Файл: Дипломная работа роль театрализованных игр в формировании нравственного поведения дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Далее представлен анализ результатов констатирующего этапа исследования.

I. Когнитивная сфера. Методика 1. «Неоконченные ситуации» (А. М. Щетининой и Л. В. Кирс).

Цель: выявить уровень сформированности знаний и представлений детей о нравственных нормах поведения. Методика проводилась индивидуально с каждым дошкольником. Данная методика была проведена по инструкции: дошкольнику было предложено придумать и объяснять свои собственные поступки Приложение 2.

Анализ результатов показал, что 50% (5 дошкольников) экспериментальной группы находятся на высоком уровне сформированности знаний и представлений о нравственных нормах поведения, то есть они придумывают окончание ситуации. Прочитав ребенку ситуацию с потерявшимся котёнком, он продолжил её так: «Я возьму котёнка домой, потому что ему холодно и одиноко, он мяукает и хочет кушать». 40% (4 дошкольника) экспериментальной группы находятся на среднем уровне сформированности знаний и представлений о нравственных нормах поведения.

Дошкольники придумывают окончание ситуации, соответствующие общепринятой норме, но затрудняются его аргументировать, нередко отвечают: «Я не знаю».

10% (1 дошкольник) находятся на низком уровне, то есть они придумывают окончание ситуации, не отвечающий социальной нравственной норме (Полина К. 6 лет).

Например: «Я не поделюсь карандашом, потому что я тоже рисую. Я не хочу делиться».

Уровень сформированности знаний и представлений экспериментальной группы о нравственных нормах поведения представлен на рисунке 1.



Рисунок 1 - Уровень сформированности знаний и представлений детей экспериментальной группы о нравственных нормах поведения.

Результаты диагностики свидетельствуют о том, что большинство дошкольников экспериментальной группы, имеют достаточный запас знаний о нравственных нормах поведения и аргументировано отвечают на вопросы, продолжая ситуации. 50% (5 дошкольников) контрольной группы находятся на высоком уровне сформированности знаний и представлений о нравственных нормах поведения. К примеру, про ситуацию, где Катя и Вера играли в пятнашки, дошкольник продолжил её: «Я помогу подняться, мы друзья».

50% (5 дошкольников) контрольной группы находятся на среднем уровне сформированности знаний и представлений о нравственных нормах поведения. Дошкольники заканчивает ситуацию
, но не говорят, почему так думают.

На рисунке 2 представлены сведения об уровне сформированности знаний и представлений детей контрольной группы о нравственных нормах поведения.



Рисунок 2 - Уровень сформированности знаний и представлений детей контрольной группы о нравственных нормах поведения.

Дошкольники владеют знаниями о нравственных нормах, осознают и аргументируют ответы на вопросы, склонны к проявлению сочувствия, эмоциональной отзывчивости и оказания помощи сверстнику.

II. Эмоционально-чувственная сфера. Методика 2. «Опросный лист» (Н. Артюхина, А. М. Щетинина).

Цель опросного листа предназначена для выявления особенностей эмоционального состояния ребенка (Приложении 5).

Опросный лист позволяет определить, благополучен или неблагополучен дошкольник в эмоциональном отношении.

Анализ детей в экспериментальной и в контрольной группах свидетельствует о том, что дошкольники эмоционально благополучны.

К благоприятному эмоциональному мироощущению ребёнка относят хорошую и быструю адаптацию, поведение и чувства ребенка адекватны окружающим условиям и событиям.

Эмоционально благополучный ребенок улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, не грубит, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив и не обижает других.

В таблице 2 представлены результаты наблюдения экспериментальной и контрольной группы

Таблица 2 – Результаты наблюдения экспериментальной и контрольной группы

Показатели наблюдения

Результаты наблюдения

Каково общее эмоциональное состояние ребенка чаще всего:

Было выявлено, что у двоих было состояние «спокойное» (Костя Р., Кира Г.) – 10% из каждой группы. Дети сами по себе достаточно тихие и спокойные. Остальные дети, были жизнерадостными, получили по 0 баллов – 90% (18 дошкольника) в каждой группе. В категорию «угрюм, подавлен» никто из детей не попал.


