Файл: Контрольная работа дисциплины мдк 01. 02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вблизи физкультурной площадки желательно оборудовать полосу препятствий для старших дошкольников. Такое расположение полосы препятствий позволит широко использовать расположенное на ней оборудование в самостоятельной двигательной деятельности старших дошкольников.

На площадках для малышей желательно наличие естественных земляных горок, которые в летнее время могут служить для вхождения, сбегания, а зимой – для скатывания на санках.

Оборудование и инвентарь для бассейна

Для организации занятий по обучению детей плаванию при бассейне обязательно должен быть инвентарь для обеспечения безопасности купания и страховки детей, находящихся в воде. Это спасательные круги, поплавки, разделительные дорожки, длинный шест и др.

Разнообразные пособия и игрушки нужны для наиболее эффективной организации занятий по обучению плаванию, для проведения различных упражнений и игр на воде. К ним относятся:

  • Доски из пенопласта;

  • Надувные игрушки (круги резиновые, мячи, игрушки в виде рыб, крокодилов, черепах и т.д.);

  • Мелкие игрушки из плотной резины (тонущие, для отыскивания под водой);

  • Обручи для проведения игр с погружением в воду.

Количество таких пособий и игрушек должно соответствовать числу детей, одновременно занимающихся в бассейне. Они должны быть красочными, яркими, привлекать детей к занятиям и играм в воде.

Кроме того, в бассейне необходимо иметь приборы, позволяющие контролировать и поддерживать соответствующие санитарно-гигиенические состояние помещения и воды.

Физкультурно-игровое оборудование для групповых комнат

Минимальный набор физкультурно-игрового оборудования необходимо иметь в групповых комнатах. Особенно это важно для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

В группах для детей раннего возраста, кроме манежей для самых маленьких, в соответствии с их возрастными возможностями устанавливаются горка со скатом и лесенкой, лесенка-стремянка, два-три пролета гимнастической стенки. Здесь целесообразно иметь доски гладкие и с ребристой поверхностью, набор ящиков, корзин, дорожек массажных и с разметкой, а также наборы мячей, шариков, колечек, погремушек, атрибутов для игр. Хороши для малышей мягкие предметы – различные модули, валики, сегменты, кубы, диски, особенно важны всевозможные игрушки-двигатели – каталки, коляски, машинки, тележки и т.п.


В группах детей более старшего возраста кроме мелких пособий (мячи, скакалки, шнуры, палки, обручи и т.п.) надо иметь наборы оборудования и инвентаря для организации как подвижных, так и спортивных игр (кегли, кольцебросы, городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис и др.). Эти пособия дети могут выносить на участок для игр и упражнений во время прогулки. При наличии места в групповых, раздевальных комнатах для детей можно установить один-два пролета гимнастической стенки, один из спортивно-игровых комплексов, разместить простейшие тренажеры для самостоятельного пользования детьми. Но при этом не следует забывать, что и за старшими дошкольниками во время игр и упражнений на указанном оборудовании должен быть обеспечен контроль со стороны воспитателя.

Приборы, необходимые для диагностики физического состояния дошкольников

Для объективной оценки физического развития и физической подготовленности в медицинском, методических кабинетах или в физкультурном зале должны быть:

  • Ростомер;

  • Устройство для оценки осанки;

  • Фонендоскоп;

  • Прибор для измерения артериального давления (тонометр);

  • Спирометр;

  • Секундомер;

  • Рулетка;

  • Сантиметровая лента;

  • Портновская измерительная лента;

  • Динамометр кистевой;

  • Шагомер для определения количества движений;

  • Компас.

В последние годы возможности оценки деятельности различных систем организма существенно расширились. Одним из наиболее перспективных направлений можно считать использование мониторов сердечного ритма для оценки реакции организма детей на различные физические нагрузки и выполнение физических упражнений разной степени сложности.

Устройство дает возможность надежного и удобного беспроводного измерения сердечного ритма, измеряет пульс с точностью электрокардиограммы. Монитор позволяет, не нарушая общего ритма выполняемого упражнения, наблюдать текущий уровень ЧСС. Наблюдение можно выполнять во время прогулки, плавания, катания на лыжах, а также в процессе выполнения других упражнений.

В исследованиях мониторы сердечного ритма используются в связи с тем, что они отличаются простотой применения. Прибор состоит из эластичного пояса, где расположены электроды, измеряющие частоту сердечных сокращений, и монитора (имеющего форму часов). Эластичный пояс крепится в области грудных мышц, а монитор – на запястье.



Следует также отметить, что мониторы сердечного ритма имеют большой ценовой диапазон. Чем дешевле прибор, тем, соответственно, меньше функций он выполняет. При проведении исследований с детьми дошкольного возраста следует в первую очередь учитывать следующее:

  • Прибор должен предусматривать перенос данных с монитора на компьютер при помощи инфракрасного порта. Другие варианты считывания информации имеют значительные погрешности при переносе данных;

  • Более дорогие модели монитора сердечного ритма предусматривают кодирование передатчика. Незакодированные передатчики нельзя использовать в групповых исследованиях детей дошкольного возраста. В случаях когда в зоне проведения исследования находятся несколько мониторов сердечного ритма на расстоянии ближе 1 метра, незакодированный монитор будет считывать сигналы от других мониторов в этой зоне. Это может явиться причиной неправильных показаний. Даже если один монитор закодирован, а другой нет, показания также могут иметь значительные погрешности.

В исследовании с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать модель бегового компьютера Polar RS200sd с дополнительным устройством POLAR S1, котрое крепится на обувь, обеспечивает контроль над скоростью и дистанцией наряду с измерением пульса. Устройство обеспечивает следующие функции:

  • Выведение на монитор скорости и дистанции;

  • Задание целевого темпа;

  • Показ разницы текущего темпа и заданного целевого;

  • Сигнал отклонения от заданного темпа и др.

Исследование реакции организма детей на физическую нагрузку при помощи мониторов сердечного ритма дает возможность получить объективную информацию. Однако это создает определенные сложности в организации образовательного процесса по физической культуре в дошкольном учреждении. Поэтому на физкультурном занятии целесообразно проводить оценку функционального состояния детей по вешним признакам утомления или пульсу. В то же время 2-3 раза в год для получения более объективных показателей можно использовать сложные диагностические системы, в частности мониторы сердечного ритма.

В дошкольных учреждениях все чаще можно встретить аппарат биологической обратной связи «БОС – Дыхание». Они позволяют сделать наглядными процессы, происходящие в организме.

«БОС – Дыхание» позволяет определить разность величин пульса на вдохе и выдохе, которую в настоящее время принято называть дыхательной аритмией сердца (ДАС). Количественно этот параметр измеряется в тех же величинах, что и пульс, т.е. в числе ударов за минуту. Это параметр является универсальным – он отражает качество дыхания, состояние иммунной системы и возможность организма к адаптации. Чем выше уровень ДАС, тем лучше защищен организм от болезней.


Следует также отметить, что ДАС отражает степень координации дыхательной и сердечно - сосудистой систем. При хорошем диафрагмальном дыхании наблюдается увеличение ДАС, и она начинает изменяться в фазе дыхательного цикла. Более того, сознательно изменяя параметры дыхания, можно воздействовать на ЧСС, и в конечном счете на ДАС. Использование аппарата предоставляет возможность индивидуализации оздоровительных программ, т.е. подбор упражнений, необходимых для достижения программируемого оздоровительного эффекта.