Файл: Руськина Екатерина Николаевна Председатель пцк рыжова Жанна Борисовна Оценка 20 г подпись расшифровка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СРЕДНЕ-ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)» В Г. САРАНСКЕ
СРЕДНЕ-ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)
КОЛЛЕДЖ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

МДК. 01.02 Психология социально-правовой деятельности
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Социальная работа с инвалидами

Обучающийся группа 14-кПСОо19-4

Иванов Илья Сергеевич

Руководитель кандидат психологических наук, преподаватель колледжа

Руськина Екатерина Николаевна

Председатель ПЦК

Рыжова Жанна Борисовна


Оценка ______________________________
«______» ______________ 20__г.
_____________________________________

подпись расшифровка

Саранск

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ



I

1.1

1.2

II

2.1

2.2


Введение

Общие положения о социальной работе с инвалидами

Понятие инвалидности и ее виды

Проблемы социального положения инвалидов

Методы работы с людьми, имеющими инвалидность

Правовые основы социальной защиты инвалидов

Реабилитация людей, имеющих инвалидность

Заключение

Список использованных источников


3

5

5

9

13

13

17

22

24




Введение
Актуальность темы курсовой работы. Социальная работа с инвалидами – это очень сложная работа, это работа с самой уязвимой категорией населения. Российская Федерация, как и множество других стран, стремится продвигать и защищать социально-экономические права и человеческое достоинство этой незащищенной группы населения.

На сегодняшний момент в Российской Федерации свыше 11,55 млн. граждан, которые официально были признаны инвалидами. С каждым годом число инвалидов, как правило, возрастает, поэтому ожидается дальнейший рост этой уязвимой категории населения.

Как правило, люди, имеющие инвалидность, сталкиваются с проблемой одиночества, поскольку их общение с окружающими ограничено, большая часть инвалидов имеет в своем кругу общения лишь семью и ближайших родственников.


Социальная адаптация инвалидов проходит очень тяжело. Большинство инвалидов не продолжают свое обучение, а те, которые с трудом получили квалификацию, в дальнейшем зачастую не могут трудоустроиться по своей специальности из-за определенных требований организации работодателя. Приспособиться им в обществе полноценных и здоровых людей очень трудно, как физически, так и психически, поскольку среди окружающих его здоровых людей, инвалид будет ощущать дискомфорт.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения в сфере социальной защиты инвалидов.

Предметом исследования выступают социальная работа с инвалидами.

Целью исследования изучение законодательства Российской Федерации, касающегося социальной работы с инвалидами.

Достижение указанной цели предполагается посредством осуществления ряда исследовательских задач:

  • раскрыть понятие инвалидности и ее виды;

  • выявить определенные проблемы социального положения инвалидов в обществе;

  • рассмотреть правовые основы социальной защиты инвалидов;

  • изучить реабилитацию людей, имеющих инвалидность.

Методологической основой выступают аналитический, классификационный, сравнительный методы, а также метод статистического анализа данных.

Степень научной разработанности темы обусловлена трудами ученых: Е. И. Холостовой, И. В. Григорьева, А. В. Гостюшина, А. М. Столяренко, Т. А. Добровольской, Л. К. Грачёва, А. И. Бесполовой, В. К. Андреева, С. Б. Полякова, А. С. Телегина, О. А. Кузнецовой, В. Г. Голубцова, Г. Я. Борисевич, Л. В. Боровых, Ю. В. Васильевой, Т. В. Шершень, С. Г. Михайлова, А. В. Кузнецовой и др.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕС ИНВАЛИДАМИ

1.1 Понятие инвалидности и ее виды
Понятие «инвалид» содержится в Федеральном законе от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Инвалидом признается лицо, имеющее нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты1.

Под ограничением жизнедеятельности понимают полную или частичную утрату лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться,

контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

В соответствии с п. 20 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 20.02.2006 г. № 95, прохождение медико-социальной экспертизы осуществляется гражданами по месту их жительства либо пребывания. В исключительных случаях, когда состояние здоровья не позволяет этого, пройти медико-социальную экспертизу можно и без посещения учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы: в таких случаях комиссия выезжает по месту жительства гражданина2.

