Файл: Научноисследовательская работа Оценка уровня тревожности у студентов медицинского вуза.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России)
Кафедра госпитальной терапии с курсами эндокринологии и клинической фармакологии
Научно-исследовательская работа
«Оценка уровня тревожности у студентов медицинского вуза»
Выполнила:
студентка 103 группы
Института клинической медицины
Куроедова Ксения Николаевна
Научный руководитель:
к.м.н., доцент
Вялкина Юлия Александровна
Тюмень, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1.1Что такое тревога? 4
1.2 Особенности проявления тревожности. 5
2.1 Анализ результатов анкетирования 10
Очень высокий уровень 11
Высокий уровень 11
Средний с тенденцией к высокому 11
Средний с тенденцией к низкому 11
Низкий уровень 11
Кол-во 11
% 11
Кол-во 11
% 11
Кол-во 11
% 11
Кол-во 11
% 11
Кол-во 11
% 11
6 11
11,5% 11
15 11
28,8% 11
17 11
32,7% 11
12 11
23,2% 11
2 11
3,8% 11
Изучив данные таблицы, можно сделать вывод, что большая часть студентов имеет тревожность 11
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Проблема тревоги и тревожности - одна из центральных проблем современной цивилизации. Недаром ХХ век был признан и признается по сей день веком тревоги. Стоит отметить, что данной проблеме посвящено очень большое количество исследований.
Объект: студенты медицинского вуза.
Предмет: тревожность личности.
Цель: изучение уровня тревожности у студентов медицинского вуза
Задачи:
1)дать определения и характеристики тревожности;
2)выявить уровень тревожности у студентов;
3)составить рекомендации для студентов медицинского вуза.
Практическая значимость: изучив уровень и причины тревожности у студентов медицинского вуза, можно составить определенный ряд рекомендаций, который поможет студентам справиться с тревогой или предотвратить ее, уменьшить уровень тревоги.
Методы исследования:
1.Анализ информации
2.Анкетирование
3.Статистический анализ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1Что такое тревога?
З. Фрейд: «Проблема тревожности - узловой пункт, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить яркий свет на всю нашу душевную жизнь»
Тревога - это состояние беспокойства, возникающее у человека в ситуации, которая представляет для него определенную физическую или психологическую угрозу. По З. Фрейду, неприятное состояние тревоги является полезным адаптивным механизмом, побуждающим индивида к защитному поведению по преодолению опасности.
Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами иного характера.
Чаще всего термины «тревога» и «тревожность» используются в двух смыслах:
* тревога как психическое состояние (непосредственно тревога);
* тревога как свойство личности (тревожность).
Основное отличие между этими терминами заключается в том, что под тревогой понимают эмоциональное состояние, возникающее в определенный момент времени и связанное с конкретной угрожающей ситуацией, а под тревожностью - устойчивое свойство, черту личности, предполагающие повышенную склонность к переживаниям состояния тревоги.
1.2 Особенности проявления тревожности.
Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами иного характера.
Одной из форм нарушения нормальной жизни человека является напряженность, вызванная эмоциональным состоянием человека. Часто повышенная эмоциональная напряженность сопровождается страхами, беспокойством, опасениями и перерастает в устойчивое состояние тревожности.
Во-первых, тревожность, как и страх, является эмоциональной реакцией на опасность. В отличие от страха тревожность характеризуется, прежде всего, расплывчатостью и неопределенностью. Даже если имеется конкретная опасность, как при землетрясении, тревожность связана с ужасом перед неизвестным. То же самое качество присутствует в невротической тревоге, независимо от того, является ли опасность неопределенной или же она воплощена в чем-то конкретном, например, в страхе высоты.
Во-вторых, тревога, как отмечал К. Гольдштейн, вызывается такой опасностью, которая угрожает самой сущности или ядру личности.
В-третьих, как справедливо подчеркивал Фрейд, тревога, в противоположность страху, характеризуется чувством беспомощности перед надвигающейся опасностью. Беспомощность может быть обусловлена внешними факторами, как в случае землетрясения, или внутренними, такими, как слабость, трусость, безынициативность. Таким образом, одна и та же ситуация может вызывать либо страх, либо тревогу, в зависимости от способности или готовности индивида бороться с опасностью.
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Есть категория людей, тревожность которых очень высокая, которая представляет реальную угрозу для самооценки и даже жизнедеятельности. Под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающихся способах её преодоления и компенсации, а также в отношении ребенка, подростка к этому переживанию.
Вот что ощущает человек во время тревожности физиологически:
* усиление сердцебиения;
* учащение дыхания;
* увеличение минутного объема циркуляции крови;
* возрастание общей возбудимости;
* снижение порога чувствительности.
На психологическом уровне тревожность ощущается как:
* напряжение;
* озабоченность;
* нервозность;
* чувство неопределенности;
* чувство грозящей опасности, неудачи;
* невозможность принять решения и др.
Тревожность проявляется:
* в беспомощности;
* в неуверенности в себе;
* в преувеличении значимости ситуаций и ощущение бессилия перед ними.
В целом тревожность является проявлением неблагополучия личности. Справится с тревожностью самому сложно, нужна помощь и поддержка.
Таким образом, выделяют 2 вида тревожности: личностную и ситуативную. Личностная тревожность формируется как черта личности, а ситуативная тревожность не постоянна и может проявляться лишь в каких-либо конкретных ситуациях.
Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.
На первом курсе студенты решают задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни.. Отмечается слабая регуляция своего поведения и немотивированный риск. Неумение предвидеть последствия своих поступков (возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи). Часто формируется неадекватная идентичность; неспособность строить жизненные планы, избегание тесных межличностных отношений, выбор отрицательных образов для подражания.
В процессе адаптации первокурсников к вузу возникают такие трудности как:
* отрицательное переживание, связанное с уходом вчерашних школьников из школьного коллектива. С его взаимопомощью и моральной поддержкой;
* недостаточная психологическая подготовка к профессии;
* неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности;
* недостаточно развито стремление к самообразованию и т.д.
Второй курс является периодом самой напряженной учебы (учебной деятельности). В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.
Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубление профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.
Четвертый курс - это первое реальное знакомство со специальностью в период прохождение практики. Происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.
На пятом курсе формируются четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человека своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.
Высокотревожные студенты склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.
Обычно, тревожные студенты - это очень неуверенные в себе люди, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно, стараются точно выполнять требование - не нарушают дисциплину. Таких людей называют скромными, застенчивыми.
Тревожные студенты, как правило, не пользуются всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции; они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто неуверенны в себе, замкнуты, малообщительны, или, же напротив, сверхобщительные, назойливые или озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно, эти студенты не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях.
Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Он опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды, способствует образованию реакции психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так же реакция психологической защиты. Это выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такие студенты, как правило, одиноки, замкнуты, малоактивны. Это, как правило, сказывается на успешности учебной деятельности и налаживании контактов с окружением.
Таким образом, тревожность влияет на межличностное взаимодействие студентов, на само поведение, а, следовательно, и на учёбу. Студенты, имеющие высокий уровень тревожности не могут быть лидерами, т.к. не уверены в себе, замкнуты, стеснительны, не общительны. Как правило, такие студенты одиноки. Повышенный уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности к ситуации, в которой находится студент.
ГЛАВА 2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Анализ результатов анкетирования
Студентам Тюменского государственного медицинского университета было предложено исследование