Файл: Домашняя работа по родному (русскому) языку в 10А классе на27. 04. 2023г. 1 вариант Самостоятельно подберите вводное слово со значением порядок мыслей и их связь.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Домашняя работа по родному (русскому) языку в 10А классе на27.04.2023г.
1 вариант
1. Самостоятельно подберите вводное слово со значением «порядок мыслей и их связь», которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.
(1)Без прогноза невозможно представить перспективы развития какой-либо страны или территории. (2)Для того чтобы определить изменения конкретной территории, которые могут произойти в результате хозяйственной деятельности человека, учёные создают гипотезу будущего развития объекта. (3)<...>, создан географический прогноз развития ситуации в Аральском бассейне, где тесно переплетаются различные проблемы.
2. Прочитайте текст и выполните задание.
Представьте себе на минуту, что в мире живут разумные люди, искренно озабоченные благоустройством жизни, уверенные в своих творческих силах, представьте, например, что нам, русским, нужно, в интересах развития нашей промышленности, прорыть Риго-Херсонский канал, чтобы соединить Балтийское море с Чёрным — дело, о котором мечтал ещё Пётр Великий. И вот, вместо того, чтобы посылать на убой миллионы людей, мы посылаем часть их на эту работу, нужную стране, всему её народу. Я уверен, что люди, убитые за три года войны, сумели бы в это время осушить тысячевёрстные болота нашей родины, оросить Голодную степь и другие пустыни, соединить реки Зауралья с Камой, проложить дорогу сквозь Кавказский хребет и совершить целый ряд великих подвигов труда для блага нашей родины. Но мы истребляем миллионы жизней и огромные запасы трудовой энергии на убийство и разрушение. Изготовляются массы страшно дорогих взрывчатых веществ; уничтожая сотни тысяч жизней, эти вещества бесследно тают в воздухе. От разорвавшегося снаряда всё-таки остаются куски металла, из которых мы со временем хоть гвоздей накуём, а все эти мелиниты, лидиты, динитротолуолы — действительно «пускают по ветру» богатства страны. Речь идёт не о миллиардах рублей, а о миллионах жизней, бессмысленно истребляемых чудовищем Жадности и Глупости. Когда подумаешь об этом, — холодное отчаяние сжимает сердце, и хочется бешено крикнуть людям:
— Несчастные, пожалейте себя! (М. Горький «Несвоевременные мысли»)
2. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Текст относится к научному стилю, так как посвящён важнейшей научной проблеме расходования трудовых ресурсов.
2) Текст относится к публицистическому стилю, так как в нём проявляется сочетание двух основных функций: информирования и воздействия на общественное сознание.
3) Текст представляет собой фрагмент очерка, так как в нём сообщается о наблюдениях автора, который даёт оценку происходящим событиям.
4) Текст относится к научному стилю, в нём используются термины (мелиниты, лидиты, динитротолуолы и др.)
5) Выразительность текста обеспечивается эмоциональными эпитетами (разумные люди, великие подвиги, холодное отчаяние), метафорами (чудовищем Жадности и глупости, тают в воздухе), синтаксическими средствами: рядами однородных членов предложения, обособленными членами предложения, прямой речью.
3. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) сИроты
2) сОзыв
3) сосредотОчение
4) средствА
5) стАтуя
4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Иногда из ОБРЫВКОВ показаний, из недомолвок удавалось выяснить определённые факты.
На ринг вышел один из самых ТЕХНИЧЕСКИХ боксёров мира.
Однажды я увидел возле этой хаты женщину, она растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг.
Настоящий педагог должен стремиться ОХВАТИТЬ вниманием всех своих учеников.
Составленный руководителем проекта план в процессе его разработки ПРЕТЕРПЕЛ большие изменения.
5. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Как сообщает печатная пресса, за 9 месяцев 2006 года поездами дальнего следования воспользовались 2 млн. 276 тыс. человек, поездами пригородного сообщения – 945 тыс. человек.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Показывая мне свои картины, один из московских любителей живописи и страстный селекционер остановил моё внимание на вновь приобретённом им холсте.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
крыжовник слишком КИСЕЛ
не менее трёхсот ГРАММОВ
НАИВАЖНЕЙШИЙ
скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ
в ТЫСЯЧУ девятисотом году
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Исправьте ошибки!
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б. ошибка в построении сложного предложения
В. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
-
Одной из героинь повести, сражающимся с врагом, была Рита Осянина. -
Мастер поинтересовался о том, что чей это инструмент. -
В картине «Спящий пастушок» Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. -
Подавляющее большинство населения голосовало за кандидатов-самовидвиженцев. -
В романе «Войне и мир» Толстой показал силу народной ненависти к врагу. -
Я наблюдал за ребятами, подошедшими к остановке. -
Биология изучает законы эволюции и опирается на них. -
Все, кто посмотрел новую киноверсию «Войны и мира», был возмущён вольностью иностранного кинорежиссёра в искажении содержания романа. -
Человек не страшится смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
9. Укажи средство выразительности в каждом отрывке.
