Файл: Практикум по психологическому консультированию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 414

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»

Программа профессиональной переподготовки

Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи

Дисциплина: Практикум по психологическому консультированию

Загрузите результат задания. 100 баллов, Модуль 3. Тактики, техники и приемы, применяемые психологами в процессе психологического консультирования.применение различных техник в ответах на запросы клиентов


Выполнил:

слушатель Собакарева Анастасия Владимировна

Преподаватель:

Пряник Алёна Валерьевна

г. Москва - 2023

МОДУЛЬ 1. УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА ПРОЯСНЕНИЕ ЗАПРОСА. АНАЛИЗ ЗАПРОСОВ КЛИЕНТОВ

Задание 1. Не с каждым запросом психолог может работать напрямую, не трансформируя его. В приведённом перечне выберите запросы, с которыми можно начать работу, не меняя их. С какими запросами не стоит работать? В каких переформулировках, на ваш взгляд, нуждаются остальные запросы?

Запрос от клиента

Ответ консультанта

«Старший сын в последнее время стал капризным и непослушным. Что я должна сделать, чтобы его поведение исправилось?»

На мой взгляд, очень хороший запрос для работы.

Клиент осознаёт, что есть проблема и пытается её разрешить. Есть с чем работать.

«Я очень занятой человек, проведите со мной работу через Интернет или поговорите по телефону».

Я считаю, что это не запрос.

Клиент не дал никакой информации о своей проблеме, которую нужно решить. С его слов только было понятно одно, что он очень занятой человек.


Задание 2. «Присоединитесь» к переживаниям клиента в перечисленных случаях. Сформулируйте ответную фразу консультанта.

Запрос от клиента

Ответ консультанта

«Она меня настолько раздражает, что мне кажется, я лопну от напряжения, если буду сдерживаться. Когда я только вижу её физиономию, мне хочется визжать, выть, царапаться, драться… Или сбежать, только чтобы её не видеть… Но она – его мать, мы живём в её квартире… Это невыносимо…»

Я Вас прекрасно понимаю, очень сложно общаться с человеком, который так раздражает, но всё же любую проблему можно решить.



Задание 3. По приведённым репликам реконструируйте особенности поведения клиентов. Поясните, какой не должна быть реакция консультанта на них, и как нужно реагировать правильно.

Реплика клиента

Какой НЕ должна быть реакция консультанта?

Как нужно реагировать правильно?

Ольга, 38 лет: «Мне нужна ситуация по конкретному заболеванию. У меня клаустрофобия. Вы можете мне помочь?»

Не нужно заводить разговор издалека и сразу уходить в глубокую психотерапию.

Нужно ответить чем консультант может помочь и разъяснить зоны ответственности по работе с клаустрофобией.

Андрей, 19 лет: «Даже не знаю, как начать. Но мне очень надо с кем-нибудь поговорить, кто в этом разбирается. В общем, мне кажется… я, наверное, гомосексуалист… Ну, то есть, не совсем гомосексуалист… У меня раньше были женщины… Ну, в общем,  у меня был опыт интимных отношений с мужчиной и мне надо обсудить свои ощущения…»

Нельзя вести себя осуждающе, презрительно и любым другим образом, компрометирующим чувства молодого человека.

Нужно оказать клиенту поддержку в обсуждении его ощущений в нейтральной позиции (без личных отношений к данному вопросу).


Задание 4. Определите подходящий вариант поведения в перечисленных ситуациях и сформулируйте следующую ответную реплику консультанта.

Поведение клиента

Ответная реплика консультанта

Консультант видит перед собой молодящуюся пожилую женщину. Консультант: Давайте познакомимся. Как мне вас называть? – Клиентка: Вообще-то я Маргарита… Маргарита Львовна. Но все меня называют Маргоша …

«У Вас очень красивое имя, но всё же, в рамках наших сессий, я буду называть Вас Маргарита Львовна».


