Файл: Контрольная работа дисциплина Ценообразование на предприятии (организации).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Посредническая скидка (надбавка) имеет и другие наименования (например, снабженческо-сбытовая скидка (надбавка), комиссионное вознаграждение или сбор). Но в любом случае – это цена за услуги посредника по продвижению товара от производителя к потребителю.
Цены розничные формируются в сфере розничной торговли. Помимо оптовых цен закупки они включают торговые скидки (надбавки). Розничные цены обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли.
2 Практическая часть
2.1 Задание 1
На основании исходных данных, приведенных в таблице 1 требуется:
1) определить:
– оптовую цену предприятия – производителя продукции Цопт;
– отпускную цену предприятия – производителя продукции Цотп;
– продажную цену торгового посредника (оптовика) Ц поср;
– розничную цену конечного продавца продукции Ц роз.
2) составить структуру розничной цены.
Таблица 1
Исходные данные для выполнения практического задания 1
Показатель | Значение (вариант 6) |
Объем произведенной предприятием товарной продукции, тыс. шт. | 200 |
Себестоимость произведенной товарной продукции, тыс. руб., в т.ч.: | |
- сырье и материалы | 4780 |
- возвратные отходы | 110 |
- заработная плата производственных рабочих | 1550 |
- отчисления на социальное страхование (30,2%) | |
- топливо, энергия на технические цели | 1670 |
- амортизация | 6370 |
- общепроизводственные расходы | 3955 |
- общехозяйственные расходы | 2720 |
Рентабельность производства продукции, % | 21 |
Скидка с цены за размер приобретаемой партии, установленная предприятием – производителем продукции для торгового посредника, % | – |
Акциз, % | 16 |
Налог на добавленную стоимость, % | 20 |
Коммерческие расходы предприятия – производителя, тыс. руб. | – |
Снабженческо-сбытовая надбавка торгового посредника (оптовика), % | 34 |
Торговая надбавка розничного продавца, % | 23 |
При выполнении задания примените метод надбавок к полным издержкам (метод «издержки плюс»), относящийся к категории затратных методов ценообразования.
Решение:
Метод надбавок к полным издержкам (метод «издержки плюс») базируется на определении цены на основе издержек. Это один из самых простых и распространенных методов ценообразования, заключающийся в начислении определенной надбавки (рентабельности) на себестоимость продукции.
Данную систему в процессе ценообразования посредством использования метода «издержки плюс» можно представить следующим образом.
1. Оптовая цена предприятия-производителя продукции Цопт определяется по формуле:
, (5)
где С/С – себестоимость единицы продукции, руб.; П – прибыль, руб.; R – норматив рентабельности, посредством которого определяется размер прибыли, %.
Уровень рентабельности можно определить по формулам:
, (6)
где RСс – рентабельность к себестоимости; RМЗ – рентабельность к материальным затратам; RСс-МЗ – рентабельность к себестоимости за минусом материальных затрат; RЗП – рентабельность к заработной плате; МЗ – материальные затраты, руб.; ЗП – заработная плата, руб.
2. Отпускная цена предприятия-производителя продукции (покупная цена оптового посредника) Цотп определяется по формуле:
, (7)
где А – акциз (по подакцизным товарам), руб.; НДС – налог на добавленную стоимость, руб.
3. Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия торговли) Ц поср определяется по формуле:
, (8)
где ССН – снабженческо-сбытовая надбавка, включающая издержки снабженческо-сбытовой или оптовой организации и ее прибыль, руб.; А – акциз (по подакцизным товарам), при условии, что товар завезен из заграницы и является подакцизным на территории РФ. Важно помнить, что акциз включается в цену товара один раз или предприятием-производителем, или оптовым посредником при дальнейшей реализации товара более мелкими партиями.
4. Розничная цена конечного продавца товара Цроз определяется по формуле:
, (9)
где ТН – торговая надбавка, включающая издержки розничного продавца, а также прибыль и НДС.
Проведем расчет розничной цены товарной продукции по заданным условиям:
1. Оптовая цена предприятия-производителя продукции:
Уровень рентабельности:
2. Отпускная цена предприятия-производителя продукции (покупная цена оптового посредника). Примем, что акциз на продукцию начисляется производителем:
3. Продажная цена оптового посредника. При расчете оптовой цены акциз не включается в цену, так как учтен производителем.