ПРИМЕР | СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
1. Снег, словно мед ноздреватый, Лег под прямой частокол. | |
2. Тогда ночной фиалкой пахнет все: Лета и лица. Мысли. Каждый случай, Который в прошлом может быть спасен. | |
3. Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег. | |
4. Бесконечность немых голосов. | |
5. Черный бархатный шмель, золотое оплечье. | |
6. Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога. | |
10. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения, лексических повторов и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.
(1)В деревянном старом доме стояла тишина. (2)Но не сильная, не до звона в ушах. (3)За дощатой стенкой бубнила еле слышно Севкина соседка – четвероклассница Римка Романевская. (4)Она учила правила по русскому языку. (5)Эти правила она целыми днями долбила. (В. Крапивин)
11. Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
(1)Почти двести километров от стойбища Бахари шёл старый охотник Родя со своим сыном Степаном к промысловой избушке. (2)Шёл и радовался. (3)Богатая должна быть нынче охота. (4)А как же. (5)На кедраче уродилось много орехов. (6)От рябиновых ягод красно в глазах. (7)Ого! (8)Все звери, все птицы пожалуют в промысловые угодья Роди. (В. Савин)
-
вариант
1. Самостоятельно подберите указательную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите эту частицу.
(1)В самую раннюю пору существования человеческого общества человек пользовался тем, что давала окружающая среда. (2)Собирательство, охота и рыболовство были источником для получения пищи, одежды, материала для постройки жилищ. (3)<...> была эпоха присваивающей экономики.
2. Прочитайте текст и выполните задание.
Эпоха Возрождения в своё время открыла для себя античность: развалины Греции и Рима стали школой прекрасного, образцом для подражания. Древнерусские художественные сокровища для нас — живые эстетические ценности. Они властно входят в жизнь. В них полно и верно выразилась душа народа, красочность его художественных впечатлений, значительность его мыслей. Бесконечные заснеженные просторы, луговые, лесные и речные пейзажи, летние грозы, осенняя листва, половодье весны — все это родное, домашнее, нерасторжимо связанное с народным искусством.
Слегка переиначивая слова летописца, я могу сказать, что любить своё прошлое — значит наследовать всю красоту жизни, её славу и свет разума предков.
Как-то однажды в Москве в залах Академии художеств была устроена редкостная выставка, посвящённая новым открытиям реставраторов. Демонстрировались произведения изобразительного искусства, спасённые от разрушающего влияния времени, над которыми потрудилась Центральная художественная научно-реставрационная мастерская имени академика И.Э. Грабаря. Тридцать с лишним лет художники-реставраторы возвращают к жизни шедевры и целые коллекции. Мы все любовались на выставке иконами круга Андрея Рублева, живописью конца шестнадцатого века из церкви Преображения Кирилло-Белозерского монастыря, древнерусским шитьем, совершеннейшим по рисунку и исполнению (епископское облачение словно соткано из золота и серебра), единственным в своем роде зеркалом царевны Софьи, привезённым в Москву из Архангельска… Проходя по залам Академии, нельзя было не вспомнить тех, кто одаряет нас «заколдованной красотою». (Е. Осетров «Живая Древняя Русь»)
2. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Автор стремится передать личное отношение к предмету речи, продемонстрировать свою точку зрения (я могу сказать, мы все любовались), эпитеты (редкостная выставка, заколдованная красота, живые эстетические ценности), эмоционально-оценочные слова (сокровища, красочность, шедевры) и метафоры (свет разума).
2) В первом абзаце есть отвлечённые существительные с суффиксом -ость- (ценности, красочность, значительность), которые содержат эмоциональную оценку.
3) Исходя из требований объективности и фактологической точности, характерных для публицистического стиля, автор включает в текст фамилии и имена художников, географические названия и конкретные названия объектов культуры.
4) Выразительность обеспечивается синтаксическими средствами: рядами однородных членов, вставной конструкцией, обособленными определениями.
5) Непринуждённость, спонтанность, непоследовательность
3. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) мозАичный
2) оптОвый
3) прозОрливый
4) слИвовый
5) влИлась
4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Начались объятия, похлопывания, ОКЛИКИ, из которых ничего нельзя было понять.
Силуэты мотоциклов и танков, укрытых ветвями маскировки, ОТЛИЧАЛИСЬ ещё чётко, но в углублениях карьера уже сгущался мрак.
Раздался очень ДЛИННЫЙ пароходный гудок, почти на целую минуту заглушивший все остальные звуки.
Нужно было поскорее занять ИСХОДНУЮ позицию.
Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.
5. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Не курите сами, так вы сохраните свое здоровье; не находитесь в окружении курящих людей, так как «пассивное курение» ослабляет защитный иммунитет.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Второй очень странный случай случился на другой день около половины третьего, когда мама была на работе.