МОДУЛЬ 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОВЕРКА КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ГИПОТЕЗ
Задание 1. Прочитайте реплики клиентов и предположите, как содержание их рассказов

трансформируется в восприятии консультанта в гипотезу, сформулированную на профессиональном языке.
«Вы знаете, я поздно вышла замуж. Сначала ждала большой любви, потом некогда было – училась, работать начала. Встречалась я с мужчинами, но никто мне как-то не казался подходящим. С Женей я познакомилась, когда у меня уже высшее образование было, работа хорошая. Мы встречались больше года, а потом поженились. Ну, в общем, я сразу видела, что он не совсем мне подходит – без образования, рабочий на заводе, из простых, такой безыскусный человек. Но я решила, он добрый, спокойный, стерпится – слюбится. Прожили пять лет, вроде нормально. Сын родился. Мы, в общем, ладили – квартиру купили, обставили, ремонт начали делать, на машину собирать. И тут он погуливать начал – по мелочи так, без прочных связей на стороне, но всё равно обидно. А, главное, стал меня обвинять, что со мной он живёт, как слуга, как раб на галерах, что я его принуждаю делать то, чего он не хочет, а он взрослый мужик, сам себе хозяин, да и мне, жене, бабе - тоже. Оскорбляет меня, говорит, что не чувствует себя человеком рядом со мной, что я не даю жизни ни себе, ни ему тем, что стараюсь нашу жизнь получше обустроить, из кожи вон сама лезу и его доставляю. Лично его всё в нашей жизни устраивает – и что ремонт недоделанный, и что вечно денег не хватает, и что подрабатываю на двух работах, и что в отпуск на море ребёнка не можем вывезти… Это, мол, мне всё нужно, а ему и так хорошо. А ведь он мне не ровня, чтобы меня судить!».


Фраза клиента

Какие можно выделить особенности клиента?

Гипотеза

Встречалась я с мужчинами, но никто мне как-то не казался подходящим. С Женей я познакомилась, когда у меня уже высшее образование было, работа хорошая. Ну, в общем, я сразу видела, что он не совсем мне подходит – без образования, рабочий на заводе, из простых, такой безыскусный человек.

Клиент очень высокомерная. Прослеживается надменное отношение к мужу.

Своим надменным и пренебрежительным отношением к мужу клиент вызывает подобное поведение мужа к себе и отношениям в семье.

Мы встречались больше года, а потом поженились. Но я решила, он добрый, спокойный, стерпится – слюбится.

Прожили пять лет, вроде нормально. Мы, в общем, ладили – квартиру купили, обставили, ремонт начали делать, на машину собирать.

У клиента прослеживается сомнения в сделанном выборе. Вроде всё хорошо, но счастья нет.

Клиент из-за своих сомнений (продолжать жить с мужем или нет) подсознательно разрушала свои отношения.

Эмоционально не вкладывалась в отношения с мужем, не принимала его.



Задание 2. Определите, когда клиент рассказывает о «своей» или «чужой» проблеме. Можно ли сквозь «чужую» проблему представить себе реальную проблему клиента. Как это сделать?

«У мужа всё время неприятности на работе. У него, понимаете, тяжёлый характер, он плохо ладит с людьми, хотя сам по себе он человек неплохой, да и специалист, я знаю, классный. А вот с людьми ладить у него не получается… То с начальством спорит, то с коллегами разругается. Сам от этого страдает. Ну вот… А все свои неприятности домой несёт. Когда он с работы приходит, такая атмосфера в доме воцаряется, никто слова не скажи – он взрывается… Я пробовала с ним разговаривать, да он меняться не хочет… да и вообще слушать разговоры о том, что надо к людям помягче относиться, не станет…».

Проблема

Кому принадлежит?

Реальная проблема клиента

У мужа всё время неприятности на работе. У него, понимаете, тяжёлый характер, он плохо ладит с людьми, хотя сам по себе он человек неплохой, да и специалист, я знаю, классный. А вот с людьми ладить у него не получается… То с начальством спорит, то с коллегами разругается

мужу

У мужа проблемы с выстраиванием деловых отношений.

А все свои неприятности домой несёт. Когда он с работы приходит, такая атмосфера в доме воцаряется, никто слова не скажи – он взрывается…

мужу

Возможно, что у мужа эмоциональное выгорание.

