Файл: Экономические механизмы охраны окружающей среды.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Зачетная (экзаменационная) работа

2 семестр

Дисциплина: «Экологическое право»

Реферат

Тема: «Экономические механизмы охраны окружающей среды»

Выполнил(а):

Миронова Марина

(Ф.И.О. студента)

Гражданско-правовое ЮС-120(1)

(направление, группа)

Проверил(а):

_____________________________

(Ф.И.О. преподавателя)

_____________________________

(дата)

Омск 2021

Оглавление
Введение……………………………………………………….…………………..3

Глава 1. Понятие и состав экономического механизма охраны окружающей среды………………………………………………………………………………6

1.1. Задачи экономического механизма охраны окружающей среды…..…….10

1.2. Кадастры природных ресурсов………………………………………………………………………….10

1.3.. Земельный кадастр…………………………………………………………11

1.4. Состав комплексных территориальных кадастров природных ресурсов
и объектов……..……….…….…………………………………………………..15

1.5. Формирование комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов ………………………………………..…………………..17
Глава 2. Финансирование природного механизма……………….………...…20
2.2. Платность использования природных ресурсов.………………………...20

2.3. Экологические фонды……………………………………………………..21

2.4. Экологическое страхование……………………………………………….22

2.5. Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды…………………………………………………………………….……….24

2.6. Экономический механизм охраны окружающей среды……………..…...25

Заключение………………………………………………….….………………..27

Список используемых источников………………………………………....…..28
Введение

Жизнь и здоровье человека – показатель, характеризующий среду его обитания.

Существование человека теснейшим образом связано с окружающей природной средой и невозможно без нее. С развитием науки, техники, образования, всего того, что принято называть научно-техническим и социальным прогрессом, эта зависимость не стала меньше. Сегодня мировое сообщество начинает осознавать, что вчерашняя гордость "покорителей природы", направлявших многовековые усилия на ее техническое порабощение и снижение естественной зависимости от нее, является весьма сомнительным достижением. Успехи и темпы такого "покорения" поставили экологические проблемы в ряд наиболее острых проблем человечества, требующих скорейшего и кардинального разрешения.


В настоящее время общество находится на таком этапе антропогенного влияния на биосферу, когда изменения, вызванные человеком, широко затронули всю оболочку планеты и приняли небывалые по масштабам размеры. В целом – все возрастающее антропогенное воздействие на биосферу и как следствие – резкое ухудшение качества среды обитания человека, состояния биоты и экосистем; одностороннее изменение концентрации биогенов (углерода, азота, фосфора) и нарушение их основных циклов; нарушение экологической стабильности и нормального функционирования основных систем жизнеобеспечения Земли.

Большой урон природе наносят транспорт и металлургические предприятия. Основным источником загрязнения атмосферы углекислым газом являются тепловые электростанции, металлургические заводы и транспорт. Большая концентрация данного вещества, в конце концов, может привести к возникновению парникового эффекта, одними из следствий которого могут стать опустынивание земель и разрушение озонового слоя.

Охрана окружающей природной среды – новая форма во взаимодействии человека и природы, рожденная в современных условиях, она представляет собой систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительных, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений.

Экологический кризис не является неизбежным и закономерным порождением научно-технического прогресса, он обусловлен комплексом причин объективного и субъективного характера, среди которых не последнее место занимает потребительское, а нередко и хищническое отношение к природе, пренебрежение фундаментальными экологическими законами. Анализ как экологической, так и социально-экономической обстановки в России позволяет выделить пять основных направлений, по которым Россия должна выходить из экономического кризиса.

В качестве первого направления должно названо совершенствование технологии – создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных и малоотходных производств, обновление основных фондов и др. Второе направление – развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей природной среды. Третье направление – применение мер административного пресечения и мер юридической ответственности за экологические правонарушения. Четвертое направление – гармонизация экологического мышления. Пятое направление – гармонизация экологических международных отношений.



Актуальность данной исследовательской темы состоит в том, что многообразие форм эколого-экономических взаимодействий требует использования и административных методов управления экономикой с целью охраны окружающей среды, и использования экономических интересов в охране природы, если эти интересы существуют и выявлены.

