Файл: Руськина Екатерина Николаевна Председатель пцк рыжова Жанна Борисовна Оценка 20 г подпись расшифровка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важное значение имеет появление и совершенствование новых технических средств, которые позволяют людям с ограниченными возможностями активно взаимодействовать в социуме, поддерживать связь, оставаться мобильными, иметь доступ ко всем учреждениям и благам общества.
К таким средствам можно отнести: приборы для письма шрифтом Брайля, «говорящие книги», тактильные трости, протезноортопедические изделия, слуховые аппараты, кресла-коляски разных типов и др1.
Эти средства были известны и начали разрабатываться уже давно, но сейчас, с развитием новых технологий, они стали намного удобнее, они могут легко адаптироваться под индивидуальные особенности человека и просты в использовании.
Проблемы в отношении социального положения инвалидов, активно решаются. С вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года2 в стране появилось и начало распространяться инклюзивное образование. Инклюзивное образование даёт возможность детям с ОВЗ учиться и развиваться в общеобразовательных школах совместно с остальными детьми. Это позволяет избежать изоляции детей с ОВЗ, учит их взаимодействовать с коллективом, развивает их как личность. С другой стороны, это благотворно влияет и на нормотипичных детей, их отношение к детям с ОВЗ, прививает им чувство заботы, сочувствия, взаимопомощи, воспитывает толерантность, снижает напряжение и риск возникновения иерархичности в школьном коллективе.
Для развития адаптированных условий образования детей-инвалидов необходимо открывать специализированные сады и школы для детей-инвалидов по профилю заболевания в шаговой доступности (в своем населенном пункте). Не всегда данная возможность имеется, но это является основой успешного внедрения инклюзии на всех этапах. Конечно, всё это требует дополнительной подготовки специалистов, учительского таланта, оснащения класса и т.п. Но результат, который даёт инклюзивное образование, оправдывает все расходы и необходимости.
Дети – это будущее, подрастая в коллективе, обучаясь совместно с детьми с ОВЗ, они уже не заостряют своё внимание на особенности таких детей, но прежде всего видят похожих на себя ребят, с которыми можно обсудить много всего интересного, которые могут быть такими же храбрыми, смелыми, умными и добрыми, которые могут стать лучшими и самыми преданными друзьями. Вырастая, такой коллектив перенесёт это взаимопонимание и чувство равенства во взрослую жизнь, во все её сферы, обеспечивая тем самым жизнь для людей – инвалидов без барьеров и границ.
Детям с ОВЗ помогает не только государство, но и население в целом. По данным исследования Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 2016 года, детям-инвалидам и их семьям оказывали помощь 49% населения, что существенно больше аналогичной доли (14%) опрошенных в ходе исследования 2010 г. По сравнению с 2010 г., в 2016 г. наблюдается существенное увеличение доли помогавших вещами и товарами первой необходимости, игрушками и книгами, а также оказанием услуг, связанных с транспортировкой и уходом за детьми-инвалидами1. Люди оказывают посильную безвозмездную материальную помощь, помогают в повседневной жизни. Причём многие предпочитают обходить учреждения или фонды и напрямую помогать, отдавая деньги, вещи и т.д.
В целом, отмечается увеличением объёма внимания по отношению к инвалидам как со стороны государства, так и со стороны населения. Появляются новые технологии, движения, фонды, организации, вводятся новые законы, ведётся активная поддержка финансово, психологически. Всё это способствует созданию безбарьерной среды для инвалидов.
Таким образом, мы можем увидеть положительные тенденции социального положения в отношении людей, имеющих инвалидность. С увеличением объёма внимания государства, с изменением восприятия инвалидов исключительно как больных людей, с возможностью увидеть за их инвалидностью личность прежде всего, общество поняло и приняло необходимость обеспечивать инвалидам все необходимые условия для их полноценной жизни, самореализации, решения проблемы коммуникации, трудоустройства, архитектурной доступности ко всем учреждениям и др.
II МЕТОДЫ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ИНВАЛИДНОСТЬ
2.1 Правовые основы социальной защиты инвалидов
На наш взгляд социальную работу с лицами, имеющими инвалидность, необходимо осуществлять на основе и с учетом нормативно-правовой базы документов не только законодательства России, но и мирового сообщества в целом (например – учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и т.д.).
Общие права лиц, имеющих инвалидность, сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов»1.
В данном международном документе можно выделить следующие основные положения:
-
инвалиды имеют право на уважение и признание их человеческого достоинства; -
инвалиды имеют те же самые гражданские, политические и экономические права, что и другие лица в соответствующей стране; -
инвалиды имеют право на меры, которые предназначены в целях приобретение как большей самостоятельности; -
имеют право на функциональное, техническое или медицинское лечение, включая также протезные и ортопедические специальные аппараты, на восстановление их здоровья и утверждения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на консультации специалистов, на услуги по трудоустройству, на бытовую помощь и другие виды социального обслуживания; -
инвалиды также должны быть защищены от эксплуатации, в какой бы то ни было форме.
