Файл: Проведение зрительных диктантов по методике И. Т. Федоренко.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРОВЕДЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ
по методике И.Т. Федоренко.
Включать зрительные диктанты в образовательный процесс нужно уже в первом классе во время интенсивного формирования у учащихся навыка чтения.
Зрительные диктанты должны проходить ежедневно – эпизодическая работа будет бесполезной, и поставленные цели останутся недостигнутыми. Работа над каждым набором предложений ведется в течение нескольких дней, пока все дети не начнут справляться с их написанием достаточно легко.
Диктанты записываются на листочках. Если записывать предложения в тетрадях, то у ребят может появиться желание посмотреть записи предыдущих уроков. Предложения из наборов можно подготовить в виде мультимедийной презентации или распечатать на плотном картоне. Такие наборы используются не один год, с их помощью экономится время урока, так как материал не надо записывать на доске.
При индивидуальной работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, орфограммы в словах выделяют красным цветом, чтобы ученики быстрее запомнили их написание. Хорошо использовать пословицы и поговорки, а также предложения со словарными словами.
Зрительные диктанты по методике И.Т.Федоренко проводятся следующим образом. Все 6 предложений учитель выписывает на доске, закрывает листом картона, затем сдвигает лист так, чтобы было видно первое предложения.
Ученики его записывают:
-
в течение определенного времени (указанного в таблице) читают это предложение про себя, стараясь его запомнить; -
по истечении времени учитель его стирает и предлагает детям записать его в тетрадях.
После записи первого предложения педагог записывает второе. По истечении указанного времени ребята записывают и его. Затем также пишутся все предложения из набора. На это уходит от 5 до 8 минут.
ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ.
ТЕКСТ | КОЛИЧЕСТВО БУКВ | ВРЕМЯ ЭКСПОЗИЦИИ | ||
1 | 2 | 3 | ||
Диктант 1 | ||||
1. | Идет снег. | 8 | 4 | |
2. | Я иду в лес. | 8 | 4 | |
3. | Пришла зима. | 10 | 5 | |
4. | Трещит мороз. | 11 | 6 | |
5. | Очень холодно. | 12 | 6 | |
6. | В лесу красиво! | 12 | 6 | |
Диктант 2 | ||||
1. | Уже тепло. | 8 | 4 | |
2. | Поют птицы. | 9 | 4 | |
3. | Журчат ручьи. | 11 | 5 | |
4. | Запели птицы. | 11 | 5 | |
5. | Светит солнце. | 12 | 6 | |
6. | Повеяло весной. | 13 | 6 | |
Диктант 3 | ||||
1. | Март – заря весны. | 13 | 6 | |
2. | Один в поле не воин. | 15 | 8 | |
3. | Весна днём красна. | 15 | 8 | |
4. | Без труда нет плода. | 16 | 8 | |
5. | Дело мастера боится. | 17 | 8 | |
6. | Без дела слабеет сила. | 18 | 8 | |
Диктант 4 | ||||
1. | Делу – время, потехе – час. | 18 | 7 | |
2. | Дома и стены помогают. | 18 | 7 | |
3. | Конец – всему делу венец. | 19 | 7 | |
4. | Больше дела - меньше слов. | 20 | 8 | |
5. | Где родной край, там и рай. | 20 | 8 | |
6. | Окончил дело, гуляй смело. | 21 | 8 | |
Диктант 5 | ||||
1. | Вот городской парк. | 16 | 6 | |
2. | Мы любим тут гулять. | 16 | 6 | |
3. | Здесь растут берёзы. | 17 | 6 | |
4. | Они стройные и высокие. | 19 | 6 | |
5. | На берёзах гнёзда птиц. | 19 | 6 | |
6. | Среди берёз легко дышать. | 21 | 7 | |
Диктант 6 | ||||
1. | Ребята выучили буквы. | 18 | 6 | |
2. | Они очень много читают. | 19 | 6 | |
3. | Лена и Катя любят сказки. | 20 | 6 | |
4. | Света и Вова любят стихи. | 20 | 6 | |
5. | В книгах много картинок. | 20 | 6 | |
6. | Стихи и сказки интересны. | 21 | 6 | |
Диктант 7 | ||||
1. | Весенний день год кормит. | 21 | 5 | |
2. | Матушка-весна всем красна. | 22 | 5 | |
3. | Апрель с водой, май с травой. | 22 | 5 | |
4. | Черёмуха цветёт – холод идёт. | 23 | 5 | |
5. | Коли в мае дождь – будет рожь. | 23 | 5 | |
6. | Кто спит весною – плачет зимою. | 24 | 5 | |
Диктант 8 | ||||
1. | Жизнь дана на добрые дела. | 21 | 4 | |
2. | Срубил дерево – посади два. | 21 | 4 | |
