Файл: Тема Система, функции и формы инновационного.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу производственных инноваций в соответствии с постановлением Правительства РФ
«О Федеральном фонде производственных инноваций от 26 августа 1995 г. № 827.
При Правительстве РФ действует Правительственная комиссия по научно- инновационной политике.
В 1999 г. были созданы федеральные центры науки и высоких технологий в соответствии с постановлением Правительства РФ «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий» от 18 июня 1999 г. № 651.
Основными методами реализации инновационной политики государства выступают:
- формирование нормативно-законодательных условий для положительных изменений в инновационной сфере;
- государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичическое производство, а также организация различных форм собственности (в период освоения инноваций) за счет внедрения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;
- совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами хозяйственной деятельности;
- внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке;
- обеспечение квот в зарубежных кредитных линиях для развития инновационной инфраструктуры;
- консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами;
- развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;
- участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах;
- выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.
Политика государственных инвестиций в инновации должна быть направлена на формирование эффективной структуры государственных расходов, уровень которых не должен быть меньше определенной доли ВВП. К этим мерам относятся:
- финансирование на безвозвратной основе только инновационных проектов, имеющих общенациональный характер;
- расширение практики размещения бюджетных средств на конкурсной основе;
- совершенствование механизма образования и использования внебюджетных источников для реализации инновационных проектов.
Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности.
Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется на различных уровнях: государства в целом, на региональном уровне, на уровне отдельной организации.
Государственное регулирование основано на базе инновационных прогнозов
(основные параметры инновационной деятельности), стратегий (приоритетные направления инновационной деятельности), выработке инновационной политики.
Приоритетные направления отражаются в концепции социально- экономического развития РФ на долгосрочную перспективу. (1998-2000 гг.) (2001-
2005 гг.).


Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Был разработан Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в 1999 г. Практически одновременно были приняты также Федеральный закон «О статусе наукограда Российской
Федерации», Постановления Правительства РФ 1999 г.: «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий», «Об использовании результатов научно - технической деятельности» и др.
Следующий уровень государственного регулирования инновационной деятельности реализуется в виде программ технологического развития и федеральных целевых программ.
Федеральные
целевые программы (ФЦП) концентрируют средства федерального бюджета и внебюджетных источников на финансирование как научных исследований и разработок, так и инновационной деятельности по использованию их результатов.
Программы технологического развития (ПТР) формируются в рамках стратегии развития отраслей народного хозяйства.
Инновационные проекты включаются в ФЦП или ПТР на основании конкурсного отбора; создаются различные условия для инновационной деятельности; государственная поддержка; информационная поддержка; финансовое регулирование; законодательная база.
Важный механизм регулирования процесса развития и распространения инновационной деятельности – создание благоприятного инновационного климата, обеспечение приоритета инновационной деятельности.
Инновационный климат определяется структурой, объемом и характером проводимых НИОКР.
Фундаментальные исследования (ФИ). Делятся на теоретические и поисковые. Результаты их невозможно непосредственно использовать на практике.
Важными внутренними источниками финансирования инновационной деятельности служат фонд амортизационных отчислений и фонд развития производства.
Затраты на выполнение инновационных исследований включаются в себестоимость продукции.
Финансирование инновационной деятельности за счет средств инвесторов реализуются в форме кредитных инвестиций, инвестиций в ценные бумаги, (акции, облигации, векселя) эмитируемые субъектами инновационной деятельности; путем прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности; путем использования лизинга и иных способов привлечения инвестиций.
Вопрос 3. Цели фирмы. Функции инновационного менеджмента
Классификация функций инновационного менеджмента и их назначение
Цели инновационного менеджмента предприятия связаны с миссией фирмы, ее философией, традициями и жизненным циклом организации. Как правило, фирма имеет систему целей, которые определяются влиянием внешней среды и внутренними потребностями фирмы.
Система стратегических целей фирмы, вызываемая воздействием внешней среды, представлена на рис. 1.
Государственно-политические, экономические и правовые цели очевидны.


Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Социальные цели направлены на повышение заработной платы работников, улучшение условий труда и повышение социальной защищенности.
Инновационные цели связаны с разработкой принципиальных новшеств, проведением работ по патентованию и лицензированию, приобретением ноу-хау, новых промышленных образцов, товарных знаков и т.д.
Цели фирмы в области коммерциализации новшеств включают проведение активных мероприятий для занятия прочного положения на рынке с последующим расширением сегментов и экспансией на новые рынки.
Целями инновационной деятельности предприятия с позиции его внутренних потребностей являются повышение эффективности производства за счет обновления всех производственных систем, повышение конкурентных преимуществ предприятия на базе научного, научно-технического, интеллектуального и экономического потенциалов.
Рис.1. Внешние цели фирмы в инновационном менеджменте
Приоритетными целями инновационного менеджмента являются рост и развитие организации на базе активизации инновационной деятельности, активное продвижение новых товаров и новых технологий на рынок, использование возможностей дальнейшей специализации и диверсификации производства для активного роста, экономического процветания и экспансии на новые рынки.
ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ: рост производства, налоговые, пенсионные и др. платежи в бюджет
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ: максимизация прибыли и объема продаж
СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: удовлетворение потребностей общества
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ: минимизация отходов и выбросов в окружающую среду
РЫНОЧНЫЕ ЦЕЛИ:
активная стратегия поведения, освоение новых сегментов и рынков
Организация
ПРАВОВЫЕ ЦЕЛИ:
Законопослушание и исполнительская дисциплина
НАУЧНЫЕ И
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
ЦЕЛИ:
Поиск новых подходов и методов создания новшеств

Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Тактические цели организации сводятся к интенсификации процессов разработки, внедрения и освоения новшеств, организации и финансированию инвестиций на предприятии, к обучению, переквалификации, стимулированию и вознаграждению персонала, совершенствованию НИОКР и научной базы новшеств, методов и функций, приемов и стиля управления
Структурные цели организации связаны с оптимальным функционированием подсистем предприятия: производства, НИОКР, персонала, финансов, маркетинга и менеджмента.
Система целей, вытекающая, например, из решения задач оперативного управления производством представлена на рис. 2.
Общая классификация целей инновационного менеджмента приводится к следующим главным критериям: уровню (стратегические и тактические); видам среды (внешние и внутренние); содержанию
(экономические, социальные, политические, научные, технические, организационные и т.д.); приоритетности (приоритетные, постоянные, традиционные, разовые); периоду действия (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные); функциональным структурам (производство, НИОКР, персонал, финансы, маркетинг, менеджмент); стадиям жизненного цикла организации (возникновение, рост, зрелость, спад и завершение жизненного цикла).
В больших организациях, как правило, можно проследить наличие дерева целей. В этом случае важна иерархия целей, так как цели нижестоящего звена подчинены целям вышестоящего.
Рассмотрим краткое назначение функций полного цикла управления:
Прогнозирование представляет собой вероятностную, научно обоснованную оценку будущего результата от разработки, использования перемещения инноваций в процессе их коммерциализации или социально направленного использования. Эта фаза управления в инновационном менеджменту может рассматриваться для любой, из возможных инноваций, изложенных в предыдущей классификации.


Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Рис. 2. Иерархия целей в структуре задач системы оперативного управления производством
Нормирование. Методология нормирования в управлении инновационным менеджментом восходит из принятой в той или иной структуре схемы исследований и разработок и организации внедрения этих разработок в практику хозяйствования. В своей основе она опирается на стоимостную оценку

Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу интеллектуальной собственности, которая выражена системой нематериальных активов.
Выделяют 5 категорий нематериальных активов:
 патенты, изобретения, формулы, процессы, конструкции, схемы;
 авторские права, литературные, музыкальные и живописные композиции;
 торговые знаки, фирменные наименования, фабричные марки;
 франшизы, лицензии, контракты;
 методы, программы, процедуры, системы и т.д.
Нормирование процедур научных исследований и разработок, процедур производства, связанных с внедрением инноваций в конкретное производство и т.д. составляет ту нормативную базу данной организации, в рамках которой происходит процесс управления инновационной деятельностью.
Планирование является специальной функцией инновационного менеджмента, призванной на основе разработанных прогнозов и использовании нормативов, разработать программу управления системой мероприятий по анализу факторов внешней и внутренней среды, реализовать стратегию фирмы по достижению поставленной цели.
Организация – процедура разработки инноваций, запуска их в производство, организации производства по материализации инноваций во имя достижения поставленной цели. Организация, как функция управления, преследует цель формирования организационных структур для эффективного внедрения инноваций, обеспечения процесса внедрения всеми необходимыми видами ресурсов с целью реализации стратегии развития предприятия и выполнения его планов.
Учет решает задачу фиксации отклонения процессов внедрения инноваций в производственно хозяйственную деятельность, от разработанных параметров движения материальных, финансовых, кадровых потоков предприятия при достижении целей, поставленных перед предприятием.
Контроль в инновационном менеджментепредставляет собой систему с обратной связью, целью которой является обеспечение достижения организацией поставленных целей. Он связан с учетом, количественной и качественной оценкой результатов работы предприятия на каждом этапе его деятельности.
Технологически, контроль протекает на основе сравнения стандартов и базовых показателей с данными, возникающими, в процессе деятельности предприятия под воздействием внешней и внутренней среды.
Стимулирование представляет собой намеренное воздействие на работника с целью решения стоящих перед производством задач, необходимых для достижения целей организации.
Регулирование в инновационном менеджменте представляет собой процесс управления деятельностью производственной программы предприятия по заданным параметрам.
Координация – центральная функция по согласованию и организации взаимодействия малых систем и подсистем большой иерархической системы предприятия в структуре производственного процесса.
Процесс координации начинается с формулировки требований, предъявляемых к объекту деятельности. На стадии координации взаимодействий в процессах проектирования, освоения новшеств и технологической подготовки производства ограничивающим условием является соотношение «затраты – качество».


Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Критерием оптимальности при координации производственных подразделений, основных, вспомогательных и обслуживающих производств не может являться максимизация прибыли и дохода. Здесь координация имеет целью снижение материалоемкости, энергоемкости продукции, повышение производительности труда и, в качестве главного критерия, – снижение издержек производства.
Анализ – окончательная функция, определяющая завершающий этап реализации подпроцесса, процесса, этапа, участка производственной программы, определяемого инновационного процесса. По результатам анализа формируются механизмы воздействия управляющей системы на управляемый объект.
Особенности функций и методов инновационного менеджмента
Целью инновационного развития любых экономических систем различного уровня и назначения является создание инновационной базы для долгосрочного экономического роста хозяйствующих объектов, основанного на передовых технологий, обеспечивающих удержание и развитие конкурентных преимуществ высшего порядка.
Инновационный потенциал развития науки и технологий создает конкурентоспособность высшего порядка. Инновационное развитие предполагает непрерывное обновление продукции, расширение ее разнообразия, совершенствование условий ее производства, методов управления этим производством.
Эта особенность привносит новые проблемы, стоящие перед менеджерами различного уровня управления предприятием. От их квалификации зависит судьба предприятия, а умение проследить за всеми изменениями, происходящими в мире инноваций и бизнеса, касающихся данного предприятия, является уделом только талантливых и высококвалифицированных менеджеров.
Менеджеры подобного класса должны в совершенстве владеть теорией и практикой управления инновационным ростом фирм и предприятий, которые вверены им в управление.
Особую роль здесь играют функции и методы управления инновационными процессами, умение системно применять их в практике хозяйственной деятельности.
Система функций управления инновационной деятельностью имеет вид, представленный на рис. 3.

Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Рис. 3. Система функций управления инновационной деятельностью
В рамках этой схемы сконцентрировано выполнение стратегических и тактических функций управления инновационным менеджментом, что является одной из особенностей инновационного менеджмента, предполагающего непрерывность процессов внедрения инноваций.
Контур оперативного управления касается отработки режимов функционирования объекта при внедрении конкретно обозначенной инновации, а