Я пробовала с ним разговаривать, да он меняться не хочет… да и вообще слушать разговоры о том, что надо к людям помягче относиться, не станет…

жене

Клиент пытается изменить мужа, навязывая свою точку зрения.


МОДУЛЬ 3. ТАКТИКИ, ТЕХНИКИ И ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПСИХОЛОГАМИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИК В ОТВЕТАХ НА ЗАПРОСЫ КЛИЕНТОВ
Задание1. Определите, какие из приведённых ситуаций содержат ошибки в организации консультативного дискурса и прокомментируйте их. Как нужно было бы разговаривать с клиентом правильно, какие техники стоило применить?

1. Клиент Д. обращается к консультанту Е.: «Скажите, а может быть, есть какие-то другие пути?  Я не знаю, смогу ли я это сделать… Возможно…» - «Никаких “возможно”! У нас есть чёткая система действий, и её надо реализовать во что бы то ни стало!».


В чем ошибка?

Как нужно ответить?

Консультант в приказном порядке решает за клиента, какие ему конкретно нужно предпринять действия, не даёт право выбора клиенту другими путями решить свою проблему.

Консультант должен был спросить у клиента, почему у него возникают сомнения по поводу выбранного действия. Возможно предложить другие варианты решения проблемы.


2.  Консультант Ж.: «Ну вот, теперь я вам всё окончательно объяснила. Думаю, что я говорила доступно, и вы всё поняли. Я готова выслушать ваши вопросы, хотя мне кажется, всё должно быть ясно и так. Я считаю, что надо поставить, наконец, все точки над “i”, я знаю, так для вас будет лучше».


В чем ошибка?

Как нужно ответить?

Консультант категорично решила всё за клиента. Дала жесткие инструкции, как посчитала нужным для себя.

Клиент должен сам выбрать пути решения своих проблем, а консультант лишь направить клиента в нужное русло, задавая дополнительные и наводящие вопросы.


Задание 2. «Вычитайте» дополнительные смыслы в высказываниях клиентов и попробуйте реконструировать ситуации, которые они описывают, на основе этих смыслов. С помощью, каких техник можно помочь клиенту осознать эти смыслы.

«Вы только не подумайте, что я ей завидую. Мы столько лет дружим, что я уже привыкла быть на вторых ролях, что ей всегда доставалось и достаётся всё самое лучшее – лучшие мужчины, лучшие наряды, лучшие места, лучшая работа, лучшая зарплата. Я-то всё себе своим горбом зарабатываю, а ей всё на блюдечке с золотой каёмочкой приносят, она ничего для этого и не делает. Я так не смогла устроиться в жизни, чтобы всё и сразу, д аи нечестно это как-то, по-моему… но всё равно мы дружим».


Фраза клиента

Дополнительный смысл/ Вторичная выгода

Как помочь клиенту осознать?

Вопросы/ техники

Вы только не подумайте, что я ей завидую. Мы столько лет дружим, что я уже привыкла быть на вторых ролях, что ей всегда доставалось и достаётся всё самое лучшее – лучшие мужчины, лучшие наряды, лучшие места, лучшая работа, лучшая зарплата.

Клиент находится в тени своей подруги, клиенту выгодно наблюдать за своей подругой и протестовать внутренне против такой несправедливости вместо того, чтобы взять ответственность за свою жизнь и сфокусироваться на своих желаниях и целях.

С помощью открытых и наводящих вопросов подвести клиента к осознанному восприятию своей жизни, к тому, что ей необходимо. Использовать технику отражения чувств для фокусирования клиента на собственных переживаниях.

Я-то всё себе своим горбом зарабатываю, а ей всё на блюдечке с золотой каёмочкой приносят, она ничего для этого и не делает. Я так не смогла устроиться в жизни, чтобы всё и сразу, д аи нечестно это как-то, по-моему…

По сути, клиент обвиняет подругу в собственных неудачах.

Сконцентрировать внимание клиента на себе самом, понять, почему ее так задевает хорошая жизнь подруги. Побудить клиента брать ответственность за свои поступки и жизнь. Использовать техники рефлексивного и активного слушания, отражения чувств и фокусирования, открытых вопросов.