со сверстниками в различных видах деятельности, в результате чего формируется «детское общество». Все это способствует формированию коллективных отношений.
Значимое общение со сверстниками становится значимым условием полноценного развития личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игра, работа, общение) дети в возрасте 6-7 лет овладевают навыками коллективного планирования, учатся координировать свои действия, объективно разрешать споры и достигать общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и рабочей деятельностью образовательная деятельность играет важную роль в нравственном воспитании старших дошкольников. В группе они изучают правила воспитательного поведения, они формируют чувство цели, ответственности и волевых качеств.
Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Действия характеризуют отношение человека к окружающей действительности. Чтобы служить причиной нравственного действия, необходимо создать соответствующие условия и определенным образом организовать жизнь дошкольника. Нравственная привычка – это необходимость совершать нравственные поступки.
Привычки могут быть простыми, если они основаны на правилах общежития, культуре поведения, дисциплине и сложными, когда дошкольник создает потребность и готовность выполнять действия, которые имеют определенную ценность.
Чтобы успешно сформировать привычку, необходимо, чтобы мотивы, побуждающие детей к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к осуществлению действий среди детей было эмоционально позитивным, и чтобы при необходимости дети могли проявить определенные волевые усилия добиться результатов.
Таким образом, нравственное воспитание – это непрерывный процесс, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании полноценной личности.
1.2. Особенности формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста
Период дошкольного детства чрезвычайно важен с точки зрения генезиса и формирования социальных норм психики и нравственного поведения. Преобладание тем, связанных с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствует о его предпочтительной ориентации на социальную среду. Это создает широкую основу для формирования первичных форм нравственного поведения.
Дошкольный возраст, занимающий промежуток времени от 3 до 6 лет по шкале физического развития ребенка, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. В эти годы ребенок приобретает большую часть того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.
Первыми дошкольники осваивают правила и нормы так называемого «повседневного» поведения, культурные и гигиенические нормы, а также нормы, касающиеся отношения к своим обязанностям, с соблюдением распорядка дня, при общении с вещами. Последними из моральных норм являются те, которые относятся к взаимодействию с людьми. Они являются самыми трудными и трудными для понимания детей, и детям очень трудно следовать им на практике. Сначала дети следуют заученным нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (младший дошкольный возраст), затем они сами начинают лучше понимать суть этих правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только выполняют их сами, но и следят за тем, чтобы другие дети, находящиеся рядом с ними, следовали тем же правилам и предписаниям.
Ведущим видом деятельности является ролевая игра, в которой ребенок моделирует поведение, действия и отношения взрослых. Он подчеркивает отношения между людьми и смысл их работы. Выполняя роли, ребенок в основном развивает сферу нравственных норм, принятых в человеческом обществе. Моделирование взаимоотношений между людьми в ролевой игре на основе сюжета предполагает объединение детей, в которых они связываются друг с другом на основе моральных норм для успешной совместной деятельности. В отношениях к игре дети, прежде всего, формируют реальный уровень выполнения моральных норм.
Все нравственные нормы характеризуются тем, что они
фиксируют социальный образ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: дошкольники знают, что нельзя обманывать взрослых, нельзя обижать маленьких и т. д., то есть дети утверждают, что можно делать, а что нельзя. Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо понимает, не сразу начинают контролировать его поведение. Сначала они выполняются только по просьбе взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. В то же время ребенок не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая такое поведение в целом, не включает в себя отрицательную оценку.
В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от спонтанной морали к сознательной морали. Нравственная норма для них начинает выступать в роли регулятора отношений между людьми. Взрослый не нуждается во внешнем контроле. Нравственная саморегуляция поведения может быть преднамеренной (произвольной) или непреднамеренной (непроизвольной).
В случае произвольной саморегуляции человек сознательно принимает решение действовать в соответствии с моральными требованиями и, контролируя свое поведение, выполняет это намерение, даже если оно противоречит его непосредственным желаниям. Нравственные мотивы становятся решающими в поведении.
Непроизвольное нравственное поведение больше соответствует условиям повседневной жизни, которые часто требуют немедленных действий.
Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и понимания моральных фактов, отношений, ситуаций, их анализа, оценки, принятия моральных решений и принятия ответственных решений.
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом для проявления моральной воли. Вне моральной воли и эффективного практического отношения к миру не существует настоящей морали личности. Нравственное поведение человека имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – опыт – понимание ситуации и мотивы выбора и принятия решения – побуждение – действие.
Человеческая мораль проявляется в сознательном следовании моральным принципам и в привычных формах нравственного поведения.
Образование помогает ребенку прийти к внутренне значимому, обусловленному мировоззрению, моральному чувству и сознательному поведению, самоконтролю, саморегуляции и самоуправлению. На этом пути дошкольник находится на разных уровнях управления поведением.