3. | Каждому мила своя сторона. | 22 | 5 | |
4. | Ученье – свет, а неученье – тьма. | 23 | 5 | |
5. | Поспешишь – людей насмешишь. | 23 | 5 | |
6. | Белые ручки чужие труды любят. | 24 | 5 | |
Диктант 9 | ||||
1. | Долго думал, да хорошо сказал. | 24 | 5 | |
2. | Есть терпенье, будет и уменье. | 24 | 5 | |
3. | Одна книга тысячи людей учит. | 24 | 5 | |
4. | Красную речь красно и слушать. | 25 | 5 | |
5. | Умные речи и в потёмках слышно. | 25 | 5 | |
6. | Где сила не может, там ум поможет. | 26 | 5 | |
Диктант 10 | ||||
1. | В зимний холод всякий молод. | 23 | 4 | |
2. | В зимней шубке и морозы – шутка. | 24 | 4 | |
3. | Август собирает, а зима поедает. | 26 | 4 | |
4. | Морозный январь – урожайный год. | 26 | 4 | |
5. | Готовь сани летом, а телегу зимой. | 27 | 5 | |
6. | Снег прилипает к деревьям – к теплу. | 28 | 5 | |
Диктант 11 | ||||
1. | Россия – наша великая Родина. | 23 | 4 | |
2. | Москва – столица нашей России. | 24 | 4 | |
3. | Пушкин – великий русский поэт. | 23 | 4 | |
4. | Гагарин – первый в мире космонавт. | 27 | 5 | |
5. | Царь Пётр основал Санкт-Петербург. | 29 | 5 | |
6. | Михаил Кутузов – великий полководец. | 30 | 5 | |
Диктант 12 | ||||
1. | Пчёлка маленькая, а и та работает. | 27 | 5 | |
2. | На чужой стороне и весна не красна. | 28 | 5 | |
3. | Снег холодный, а от стужи укрывает. | 28 | 5 | |
4. | Зимой солнце сквозь солнце смеётся. | 29 | 5 | |
5. | Как сено косят, так дождей не просят. | 29 | 5 | |
6. | Каждой птице своё гнездо нравится. | 29 | 5 | |
Диктант 13 | ||||
1. | Кто в слове скор, тот в деле спор. | 29 | 5 | |
2. | Грамоте учиться – всегда пригодится. | 30 | 5 | |
3. | Ласточки низко летают – дождь обещают. | 31 | 6 | |
4. | Не одежда красит человека, а добрые дела. | 33 | 6 | |
5. | Зимой снег глубокий – летом снег высокий. | 33 | 6 | |
6. | На родной стороне каждый камушек знаком. | 34 | 6 | |
Диктант 14 | ||||
1. | Весна красна цветами, а осень - снопами. | 31 | 5 | |
2. | Весною день упустишь – годом не вернёшь. | 32 | 5 | |
3. | В марте мороз скрипуч, да не больно жгуч. | 32 | 5 | |
4. | Как не злись метелица, всё весной повевает. | 35 | 5 | |
5. | Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый. | 35 | 5 | |
6. | Как в марте зима не злится, а весне покорится. | 36 | 6 | |
Диктант 15 | ||||
1. | Наступила пора долгих осенних холодов. | 33 | 4 | |
2. | Серое небо заволокли тёмные, мрачные тучи. | 35 | 4 | |
3. | Ночью лёгкие морозцы затягивают лужи льдом. | 37 | 5 | |
4. | Куда пропали разноцветные весёлые бабочки? | 37 | 5 | |
5. | Под сухими листочками спрятались лимонницы. | 38 | 5 | |
6. | Крапивницы залетели в сараи и заснули до весны. | 39 | 5 | |
Диктант 16 | ||||
1. | Золото добывают из земли, а знания - из книги. | 35 | 5 | |
2. | Чтоб в почёте быть, надо труд свой полюбить. | 35 | 5 | |
3. | На чужой сторонушке рад и родной воронушке. | 36 | 5 | |
4. | Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой. | 38 | 6 | |
5. | Чужим хлебом да чужим умом долго не проживёшь. | 38 | 6 | |
6. | Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. | 38 | 6 | |
Диктант 17 | ||||
1. | Уже совсем скоро начнутся летние каникулы. | 36 | 5 | |
2. | Наташа, Лена и Антон заканчивают первый класс. | 38 | 5 | |
3. | Весь год учите | 40 | 6 | |
4. | На уроках они с удовольствием читали разные книги. | 42 | 6 | |
5. | Больше всего дети любят русские народные сказки. | 41 | 6 | |
6. | Сказки всегда учат нас дружбе, товариществу и добру. | 42 | 6 | |
Диктант 18 | ||||
1. | Мы живём на берегу прекрасной русской река Волги. | 40 | 5 | |
2. | На берегах этой реки стоят замечательные города. | 41 | 5 | |
3. | Разнообразен растительный и животный мир рек России. | 44 | 6 | |
4. | Мы изучаем природу нашего родного края на уроках в школе. | 45 | 6 | |
5. | Волга – одна из самых полноводных и красивых рек России. | 45 | 6 | |
6. | Очень важно нам охранять и беречь природу родного края. | 46 | 6 |