Файл: Контрольная работа дисциплины мдк 01. 02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Каслинский промышленно-гуманитарный техникум

НЯЗЕПЕТРОВСКИЙ ФИЛИАЛ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДИСЦИПЛИНЫ
МДК 01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста

Форма обучения: заочная

Курс обучения: 2


Выполнил: Лабзова С.Ю

Студент гр. Н21ДОзо

Проверил: Мозглякова О.Г.

Результат проверки: _____

Нязепетровск 2023

Эффективность реализации задач образования дошкольников в области физической культуры во многом зависит от наличия рациональной предметно-игровой среды в дошкольном учреждении. Важнейшим фактором влияния среды на формирование личности ребенка являются помещения, в которых организуется его деятельность.

Помещение для занятий физическими упражнениями должно быть достаточно просторным, чтобы показатели «воздушного куба» приближались к объему вентиляции. Если помещение имеет небольшие размеры, то количество детей, занимающихся одновременно, должно быть ограничено в соответствии с этими показателями.

Однако в дошкольных учреждениях эти требования не всегда соблюдаются. Это происходит потому, что многие учреждения не имеют стандартных физкультурных залов. Для проведения занятий физическими упражнениями оборудую небольшие по размерам групповые комнаты или подсобные помещения. В них проводить занятия можно только небольшими подгруппами, что не всегда осуществимо из-за необходимости согласования работы специалиста по физической культуре с работой других сотрудников учреждения.

Известно, что на эффективность деятельности ребенка, улучшение его самочувствия влияет рациональная окраска стен помещения. Выбирая цвет, психологи рекомендуют в помещениях для детей использовать гамму цветов от желтовато-зеленого через желтый до оранжевого. В то же время синий и зеленый цвета тоже подходят для детских комнат, особенно ориентированных на юг, поскольку эти цвета создают ощущение прохлады.

Следует особо отметить, что оборудование, используемое в физическом воспитании дошкольников, обычно окрашено в яркие разнообразные цвета. Таким образом, для того чтобы дети хорошо видели предметы, с которыми они занимаются, целесообразно, чтобы стены и пол в физкультурном зале были однотонными и не яркими.


Иногда пол в физкультурном зале покрыт ковролином с крупным пестрым рисунком. На таком покрытии плохо видна разметка и инвентарь, что не соответствует требованиям к охране зрения ребенка. Использование синтетического покрытия в зале ограничивает выбор средств физического совершенствования дошкольников. Например, при выполнении упражнений в положении «упор, стоя на коленях» наблюдается покраснение кожи детей от соприкосновения с синтетическим ковром. Кроме того, подобное покрытие требует особо тщательной чистки.

Вид физкультурного зала должен создавать у ребенка настрой на предстоящую деятельность. В связи с этим разрисовывание стен сказочными персонажами делает зал похожим на многие помещения дошкольного учреждения (раздевалки, коридоры и т.д.). использование съемных картинок при однотонно окрашенных стенах дает возможность легко менять тему занятия. Часто в дошкольных учреждениях можно увидеть занавески на окнах физкультурного зала, что не соответствует гигиеническим нормам (пыль, уменьшение освещенности).

В физкультурных залах необходимо предусмотреть ограждение окон. Для этого используются разнообразные решетки, сетки. Для освещения физкультурного зала наиболее целесообразны люминесцентные лампы, защищенные съемными сетками.

В связи с тем, что и в настоящее время отсутствует централизованное обеспечение спортивно-игровым и физкультурным инвентарем и оборудованием, дошкольным учреждениям приходится брать эту задачу на себя.

Обязательным при отборе физкультурного оборудования является его соответствие педагогическим и гигиеническим требованиям.

В дошкольном учреждении необходимо иметь достаточное количество разнообразного спортивно-игрового оборудования, чтобы обеспечить участие всех групп (подгруппы), их двигательную активность в процессе организованных занятий физической культурой и подвижных игр, а также в самостоятельной деятельности детей в свободное время.

Важно, чтобы размеры оборудования соответствовали антропометрическим показателям детей: длине тела в положении стоя и сидя, длине рук, ног, объему грудной клетке, головы. Только в этом случае может быть достигнута комфортность двигательных действий в спортивно-игровой среде. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соразмерны возможностям детей, посильны для перестановки их самими детьми.

Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации:



  • Рейки лестниц – достаточной толщины и прочности;

  • Узлы соединений разных деталей – надежны, без острых углов и резко выступающих частей;

  • Пособия, изготовленные из дерева, - хорошо защищены, отполированы.

Обязательно должна быть обеспечена надежность и устойчивость крупных пособий (гимнастических лестниц, трибунок, рукоходов, перекладин и других предметов оборудования, по которым дети лазают). С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма в физкультурных залах необходимо иметь набор больших и малых матов.

Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольников изготавливается из разных материалов. Важно, чтобы эти материалы имели гигиенический сертификат, не обладали бы вредными воздействиями на организм детей. Следует отметить, что для дошкольников предпочтительно гимнастическое и игровое оборудование, изготовленное из дерева.

Наличие в комплектах большого разнообразия видов оборудования обусловлено спецификой построения и содержания занятий и других форм работы по физической культуре, которая состоит в том, что в каждую из форм включаются разные виды физических упражнений и игр. Для правильной организации процесса физического воспитания важно соблюдать принцип размещения оборудования по месту использования с учетом его своеобразия, отвечающего особенностям двигательных действий, характерных для определенных условий. Так, следует подразделять физкультурное и спортивно-игровое оборудование для помещений (физкультурного и тренажерного залов, бассейна, групповых комнат) и оборудование для участка (физкультурной площадки, групповых площадок и других игровых зон). Особо выделяется инвентарь для организации спортивных игр (баскетбол, бадминтон, городки, футбол, хоккей) и таких упражнений, как катание на коньках, велосипеде, ходьба на лыжах.