Направление на медико-социальную экспертизу может быть представлено получателем государственной услуги, медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. Экспертиза проводится по его заявлению либо по заявлению его законного представителя. Заявление подается на имя руководителя БМСЭ. К заявлению прилагаются направление, медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья1.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 августа 2019 г. № 585н утверждены классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, в соответствии с которыми устанавливаются степени ограничения способности к трудовой деятельности, группы и причины инвалидности.

Согласно Классификации нарушений основных функций организма человека выделяют следующее2:

  • нарушение психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли);

  • нарушение сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания);

  • нарушение статодинамической функции;

  • нарушение функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.

Специалисты МСЭ используют 4-балльную шкалу ограничений жизнедеятельности по степени выраженности, оцениваемых в процентном соотношении
3:

  • 1 степень - незначительные расстройства в диапазоне 10-30%;

  • 2 степень - умеренные расстройства в диапазоне 40-60%;

  • 3 степень - выраженные расстройства, поражающие 70-80% функций организма;

  • 4 степень - значительные расстройства в диапазоне 90-100% функций организма.

Любая такая степень присваивается на основании количественной оценки в зависимости от конкретного заболевания, его клинических характеристик и нарушений, выявленных у конкретного пациента (система такой оценки предусмотрена соответствующим Приложением к Приказу Минтруда № 1024н).

Для присвоения инвалидности детям до 18 лет категории «ребенок-инвалид» достаточно любой степени поражения любой из категорий жизнедеятельности. Что касается конкретных групп инвалидности, то их присвоение поставлено в зависимость от степени тяжести нарушений функций организма: первой группе инвалидности соответствует 4 степень нарушения функций;

Критериями для определения I группы инвалидности (самой тяжелой) служат:

  • неспособность к самообслуживанию или полная зависимость от других лиц;

  • неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц;

  • неспособность к ориентации (дезориентация);

  • неспособность к общению;

  • неспособность контролировать свое поведение.

II группа инвалидности устанавливается при стойких выраженных расстройствах высших психических функций, нарушении динамики психической деятельности, выраженных эмоционально-волевых нарушениях и личностных изменениях. Такие нарушения резко затрудняют обучение и вызывают социальную дезадаптацию.

Критерием для определения III группы инвалидности служит социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойкими незначительно или умеренно выраженными расстройствами функций организма, обусловленными заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности или их сочетания.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп – на 1 год. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничений жизнедеятельности лицу в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» на срок 1 год, 2 года или до достижения им 18 лет1.

Датой установления инвалидности считается день поступления в учреждение заявления гражданина о признании его инвалидом с прилагаемыми к нему документами.


Также существует Федеральный реестр инвалидов, который является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или реабилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации2.

Таким образом, инвалидность – это не просто проблема со здоровьем. Это сложный феномен, отражающий взаимодействие между особенностями человеческого организма и особенностями общества, в котором этот человек живет.
1.2 Проблемы социального положения инвалидов
Лица с той или иной формой расстройства функций организма сталкиваются с различными типами барьеров, препятствий и, соответственно, это требует различных мер и способов их устранения.

Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Это позволяет инвалидам социализироваться в обществе, наравне со всеми усваивать ценности, нормы, установки и образцы поведения, что является необходимым для успешной и полноценной жизни в социуме.

Для решения вопросов создания доступной среды жизнедеятельности на объектах социальной инфраструктуры Министерством Труда разработана классификация форм инвалидности1:

  • инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках;

  • инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

  • инвалиды с нарушениями зрения;

  • инвалиды с нарушениями слуха;

  • инвалиды с нарушениями умственного развития.

Эта классификация даёт опору на выстраивание необходимых условий жизни каждой категории, обозначает, например, разницу между категориями «люди с нарушением слуха» и «люди с одновременным нарушением слуха и зрения», так как эти категории требуют соответствующих разных условий и технического обеспечения.

На наш взгляд, социальная модель «прокладывает мостик» между инвалидом и социумом, способствует пониманию того, что инвалид – это не «жертва», которую нужно жалеть, поддерживать материально, а человек, способный при необходимых условиях полноценно участвовать во всех сферах общественной активности.