Файл: Тема Система, функции и формы инновационного.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Тема 2. Система, функции и формы инновационного
менеджмента
Инновационный
менеджмент
Цели изучения темы: познакомить слушателей с системой, функциями и формами инновационного менеджмента
Задачи темы:
 ознакомиться с инновационно-технологической деятельностью
 изучить систему инновационного менеджмента
 рассмотреть национальную систему и механизмы государственного регулирования инновационной деятельности
 изучить цели фирмы и функции инновационного менеджмента
 ознакомиться с принятием решений в инновационном менеджменте
В результате изучения данной темы Вы будете
Знать:
 особенности инновационно-технологической деятельности
 цели фирмы и функции инновационного менеджмента
Уметь: учитывать на практике механизмы государственного регулирования инновационной деятельности
Владеть: техниками принятия решений в инновационном менеджменте
Учебные вопросы темы:
Вопрос
1.
Инновационно-технологическая деятельность.
Система инновационного менеджмента
Вопрос 2. Национальна система и механизмы государственного регулирования инновационной деятельности
Вопрос 3. Цели фирмы. Функции инновационного менеджмента
Вопрос 4 Принятие решений в инновационном менеджменте

Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Вопрос 1. Инновационно-технологическая деятельность. Система
инновационного менеджмента
Инновационно - технологическая деятельность как объект инновационного
менеджмента
«
Все глобальные перемены в жизни общества связаны с инновационной деятельностью.
Различают две основные формы инновационного предпринимательства:
- создание, приобретение и использование новшеств в экономическом обороте
(инновационное предпринимательство);
- производственный маркетинг (рыночное предпринимательство).
Инновационный процесс в содержательном плане представляет собой отражение задач инновационного предпринимательства.
Различают три формы инновационного процесса:
- простой внутриорганизационный (натуральный);
- простой межорганизационный (товарный);
- расширенный.
Натуральный - используется в одной фирме.
Товарный – используется в товарно-денежных отношениях и предполагает отделение его создания и изготовления от его потребления.
Расширенный – предполагает нарушение технологии производителя-пионера и создание новых производителей нововведений, что, в условиях конкуренции, способствует совершенствованию потребительских свойств выпускаемой продукции.
Переход простого инновационного процесса в товарный осуществляется в две фазы: создание и распространение новшества, диффузия новшества.
К сожалению, механизмы стимулирования диффузии нововведений недостаточно развиты, именно поэтому развитие
инновационно-
технологической деятельности (ИТД) приобретает особую важность и актуальность.
При организации ИТД важно располагать не просто новыми технологиями, а именно технологиями рыночной ориентации, т.е. способными к воспроизводству конкурентоспособных товаров на рынке. Рыночная коммерциализация технологий невозможна без инвестиций, а вместе они образуют единую схему, обязательными компонентами которой должны быть перспективные технологии, рынок инновационно-технологических продуктов, профессионально подготовленный персонал, материально-технические ресурсы и информационные ресурсы, финансы, законодательство, инновационная инфраструктура, базовые элементы которой представляют конкретные организации
(юридические лица), удовлетворяющие определенному набору требований.
Как известно, важнейшим элементом инновационной инфраструктуры являются инновационно-технологические центры. Чтобы инновационные организации были конкурентоспособны в условиях открытого рынка и свободных цен, кроме различных производственных ресурсов и направлений деятельности, им необходим специальный механизм – инновационный менеджмент по всей цепочке инновационного процесса.
Таким образом, объектом инновационного менеджмента выступает ИТД, полный жизненный цикл которой реализуется в инновационно-технологических центрах – структурных элементах инновационно-индустриальной системы.


Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Чтобы поддержать и активизировать деятельность по вышеперечисленным направлениям в инновационной сфере, необходимо объединение (интеграции) организационных, финансовых и других ресурсов различных ведомств и структур, несущих ответственность за реализацию государственной инновационной политики.
Инструментом такой интеграции и концентрации всех необходимых ресурсов на приоритетных направлениях и задачах ИТД служит система инновационного менеджмента ИТЦ.
Понятие, цель и задачи системы инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент – одна из форм функционального менеджмента, объектом которого выступают инновационные процессы.
Инновационный менеджмент как вид деятельности и процесс принятия решений – это совокупность процедур общих технологических функций и задач, которая определяется уровнем инновационной системы управления инновациями, включающее в себя различные направления (функции) управленческой деятельности. Каждое из направлений состоит из отдельных этапов, выполняемых в определенной последовательности. Состав функций и задач определяется уровнем инновационной системы (народной хозяйство, отрасль, инновационный проект и т.д.) и условиями ее функционирования.
Таким образом, под системой инновационного менеджмента (СИМ) следует понимать систему подготовки и принятия решений, направленных на поддержку, развитие и превращение инновационно-технологического потенциала России в решающий фактор ее экономического роста.
СИМ представляет собой сложную организационно - распределенную
технологическую систему,действующую в определенной производственной
(политической, экономической, социальной) среде, в определенных экономических и правовых условиях. Из приведенного определения видно также, что оно отражает влияние на ИТД различных подразделений (структур), находящихся на разных уровнях управления (менеджмента) как в период создания инновационной продукции, так и во время ее использования в процессе рыночной коммерциализации.
Введение в рыночный и практический оборот понятий «жизненный цикл
продукции» и «уровни управления конкретной деятельностью» (в данном случае – инновационной) позволяет рассматривать в системном единстве следующие четыре элемента:
1) функции системы инновационного менеджмента;
2) последовательное движение инновационной продукции от замысла до ее использования и утилизации;
3) дифференцирующие управляющие и регулирующие воздействия на ИТД с различных уровней СИМ (управленческой иерархии);
4) перечень задач управления ИТД, определяющий специфику и специализацию отдельных структур СИМ.
Изучение общей модели СИМ связано с пониманием ее отдельных элементов, куда входят:
- цель создания и функционирования;
- основные задачи национальной инновационной системы (НИС);
- состав основных функций СИМ;
- перечень функциональных задач СИМ;
- технология подготовки и принятия решений, необходимых для управления
ИТД.


Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Стратегическая цель СИМ – формирование, поддержка и развитие национальной инновационной системы, в том числе: а) создание организационно-экономических механизмов и стимулов, направленных на развитие малых и средних инновационных предприятий; б) поддержка и развитие ИТЦ в качестве базовых элементов НИС; в) экономически целесообразное получение, распространение и использование научно-технических результатов и новых технологий.
Основными задачами национальной инновационной системы (НИС) являются:
- существование комплекса согласованных мероприятий, связанных с развитием базовых элементов инновационной системы ИТЦ, а также обеспечивающей ее инфраструктурой, включающей нормативно-правовую, информационную, кадровую, консультационную, инвестиционную составляющие;
- привлечение и концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития инновационной системы, включая федеральные и региональные бюджетные и внебюджетные источники, венчурный капитал, кредитные возможности коммерческих банков, международные кредиты техническую помощь;
- объединение и координацию действий всех элементов СИМ, использование международного сотрудничества в интересах развития НИС.
Задачи, которые необходимо решать для оптимизации состава основных функций СИМ состоят в следующем: а) разработка и использование на практике системы программно-целевого планирования исследований и разработок, основанной в части прикладных исследований и разработок на концепции критических для обеспечения национальной безопасности технологий; б) реформирование сети научных организаций в целях обеспечения проведения приоритетных исследований и разработок с учетом реальных ресурсных ограничений; в) осуществление мер по интеграции научно-технической и образовательной деятельности, развитию системы подготовки квалифицированных научных кадров; г) создание условий для повышения престижности научного труда, возрождения отраслевой науки и науки производственного сектора, привлечение молодежи в сферу науки, обеспечение социальной защиты научных работников и специалистов; д) модернизация, усовершенствование, создание необходимых, организационных, экономических, нормативно-правовых информационных и других видов обеспечения научных исследований и создание высокопродуктивных технологий, их защиту и использование; е) разработка и реализация системы мер по сохранению, воссозданию и развитию в России инфраструктуры (зданий, сооружений, комплексов, сети компьютерных телекоммуникаций, системы производства, поставки и применения научного оборудования, приборов и др.), обеспечивающих проведение и использование результатов научных исследований на мировом уровне.
Все задачи НИС могут быть сгруппированы следующим образом:
- задачи ИТД;
- задачи регулирования и ресурсного обеспечения ИТД;
- задачи подготовки и принятия решений в области развития ИТД.
Под технологическим обеспечением понимается совокупность мероприятий и правил, регламентирующих последовательность и взаимосвязи конкретных


Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу операций, методы и средства реализации технологических решений и действия специалистов в процессе проектирования системы и ее функционирования.
Вопрос 2. Национальная система и механизмы государственного
регулирования инновационной деятельности
Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного регулирования и координации действий всех субъектов НИС, а, с другой, - интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечения инвестиций, создании условий, способствующих инновационному процессу.
К основным методам и инструментам регулирования НИС относятся:
1) правовое обеспечение;
2) нормативно-методическое обеспечение;
3) финансово-экономическое обеспечение;
4) материальное обеспечение;
5) информационное обеспечение и статистика инноваций.
Правовое обеспечение НИС включает законодательные и нормативные акты по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятые на федеральном и региональном уровнях.
Правовое обеспечение осуществляется по следующим направлениям: а) правовые вопросы экономики страны
(по приватизации, предпринимательству и др.); б) законы и нормативные акты по:
- стандартизации;
- метрологии;
- сертификации товаров и услуг;
- защите прав потребителей;
- антимонопольной политике;
- управлению качеством товаров;
- безопасности и охране труда и др. в) законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, развитию коллективов, охране окружающей среды; г) правовое регулирование формирования и функционирования фирмы.
В межгосударственных документах должны регламентироваться общие вопросы сохранения планеты Земля, мира, экологии, безопасности товаров и услуг, прав человека, стандартизации; другие федеральные нормативно-методические документы должны дальше развивать вопросы, которые регламентируются в межгосударственных документах. При этом документы нижестоящего уровня нив коей мере не должны противоречить документам вышестоящего уровня.
Финансовое и материальное обеспечение инновационного менеджмента входят основными компонентами в систему ресурсного обеспечения. Ключевой вопрос ресурсного обеспечения инновационного менеджмента – финансирование инновационной деятельности.
Информационное обеспечение должно удовлетворять следующим основным требованиям к качеству информации:


Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
- своевременность;
- достоверность (с определенной вероятностью);
- достаточность;
- адресность;
- правовая корректность информации;
- актуальность информации.
Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется Положением о государственной системе научно-технической информации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г.
№ 950 и статистикой науки и инноваций ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).
В структуру НТИ входят:
* Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства образования и науки РФ;
* Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс) Министерства образования и науки РФ;
* Всероссийский центр научной и технической информации Российской
Академии наук (РАН) и Министерства образования и науки;
* Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства образования и науки РФ;
* Библиотека РАН;
* Библиотека по естественным наукам РАН;
* отраслевые библиотеки.
Статистика науки и инноваций, основанная по инициативе ОЭСР в 1989 г., разработана на единых международных подходах и стандартах. 24 октября 1991 г.
На 56-й сессии Комитета по научно-технической политике ОЭСР было принято
Руководство Осло по сбору и интерпретации данных в области технологических инноваций.
Международные стандарты по статистике и инноваций – это комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки инноваций, обеспечивающих методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по статистике.
Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность, промышленных предприятий (основные показатели), строится по следующим разделам:
- Инновационная активность предприятия;
- Источники информации об инновациях;
- Цели инновационной деятельности;
- Затраты на технологические инновации;
- Исследования и разработки.
- Количество совместных проектов по выполнению исследований и разработок;
- Технологический обмен.
- Методы поддержания и увеличения конкурентоспособности продукта, процесс инноваций;
- Результаты инновационной деятельности;
- Факторы, препятствующие инновациям.
В целях государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции, в 1995 г. был создан Федеральный фонд