Файл: Научноисследовательская работа Оценка уровня тревожности у студентов медицинского вуза.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
с помощью методики Д. Тейлора «Личностная шкала проявления тревоги», с помощью которой был определён общий уровень тревожности каждого студента.
В исследовании приняло участие 52 студента в возрасте от 17 до 19 лет, среди которых 76,9% - девушки, 23,1% - мужчины.
Личностная шкала проявления тревоги Д. Тейлора позволяет выявить общий уровень тревожности студентов. Шкала состоит из 50 утверждений, на каждое утверждение необходимо ответить «да» или «нет».
При интерпретации результатов надо обращать внимание на показатель уровня тревожности:
* 40 - 50 баллов - очень высокий уровень тревоги;
* 25 - 40 баллов - высокий уровень тревоги;
* 15 -25 баллов - средний уровень (с тенденцией к высокому уровню);
* 5 - 15 баллов - средний уровень (с тенденцией к низкому уровню);
* 0 - 5 баллов - низкий уровень тревоги.
2.2 Рекомендации по снижению тревожности.
Как студенту справиться с тревожностью?
Профилактика тревожности:
1. Научиться владеть своими эмоциями, не поддаваться сильной тревоге и беспокойству. Учиться настраивать себя на то, что вы справитесь с проблемой. Представьте, что вы сито, или облако и все стрессы проходят через вас, не оставляя следа. Метод «стирания негативной ситуации».
2.Учитесь позитивному мышлению. Вспомним о пессимистах и оптимистах: нужно концентрироваться на положительных мыслях и воспоминаниях.
3.Используйте способы переключения. Научиться переключать себя с негативных событий на позитивные моменты в жизни, на то, что вас может порадовать сейчас или в будущем.
4.Освобождайтесь от отрицательных эмоций. Давать выход негативным эмоциям (гнев, раздражение, злость) адекватным способом, чтоб не причинить вред окружающим. Нужно найти адекватные способы разрядки негативных эмоций: чувствуете сильную злость или гнев, закройтесь один в комнате и покричите, можно поколотить подушку, ребятам можно в спортзале поколотить боксерскую грушу. Сдерживаемые негативные эмоции вызывают у людей мышечные зажимы, мышечную скованность, дискомфортные ощущения в теле, нарушения в работе пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы, головные боли
5.Больше смейтесь. Смотрите комедии, юмористические передачи, читайте юмористические книги, рассказы.
6.Занимайтесь физическими упражнениями. Спорт помогает мышечному расслаблению, поддерживать тело в здоровом тонусе, снимает негативные эмоции.
Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами иного характера.
Ситуационная тревожность - это обычно временное состояние, но может быть устойчивым, для конкретных ситуаций, порождаясь ими, она редко возникает в других ситуациях. Это могут быть экзамены, разговор с начальством, общение с незнакомыми или неприятными людьми, от которых можно ожидать чего угодно.
Личностная тревожность становится чертой личности человека и отражается на его отрицательном (тревожном, беспокойном) отношении к любым жизненным ситуациям, постоянно предвидя в них опасность.
Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Есть категория людей, тревожность которых очень высокая, которая представляет реальную угрозу для самооценки и даже жизнедеятельности.
Обычно, тревожные студенты - это очень неуверенные в себе люди, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно, стараются точно выполнять требование - не нарушают дисциплину. Таких людей называют скромными, застенчивыми.
Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о проявлении повышенной тревожности. Повышенный уровень может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем иным социальным ситуациям. У студентов с данным уровнем проявляется отношение к себе как к слабому, неумелому. Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности.
Таким образом, в данной курсовой работе я рассмотрела понятие тревожности, виды и то, как влияет высокий уровень тревожности на личность и в частности на студента. Так же, я провела исследование уровня тревожности студентов медицинского вуза, обнаружила довольно высокий уровень тревожности с помощью таблиц и математической статистики.
2. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учеб. для студ. Вузов/ В. С. Мухина, М.: Академия, 2002. - 456 с.
3. Прихожан, А. М. [Текст]: Причины, профилактика и преодоление тревожности. Анна Прихожан // Психологическая наука и образование. - 1998. -№2. - с. 21-29.
4. Хорни, К. [Текст]: Невротическая личность нашего времени. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.
5. Хорни, К, [Текст]: Собрание сочинений в 3 т., том 3: Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности/ Пер. с англ., М.: Смысл, 1997. - 696 с.
6. www/n-stress.ru [электронный ресурс].
В исследовании приняло участие 52 студента в возрасте от 17 до 19 лет, среди которых 76,9% - девушки, 23,1% - мужчины.
Личностная шкала проявления тревоги Д. Тейлора позволяет выявить общий уровень тревожности студентов. Шкала состоит из 50 утверждений, на каждое утверждение необходимо ответить «да» или «нет».