Как ребенок адаптируется к новым условиям

Результаты такие: «легко»: 50% (5 дошкольников) в контрольной и 60% (6 дошкольников) в экспериментальной группах (по бальной шкале 0

баллов); «с затруднениями»: 50% контрольной (5

дошкольников) и 40% (4 дошкольника) в экспериментальной группе (1 балл). В категории «трудно» – 0%.

Проявляет ли ребенок эмоции в неадекватных ситуация

Дети из двух группа были отнесены к категории «никогда» и получили 0 баллов.

Проявляет ли ребенок сочувствие, сопереживание к сверстникам, героям сказок и др

Дети из двух группа были отнесены к категории «всегда» и получили 0 баллов.

Как ребенок общается со сверстниками

Экспериментальная группа: «активен, инициативен, общается с удовольствием, круг общения широкий»

– 70% (0 баллов); «общается неуверенно, круг общения узкий» – 30% (1 балл); «почти не общается, замкнут в себе» – 0% (2 балла). Контрольная группа:

«активен, инициативен, общается с удовольствием, круг общения широкий» - 80% (0 баллов); «общается неуверенно, круг общения узкий» – 20% (1 балл);

«почти не общается, замкнут в себе» – 0% (2 балла). Дошкольники с узким кругом общения, не чувствуют дискомфорта или нехватки общения в группе, просто общаются и играют только с одними и теми же детьми.


Как общается ребенок с воспитателями и другими взрослыми

Экспериментальная гр. – 90% (0 баллов); «сдержанно, неуверенно» – 10% (1

балл), «скованно, пассивно» - 0% (2 балла).

Контрольная группа: «свободно, раскованно» – 100%

(0 баллов); «сдержанно, неуверенно» – 0% (1 балл);

«скованно, пассивно» – 0% (2 балла).

Как часто ребенок проявляет капризы, упрямство

Дети из двух группа были отнесены к категории «редко» и получили 0 баллов. Характерны ли для ребенка следующие проявления: замкнутость, тревожность? Дети из двух группа были отнесены к категории «нет» и получили 0 баллов.

Способен ли ребенок управлять своими эмоциями

Экспериментальная группа: «почти всегда» – 40% (0

баллов); «редко» – 60% (1 балл); «никогда» – 0% (2

балла). Контрольная группа: «почти всегда» – 50% (0

баллов); «редко» – 50% (1 балл); «никогда» – 0% (2

балла). Для дошкольников контролировать эмоциональные процессы достаточно тяжелый процесс. Эти показатели не являются критичными.

Характерны ли для ребенка следующие вегетативные проявления:

покраснение кожи, потливость, плохой сон и аппетит, энурез, скованность движений и др.

Дети из двух групп были отнесены к категории «никогда» и получили 0 баллов. В группе таких проявлений не оказалось.

Как часто ребенок проявляет агрессивные формы

Экспериментальная группа: «редко» – 60% (0

баллов); «иногда» – 30% (1 балл); «часто» – 10% (2

балла). У Полина К. были замечены агрессивные действия по отношению к сверстникам, нечастые вспышки ревности к игрушкам, она перебивает других, толкается. Контрольная группа: «редко» –

80% (0 баллов); «иногда» – 20% (1 балл); «часто» –

0% (2 балла).


За каждое утверждение, которое соответствует букве А, начисляется 0 баллов, букве Б - 1 балл, букве В - 2 балла. Затем подсчитывается сумма баллов. Если получилось в сумме от 0 до 12 баллов, то можно констатировать, что ребенок эмоционально благополучен. Если же сумма равна 13-18 баллам, то можно полагать, что ребенок не вполне эмоционально благополучен. Показатели от 19 до 24 баллов свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

В экспериментальной и контрольной группе дети показали себя с эмоционально стабильной стороны. Критических отклонений от нормы нет.

III. Поведенческая сфера. Методика 3 «Лесенка» проводилась индивидуально, вниманию дошкольника представлялось изображение лесенки со ступеньками.

Дошкольнику предлагалось выбрать ту ступеньку, на которой располагается он сам, в соответствии вопросам, предложенным в методике, с целью раскрытия содержательного представления о себе Приложение 6.

Анализ позволил выделить, что в большинство детей экспериментальной группы (60%) имеют завышенную самооценку, а 40% адекватную. 70% контрольной группы ставят себя на высшую ступеньку и 30% имеют адекватную самооценку. Низких показателей не выявлено. Следует отметить, что завышенный образ Я, в большинстве случаев является нормой для детей старшего дошкольного возраста.