Среди нормативных правовых актов, регламентирующих социальную защиту инвалидов, следует выделить Закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»2.
Закон устанавливает политику государства в сфере социальной защиты инвалидов в России и закрепляет в свою очередь, систему государственных правовых, социальных и экономических гарантий, которые обеспечивают инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизни и деятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в общественной жизни.
В нормах федерального закона четко регламентирована компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти регионов РФ в сфере социальной защиты инвалидов, также определены основы финансирования для проведения реабилитационных мероприятий.
Следующим нормативным правовым актом, регулирующим социальную защиту инвалидов, является распоряжение Правительства РФ от 16 июля 2016 года № 1506-р «Об утверждении Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов»2.
В указанном документе утверждена концепция становления, использования и ведения информационной системы федерального реестра инвалидов. В указанном реестре содержаться все сведения, касающиеся инвалидов: ограничения жизнедеятельности лиц, имеющих инвалидность, группа инвалидности, степени утраты трудоспособности и другая информация, касающаяся статуса инвалидности.
В распоряжении закреплены меры социальной защиты инвалидов, социальное обеспечение инвалидов, проводимые специальными медицинскими учреждениями абилитационные и реабилитационные мероприятия. Реестр информации об инвалидах также будет доступен не только самим лицам с ограниченными возможностями здоровья, но и их законным представителям посредством создания личного кабинета на едином портале государственных (муниципальных) услуг.
Также в законе определены цель создания государственного реестра, задачи и основные принципы работы, требования и правила к информационной системе, перечень информации, находящейся на реестре.
Следующим нормативным правовым актом, касающимся социальной защиты инвалидов, можно рассмотреть приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 октября 2016 года № 570н «Об утверждении перечня установленных законодательством Российской Федерации гарантий, выплат и компенсаций, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов»
1.
Согласно указанному приказу Минтруда, федеральный реестр инвалидов вводится в действие с 1 января 2017 года. В этом реестре фиксируется информация об актуальных размерах компенсаций и гарантий, которые должны быть предоставлены инвалидам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Закреплен их перечень.
Также закреплены основания для установления этих гарантий, компенсаций и иных выплат.
В указанном перечне закрепляются всего пятнадцать выплат, предусмотренных для инвалидов: пенсии по государственному пенсионному обеспечению, накопительная и страховая пенсии, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Также страховые выплаты по причине несчастного случая на производстве (и) либо выплаты по причине профессионального заболевания, федеральная социальная доплата к пенсии (ФСД), компенсационные выплаты инвалидам в связи с покупкой специального технического средства, которое могло быть в соответствии с законодательством приобретено им за счет средств из федерального бюджета, а также выплаты из средств пенсионных накоплений.
Также отдельно к нормативным правовым актам, регулирующим положения о социальной защите такой незащищенной группы населения, как инвалидов, можно отнести следующее1:
-
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации России от 12.10.2016 № 569н «Об утверждении перечня иных сведений о лице, признанном инвалидом, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов». Указанный приказ Минтруда зарегистрирован в Министерстве Юстиции Российской Федерации от 02 ноября 2016 года № 44226; -
Приказ Минтруда России от 29.12.2016 № 843н «Об утверждении состава представляемых поставщиками информации сведений для включения в федеральный реестр инвалидов» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2017 № 45938); -
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации России от 07.02.2017 № 137 «Об утверждении формы открытых данных, полученных в ходе обработки сведений из федерального реестра инвалидов, подлежащих размещению (опубликованию) на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети «Интернет»; -
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 674 «О формировании и ведении федерального реестра инвалидов и об использовании содержащихся в нем сведений»; -
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ2 и др.
Таким образом, к официальным правовым документам, регулирующим деятельность органов, осуществляющих социальную защиту инвалидов, относится не только федеральное, но и международное законодательство. На наш взгляд это связано, прежде всего, с важностью определения правовых основ людей с ограниченными возможностями здоровья и положений об их адаптации в жизни общества.
2.2 Реабилитация людей, имеющих инвалидность
Деятельность в сфере реабилитации инвалидов в России регламентируется в рамках международных соглашений, а также национального законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (указы Президента Российской Федерации, законы Российской Федерации, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти).
Основополагающим документом, определяющим политику Российской Федерации в сфере реабилитации инвалидов, является Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»1. Закон определяет понятие реабилитации инвалидов, ее цели, основные направления, требования к организациям, осуществляющим реабилитацию инвалидов.
Законом установлено, что реабилитация инвалидов представляет собой «систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности», направленные на «устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество».
Законом определены основные направления реабилитации инвалидов. К ним относятся:
-
медицинская реабилитация, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; -
профессиональная ориентация, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственная адаптация; -
социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитация; -
социально-бытовая адаптация; -
физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации согласно Закону предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации.