Файл: Руськина Екатерина Николаевна Председатель пцк рыжова Жанна Борисовна Оценка 20 г подпись расшифровка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Перечень направлений реабилитации инвалидов, определенных Законом, не включает такое направление, как социальное обслуживание. Между тем Конвенция определяет социальное обслуживание как неотъемлемую сферу реализации реабилитационных мероприятий наряду со сферами здравоохранения, занятости и образования.

Исключение социального обслуживания из перечня направлений реабилитации инвалидов тем более непонятно в условиях, когда значительное число инвалидов получает, как показано далее, реабилитационные услуги в организациях социального обслуживания Российской Федерации.

На наш взгляд, направления реабилитации, определенные Законом, далеко не в полной мере соответствуют группам, содержанию и наименованию видов реабилитационных услуг инвалидов, содержащихся в национальных стандартах.

Организация реабилитации инвалидов осуществляется в соответствии с положениями ряда нормативных правовых актов Российской Федерации.

Исходным элементом проведения реабилитационных мероприятий является проведение медико-социальной экспертизы инвалидов и фиксация разработанных на ее основе рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации инвалидов1.

Получив индивидуальную программу реабилитации, инвалид с целью ее реализации может самостоятельно обращаться в профильные организации, где с учетом требований Закона ему обязаны предоставить соответствующие реабилитационные услуги. Имеется и иная возможная схема реабилитационного маршрута, предусмотренного установленным порядком. Согласно этой схеме информация о рекомендованных инвалиду реабилитационных мероприятиях направляется профильным уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определенным в качестве исполнителей реабилитационных мероприятий2:

  • по медицинской реабилитации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья;

  • по профессиональной реабилитации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения;

  • по психолого-педагогической реабилитации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования;

  • по социальной реабилитации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения;

  • физкультурно-оздоровительных, занятий спортом – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта;

  • по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, предоставляемых инвалиду, – в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения.


Органы исполнительной власти и региональные отделения Фонда социального страхования в соответствии с установленным порядком в 3-дневный срок с даты поступления информации от органа медико-социальной экспертизы в целях реализации предусмотренных индивидуальной программой реабилитации реабилитационных мероприятий должны организовать работу по разработке перечня мероприятий с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий1.

В качестве исполнителей мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации, указываются организации, которые осуществляют деятельность по реабилитации инвалидов в соответствующей сфере деятельности.

Следует отметить, что порядком не определен ряд важных положений:

  • каким образом и какую информацию получает инвалид об организации, которая будет предоставлять ему рекомендованные реабилитационные услуги;

  • каким образом осуществляется отбор организаций, осуществляющих деятельность по реабилитации инвалидов;

  • каким образом и какую информацию получают эти организации, на каких условиях, в том числе финансовых, они должны предоставлять реабилитационные услуги.

Отсутствие фиксации данных положений в нормативных правовых документах, тем более носящих ведомственный характер, не просто усложняет процесс реабилитации инвалидов, но, очевидно, является предпосылкой снижения результативности проводимых мероприятий.

По завершении реализации мероприятий, рекомендованных инвалиду, зафиксированных в индивид, он должен обратиться в орган медико-социальной экспертизы для переосвидетельствования и получения новых или подтверждения целесообразности продолжения ранее полученных рекомендаций2.

Таким образом, эффективная и результативная организация реабилитации инвалидов может быть обеспечена лишь при наличии достаточного числа организаций, осуществляющих деятельность по реабилитации инвалидов, обладающих для этого необходимыми материальными, информационными, кадровыми и иными ресурсами.
Заключение
Итак, социальная поддержка и реабилитация инвалидов, – процесс сложный, противоречивый. Он включает взаимодействие общества, семьи, личности родителей и ребенка-инвалида. Инвалид и его семья, нуждается в постоянном повышенном внимании и защите со стороны общества. Многие авторы неоднократно указывали на необходимость научного изучения инвалидов и инвалидности и на научную разработку коррекционных мер, предлагаемых для реализации им конкретной помощи.



В целях их социальной защиты принимаются законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры по безбарьерному доступу в различные структуры и обеспечению информацией. Для людей с ограниченными возможностями здоровья предусматриваются дополнительное питание, летний отдых и т.п. Однако любых усилий государства будет недостаточно, если не проводить целенаправленную социальную работу с самими инвалидами и их семьями, имея в виду возможную активизацию их жизнедеятельности и обеспечение посильной интеграции в общество.

Организация комплексной социальной, психосоциальной и медикосоциальной работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья прежде всего зависит от того, в каком возрасте получена инвалидность. Разные возрастные периоды обусловливают специфику инвалидов и соответственно во многом определяют направления и средства деятельности по их активизации.

Для того чтобы помочь взрослому инвалиду, используются все методы социальной, медико-социальной и психологической работы, в которые лишь вносится некоторая специфика. Методики активной социальной работы с инвалидом и его семьей вплотную смыкаются с понятием социальной реабилитации, которая представляет собой систему и процесс восстановления способности к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности . Социальная реабилитация включает в себя социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию. Эти две составляющие, по сути, обобщают все необходимое в работе с инвалидом.