Методика 4. «Программа наблюдения за культурой поведения ребенка» (А. М. Щетинина).

Цель: определение уровня культуры поведения у детей.

В процессе наблюдения за детьми экспериментальной группы оценивались такие проявления, как умения принимать помощь, оказывать помощь, здороваться, прощаться, культура диалога, выражение благодарности.

Результаты диагностики по методике наблюдения показал (рисунок 3, 4), что 60% (6 детей) находятся на среднем уровне культуры поведения; 40% (4 дошкольника) находятся на высоком уровне культуры поведения.



Рисунок 3 - Уровень культуры поведения детей контрольной группы



Рисунок 3 - Уровень культуры поведения детей экспериментальной группы

Результаты диагностики по методике наблюдения показал, что 50% (5 дошкольников) детей контрольной группы находятся на высоком уровне культуры поведения, 30% (3 дошкольника) – на высоком уровне культуры поведения; 20% – на низком уровне культуры поведения.


У 20% (Костя Р. 6 лет и Полина К. 6 лет) детей экспериментальной группы недостаточно развиты культурные навыки поведения, они испытывают некоторые затруднения, забывают поблагодарить и не всегда оказывают помощь по собственной инициативе. Дошкольники оказывают помощь по просьбе взрослого без желания; если не могут убедить собеседника в чем-либо - возмущаются, в редких случаях толкаются; не умеют слушать другого, любят говорить только сами.

Таким образом, половина дошкольников показали высокий уровень сформированности нравственных представлений о поведении. Дети владеют полным объемом знаний о нравственных нормах, осознают и аргументировано отвечают на вопросы, связанные с нравственным поведением. В эмоционально - чувственной сфере все дети показали себя на высоком уровне: проявляют адекватные реакции на разное состояние людей, эмпатию по отношению к взрослым, сверстникам и литературным персонажам.

В поведенческой сфере 40% (8 детей), находятся на высоком уровне поведения: без напоминания выполняют общепринятые нормы этикета, бесконфликтно общается с другими детьми; 55% (11 детей), находятся на среднем уровне: соблюдают общепринятые нормы этикета при напоминании взрослого, допускают конфликты в общении со сверстниками, но разрешают их мирно; 5% (1 ребенок) – низкий уровень поведения: соблюдают общепринятые нормы этикета при напоминании взрослого.

Полученные результаты контрольного этапа послужили основой для организации экспериментальной работы по формированию нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.


2.2. Организация экспериментальной работы по формированию нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр


Формирующий этап.

Цель - апробировать опытно-практическим путём перспективный план работы по формированию нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.

Нами был разработан перспективный план работы по формированию нравственного поведения посредством театрализованных игр. Руководство игрой-драматизацией, как правило, начинается с отбора литературных произведений. Выбор произведений был обусловлен задачей воспитания нравственных ценностей и осуществлялся по следующим критериям:

  • нравственная направленность, мораль произведения;

  • эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей;

  • возможность создания костюмов, атрибутов;

  • увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия;

  • богатый и яркий иллюстративный материал.

Таким образом, для подготовки к игре-драматизации были отобраны такие произведения: «Заюшкина избушка», «Под грибом». Выбранные сказки имеют нравственную направленность (честность, смелость, доброту, дружбу, отзывчивость, сострадание, доброе отношение к друг другу, обращают внимание детей к проявлению заботы к ближнему, заставляют задуматься о сочувствии и сопереживании.

Подготовку к игре-драматизации уместно разделить на несколько этапов.

1 этап. Ознакомление детей с литературным произведением. После чтения сказки, с целью вызвать у детей интерес к будущей игре, использованы такие приёмы, как выборочное чтение, беседа по сказке.

Вопросы к беседе:

  • О чём эта сказка?

  • Какая в сказке была избушка у зайца? У лисы?

  • Какая была лиса? Как перехитрила лиса зайца?

  • Какой был зайчик? Почему он поверил лисе?

  • Кто сначала хотел помочь зайчику? А потом? Как?

  • Как бы ты поступил, если бы кто- то нуждался в твоей помощи?

  • Кто из героев понравился вам больше всего? Почему?

Цель – выявить способность детей оценивать поступки героев сказки с позиции нравственности и морали.

Во время беседы дети активно обсуждали героев сказки, высказывали своё мнение. Главным