При интерпретации результатов надо обращать внимание на показатель уровня тревожности:
* 40 - 50 баллов - очень высокий уровень тревоги;
* 25 - 40 баллов - высокий уровень тревоги;
* 15 -25 баллов - средний уровень (с тенденцией к высокому уровню);
* 5 - 15 баллов - средний уровень (с тенденцией к низкому уровню);
* 0 - 5 баллов - низкий уровень тревоги.
Очень высокий уровень | Высокий уровень | Средний с тенденцией к высокому | Средний с тенденцией к низкому | Низкий уровень | |||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
6 | 11,5% | 15 | 28,8% | 17 | 32,7% | 12 | 23,2% | 2 | 3,8% |
Изучив данные таблицы, можно сделать вывод, что большая часть студентов имеет тревожность
2.2 Рекомендации по снижению тревожности.
Как студенту справиться с тревожностью?
-
Научиться правильно распределять свое время, уметь планировать свои силы. -
Приучить себя к самодисциплине, режиму дня. -
Совершать прогулки на свежем воздухе, выбираться на отдых на природу, спать не менее 8 часов в сутки -
Общаться с друзьями в свободное от учебы время. -
Находить положительные моменты в любой ситуации. -
Заниматься спортом, физическими упражнениями, совершать пробежки. -
Эмоциональная разрядка: можно боксировать грушу, подушку, кричать. -
Научиться простым дыхательным упражнениям для отдыха и релаксации.
Профилактика тревожности:
1. Научиться владеть своими эмоциями, не поддаваться сильной тревоге и беспокойству. Учиться настраивать себя на то, что вы справитесь с проблемой. Представьте, что вы сито, или облако и все стрессы проходят через вас, не оставляя следа. Метод «стирания негативной ситуации».
2.Учитесь позитивному мышлению. Вспомним о пессимистах и оптимистах: нужно концентрироваться на положительных мыслях и воспоминаниях.
3.Используйте способы переключения. Научиться переключать себя с негативных событий на позитивные моменты в жизни, на то, что вас может порадовать сейчас или в будущем.
4.Освобождайтесь от отрицательных эмоций. Давать выход негативным эмоциям (гнев, раздражение, злость) адекватным способом, чтоб не причинить вред окружающим. Нужно найти адекватные способы разрядки негативных эмоций: чувствуете сильную злость или гнев, закройтесь один в комнате и покричите, можно поколотить подушку, ребятам можно в спортзале поколотить боксерскую грушу. Сдерживаемые негативные эмоции вызывают у людей мышечные зажимы, мышечную скованность, дискомфортные ощущения в теле, нарушения в работе пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы, головные боли
5.Больше смейтесь. Смотрите комедии, юмористические передачи, читайте юмористические книги, рассказы.
6.Занимайтесь физическими упражнениями. Спорт помогает мышечному расслаблению, поддерживать тело в здоровом тонусе, снимает негативные эмоции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами иного характера.
Ситуационная тревожность - это обычно временное состояние, но может быть устойчивым, для конкретных ситуаций, порождаясь ими, она редко возникает в других ситуациях. Это могут быть экзамены, разговор с начальством, общение с незнакомыми или неприятными людьми, от которых можно ожидать чего угодно.
Личностная тревожность становится чертой личности человека и отражается на его отрицательном (тревожном, беспокойном) отношении к любым жизненным ситуациям, постоянно предвидя в них опасность.
Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Есть категория людей, тревожность которых очень высокая, которая представляет реальную угрозу для самооценки и даже жизнедеятельности.
Обычно, тревожные студенты - это очень неуверенные в себе люди, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно, стараются точно выполнять требование - не нарушают дисциплину. Таких людей называют скромными, застенчивыми.
Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о проявлении повышенной тревожности. Повышенный уровень может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем иным социальным ситуациям. У студентов с данным уровнем проявляется отношение к себе как к слабому, неумелому. Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности.
Таким образом, в данной курсовой работе я рассмотрела понятие тревожности, виды и то, как влияет высокий уровень тревожности на личность и в частности на студента. Так же, я провела исследование уровня тревожности студентов медицинского вуза, обнаружила довольно высокий уровень тревожности с помощью таблиц и математической статистики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Колпакова М., Корни тревоги [Текст], М. Колпакова// Московский психотер. журнал. -2003. -№3. -С. 74-85
2. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учеб. для студ. Вузов/ В. С. Мухина, М.: Академия, 2002. - 456 с.
3. Прихожан, А. М. [Текст]: Причины, профилактика и преодоление тревожности. Анна Прихожан // Психологическая наука и образование. - 1998. -№2. - с. 21-29.
4. Хорни, К. [Текст]: Невротическая личность нашего времени. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.
5. Хорни, К, [Текст]: Собрание сочинений в 3 т., том 3: Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности/ Пер. с англ., М.: Смысл, 1997. - 696 с.
6. www/n-stress.ru [электронный ресурс].