Так, в социально-бытовой адаптации используются информирование и консультирование инвалида и его семьи; адаптационное обучение; формирование у инвалида навыков самообслуживания, обеспечения персональной сохранности, социальных навыков; выделение технических средств реабилитации и обучение пользованию ими; адаптация жилья к потребностям инвалида.

Мероприятия по социально-средовой ориентации включают социально-психологическую реабилитацию, психодиагностику и обследование личности инвалида, психологическую коррекцию и психотерапию, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, оказание экстренной (по телефону) психологической и медико-психологической помощи. Сюда также могут быть отнесены формирование социальной независимости, навыков общения, проведения досуга и отдыха, занятия физкультурой и спортом, предоставление помощи в решении личных проблем, социально-психологический патронат семьи.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I Нормативные правовые документы и опубликованная практика

  1. Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) 9 декабря 1975 г.) : сайт. – Режим доступа : http://garant.ru/. – Загл. с экрана.

  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

  3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // СЗ РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4563.

  4. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // СЗ РФ. – 2012. – № 53 (часть I). – Ст. 7598.

  5. О порядке и условиях признания лица инвалидом : Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 (ред. от 26.11.2020) // СЗ РФ.  2006.  № 9.  Ст. 1018.

  6. Об утверждении Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» : распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 1506-р (ред. от 28.05.2020) // СЗ РФ.  2016.  № 31.  Ст. 5040.

  7. Об утверждении перечня установленных законодательством Российской Федерации гарантий, выплат и компенсаций, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.10.2016 № 570н (ред. от 16.10.2019) // Официальный интернет-портал правовой информации.  2016.  № 44227.

  8. О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.08.2019 № 585н (ред. от 17.11.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации.  2019.  № 57577.

  9. Об утверждении Порядка установления причин инвалидности : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2019 № 742н (ред. от 17.11.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации.  2020.  № 57579.


II Книги

  1. Аминов, И. И. Психология профессиональной деятельности юриста : учебник / И. И. Аминов, Н. А. Давыдов. – М. : Проспект, 2020. – 280 с.

  2. Бобченко, Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы : учебное пособие. / Т. Г. Бобченко. – М. : Юрайт, 2020. – 132 с.

  3. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2019. – 428 с.

  4. Еникеев, М. И. Юридическая психология / М. И. Еникеев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма, 2019. – 502 с.

  5. Куклина, Л. В. Практические основы социальной психологии / Л. В. Куклина, С. Я. Куклин. – М. : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. – 144 с.

  6. Романов, В. В. Юридическая психология : учебное пособие для СПО / В. В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2019. – 170 с.

  7. Столяренко, А. М. Прикладная юридическая психология : учебник и практикум для вузов / А. М. Столяренко. – М. : Юрайт, 2017. – 473 с.

  8. Чуфаровский, Ю. В. Юридическая психология в вопросах и ответах : учебное пособие / Ю. В. Чуфаровский, Н. А. Давыдов. – М. : Проспект, 2020. – 256 с.



III Статьи

  1. Игонина, Н. А. Защита прав инвалидов: содержание и сущностная характеристика / Н. А. Игонина, Т. В. Ашиткова // Философия права. – 2018. – № 2 (85). – С. 54-61.

  2. Романова, М. А. Проблемы социального положения инвалидов в современном обществе // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – № 1 (41). – С. 191-195.

  3. Торлопова, Л. А. Генеалогия понятия инвалидности // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2017. – № 37. – С. 92-102.

  4. Трубин, В. В. Реабилитация инвалидов в Российской Федерации / В. В. Трубин, Н. П. Николаева, С. Е. Гавдифаттова // Социальный бюллетень. – 2017. – № 4. – С. 12-31.


IV Иные источники

  1. Методические рекомендации Минтруда России от 18.09.2012 «Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность. Методическое пособие» : сайт. – Режим доступа: http://www.consul-tant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=539983. – Загл. с экрана.

  2. Обсуждение проблем социальной реабилитации и безбарьерной среды для инвалидов : сайт. – Режим доступа: http://kremlin.-ru/events/president/news/13543. – Загл. с экрана.

  3. Справочно-правовая система «ГАРАНТ» : сайт. – Режим доступа: http://base.garant.ru/. – Загл. с экрана.

  4. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» : сайт. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/. – Загл. с экрана.

  5. Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов» : сайт. – Режим доступа : https://sfri.ru/. – Загл. с экрана.

1 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

2 Об утверждении Порядка установления причин инвалидности : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2019 № 742н // Официальный интернет-портал правовой информации. 2020. № 57579.

1 Об утверждении Порядка установления причин инвалидности : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2019 № 742н (ред. от 17.11.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. 2020. № 57579.

2 О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.08.2019 № 585н (ред. от 17.11.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. 2019. № 57577.