Оборудование и инвентарь для физкультурного зала

Как правило, большая часть физкультурно-спортивного оборудования используется в физкультурных залах. Эффективность применения оборудования значительно повышается при рациональном его размещении. Расстановка разных предметов оборудования зависит от их габаритов и предназначения. Так, гимнастическая стенка устанавливается стационарно, прочно крепится к стене. Канаты, шесты, веревочные лестницы укрепляются на потолке с помощью специальных приспособлений – крюков, монорельса и т.п. Крупные предметы оборудования, такие как гимнастические скамейки, бумы, кубы, размещаются вдоль стен помещения. Для досок, лестниц с зацепами предусматривается место, где они могут быть подвешены или положены так, чтобы не мешали играм и занятиям детей.


Мелкое физкультурное оборудование – мячи, мешочки с грузом, кубики, булавы – целесообразно поместить в секционные шкафы, на специальные полки, стеллажи, в выдвижные ящики, расположенные также вдоль стен физкультурного зала. Обручи, шнуры, скакалки лучше всего разместить на стенах в разных местах зала на специальных крюках, вешалках. Для растягивания сеток (для игры с мячом), натягивания шнуров, резинок (для подвешивания мелких предметов, для подлезания, перепрыгивания) удобны крепления в виде скоб, зажимов, карабинов. Их следует расположить попарно на разных уровнях противоположных стен.

Оборудование должно быть расположено так, чтобы дети могли свободно подходить к нему, самостоятельно пользоваться снарядами, не мешая друг другу. Середину зала желательно оставить свободной. На ней размещаются разнообразные пособия для проведения игр и занятий, организуемых педагогом или самими детьми.

Современные производственные технологии и материалы позволили изменить облик физкультурного зала. Крупные фирмы (такие как «Альма», «Веско» и т.п.) постоянно предлагают дошкольным учреждениям оборудование, успешно зарекомендовавшее себя в странах Европы и Америки. Сегодня в залах можно встретить батуты, сухие бассейны, парашюты и пр. Часто используют крупногабаритные полифункциональные средообразующие предметы – модули, способствующие поэтапному развитию обобщенных условных действий, воображаемой ситуации, а также естественным образом обогащающие спектр движений ребенка.

В начале 80-х гг. XX в. в Швейцарии, а затем в Италии, Германии и других странах Западной Европы появились большие яркие разноцветные мячи, имеющие многоцелевую ориентацию воздействия. Новое средство получило название – «фитбол». Развитие новых оздоровительных технологий послужило толчком для использования специальных гимнастических мячей в практике физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с дошкольниками. Мяч может использоваться и как тренажер, и как предмет для отягощения. В дошкольном учреждении фитболы используются в первую очередь для решения оздоровительных задач. Они позволяют максимально индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс за счет широких возможностей коррекции осанки как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскости.

В последнее десятилетие в дошкольных учреждениях стали активно использовать тренажеры как средство повышения двигательной активности детей. При систематическом использовании тренажеры в дошкольном учреждении являются надежным средством профилактики гиподинамии у детей. Следует отметить, что не всегда тренажеры, разработанные для взрослых, могут быть адаптированы для занятий с детьми.


Насыщение физкультурного зала новым оборудованием не снижает значимости физкультурного инвентаря, хорошо зарекомендовавшего себя на протяжении многих десятилетий практики организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. Современный физкультурный зал не может обойтись без гимнастических стенок, скамеек, матов, резиновых мячей разного диаметра, обручей, скакалок и т.п.

Оборудование и инвентарь для занятий на улице

Для полноценного физического развития детей в дошкольном учреждении должна быть хорошо оборудована площадка. Это особенно важно для оптимизации двигательной активности детей в летнее время.

Физкультурная площадка должна состоять из собственно физкультурной площадки и ряда спортивно-игровых зон:

  • Ямы для прыжков;

  • Беговой дорожки;

  • Дорожки с препятствиями;

  • Площадок для игр в городки, мини-футбола, хоккея.

Спортивно-игровые зоны могут непосредственно примыкать к физкультурной площадке или быть размещены на любом другом удобном для этого месте участка. Такое функциональное разделение физкультурных площадок позволяет одновременно организовывать игры и занятия с большим количеством детей разного возраста и физической подготовленности. В зимнее время года на них оборудуются дорожки для скольжения, каток, горки, место для игры в хоккей. По периметру участка детского сада прокладывается лыжня.

Основное пространство физкультурной площадки, как правило, остается свободным. Все необходимое оборудование – 5-6 пролетов гимнастической стенки, бревна разных видов (наклонные, горизонтальные на разных уровнях), рукоходы, мишени для метания, устройство для подвешивания канатов, шеста, веревочной лестницы – размещается по ее периметру. Посередине продольных сторон площадки целесообразно установить стойки для натягивания сеток, шнуров и т.п.

Мелкий инвентарь для спортивных игр (сетки, ракетки, воланы, мячи, городки и т.п.), пособия для подвижных игр и упражнений (скакалки, обручи, шнуры, кольца, шары и др.) выносятся на участок по мере необходимости.

При наличии достаточно свободного места вокруг физкультурной площадки целесообразно оборудовать беговую дорожку, ширина которой должна быть не менее 1,5 м. Важно, чтобы на ней был прямой отрезок протяженностью не менее 40 м. Это позволит проводить не только беговые упражнения, но и наблюдения за их выполнением на 30-метровой дистанции в привычной для детей обстановке.