Таким образом, задачи экологической политики проходят через экономику в двух видах: как внеэкономические, требующие от экономики средств на их решение и ограничивающие экономическую деятельность, и как экономические задачи, в решении которых экономика заинтересована. Однако не все и не всегда разделяют эти два вида задач, сейчас особенно ярко обозначилось стремление все задачи свести ко второму типу, рассчитывая на всесильность экономики и экономических интересов.

В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Калыгин В. Г., Юлдашбаева З. Б., Белов С. В., Голицын А. Н., Микрюков В. Ю., Передельский Л. В., Сергейчик С. А. и др.

Целью данной работы является изучение экономических методов природопользования и охраны окружающей среды.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

  • рассмотреть общетеоретические и практические вопросы в области современных подходов к экологизации экономики, включая вопросы устойчивого развития

  • указать причины возникновения экологического кризиса и принципиальные пути его преодоления средствами научно-технических и экономико-управленческих методов

  • проанализировать экономический и финансовый механизмы

Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения и списка используемой литературы.


Глава 1. Понятие и состав экономического механизма охраны окружающей среды

Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается: правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующий условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирования природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.

Учитывая что экологические стандарты и нормативы являются мерой сочетания экологических интересов с экономическими, то исходя из этого экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе,
вырабатывать у субъектов права отношение, такое как – не надо вредить окружающей среде так как, тем самым вы вредите самим себе. Всё это включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.

Формирование нового экономического механизма природопользования и финансирования природоохранных мер при переходе к рыночным отношениям должно, – наверное, стать органической составной системой управления и регулирования экономики. Эффективными средствами охраны окружающей природной среды и рационального природопользования служат такие экономические рычаги, как лицензия, договор и лимиты.

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование – документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на размещение отходов, выбросы и сбросы.

Получив лицензию и пройдя соответствующую экспертизу на предполагаемую деятельность, природопользователь должен заключить договор о комплексном природопользовании.

Договор о комплексном природопользовании предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда.

Лимиты на природопользование – предельные объемы природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий-природопользователей на определенный срок.

За сверхнормативное потребление природных ресурсов предусматривается дополнительная плата.

Законом Российской Федерации об охране окружающей природной среды предусматривается плата за использование природных ресурсов и плата за загрязнение окружающей природной среды.

Платежи на основании письма МНС РФ 2 за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в окружающей природной среде взимаются с предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Учитывая местные условия, областные администрации могут освобождать предприятия, организации и учреждения от платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, производимых в границах предельно допустимых выбросов и сбросов.


Размеры платежей за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками устанавливаются платы за эти выбросы и количества использованного горючего.

Лимиты сбросов загрязняющих веществ в поверхностные воды местного значения и размещения отходов, приводящих к загрязнению природных ресурсов, устанавливаются для предприятий по предоставлению органов Министерства охраны окружающей природной среды Нормативом платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов является размер платы за одну тонну конкретного загрязняющего вещества или класса загрязняющего вещества.

За выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещения отходов в пределах установленных лимитов устанавливаются базовые нормативы платы и коэффициенты, учитывающие территориальные экологические особенности.

За сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов устанавливается повышенный размер платы на основании базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих территориальные экологические особенности, и коэффициентов кратности платы за сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.

В случае отсутствия на предприятии утвержденных в установленном порядке лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов, платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов взимаются как сверхлимитные.

Платность природных ресурсов – важнейший элемент нового механизма финансирования, ориентирования на рыночные реформы.

Плата за природные ресурсы взимается: а) в пределах установленных лимитом, б) за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, в) на их воспроизводство и охрану.

Платность природных ресурсов повышает материальную заинтересованность природопользователя, сохранение ресурсов и их рациональное использование.

Плата за загрязнение окружающей природной среды (пример расчета платы) взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия па окружающую среду:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

- размещение отходов.

Размер платежей за загрязнения определяется как сумма платежей за загрязнение:

- в размерах, не превышающих установленные предельные нормативы выбросов;