4. Розничная цена конечного продавца товара Цроз определяется по формуле:
Для составления структуры розничной цены сформирована таблица 2.
Таблица 2
Структура розничной цены
Показатель | Сумма, руб. | Структура, % |
Себестоимость | 107,02 | 32,08 |
Прибыль | 22,47 | 6,74 |
Цена отпускная | 129,49 | 38,82 |
Акциз | 20,72 | 6,21 |
Налог на добавленную стоимость | 25,90 | 7,76 |
Продажная цена оптовика | 176,10 | 52,79 |
Торговая надбавка | 62,38 | 18,70 |
Итого розничная цена | 333,58 | 100,00 |
Проведенные расчеты показывают, что розничная стоимость продукции от отпускной увеличивается 2,6 раза с 129,49 рубля отпускной цены за единицу продукции от предприятия – производителя до 333,58 рубля розничной цены для конечного покупателя. Структура розничной цены показывает, что чистая себестоимость продукции составляет 32,08% в розничной стоимости, и прибыль предприятия – производителя – лишь 6,74% от розничной, доля акциза – 6,21% и НДС оптовика составляет 7,76%, а торговая наценка розничного продавца – 18,70%.
2.2 Задание 2
Автотранспортное предприятия, функционирующее на рынке грузовых перевозок, планирует снизить тариф на перевозку груза с целью увеличения объемов предоставляемых услуг (объёмов перевозки груза) и тем самым увеличить эффективность своей деятельности.
На основании исходных данных, приведенных в таблице 3, требуется определить:
– как снижение тарифа отразится: на объемах предоставляемых услуг; маржинальном доходе; прибыли автотранспортного предприятия;
– выгодно или нет при заданных параметрах данное снижение тарифа.
Таблица 3
Исходные данные для выполнения практического задания 2
Показатель | Значение (вариант 6) |
Годовой объем услуг (перевозок) автотранспортного предприятия, тыс. т | 150 |
При указанном объеме услуг валовых затрат АТП составляет, тыс. руб.: | |
- заработная плата водителей | 7628 |
- отчисления на социальное страхование (30,2%) | |
- топливо, ГСМ | 2860 |
- замена и ремонт шин | 1669 |
- прочие материальные затраты | 1406 |
- техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей | 3099 |
- амортизационные отчисления | 2384 |
- общепроизводственные расходы | 1192 |
- общехозяйственные расходы | 1311 |
При указанном объеме услуг средний тариф за тонну перевезенного груза составляет, руб. / т | 205 |
Коэффициент эластичности спроса по цене | 1,50 |
Планируемая величина снижения среднего размера тарифа за тонну переведённого груза, руб., составляет | 2,8 |
При выполнении задания следует применить метод, ориентированный на прямые затраты или метод маржинального ценообразования, относящийся к категории затратных методов ценообразования.
Решение:
При данном методе цена определяется по формуле:
, (10)
где Ц – цена продукции, руб.; Зпер – переменные затраты на единицу продукции, руб.; Мд – маржинальный доход, руб.; Н – налоги (акциз, НДС).
Маржинальный доход, включающий постоянные затраты и прибыль, определяется по формуле:
, (11)
где Зпост – постоянные затраты на единицу продукции, руб.; П – прибыль на единицу продукции, руб.
Рассчитаем сумму переменных и постоянных затрат автотранспортного предприятия. К переменным затратам отнесены: заработная плата водителей и социальные отчисления, топливо и ГСМ, замена и ремонт шин, прочие материальные затраты. К постоянным затратам отнесем: техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей, амортизационные отчисления, общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Затраты переменные:
Затраты постоянные:
Коэффициент эластичности спроса по цене рассчитывается по формуле:
, (12)
где Q – объем спроса; P – цена данного товара; ∆Q – изменение объема спроса; ∆P – изменение цены.
Маржинальный доход, включающий постоянные затраты и прибыль, рассчитывается как разница между ценой за единицу услуг и объема постоянных затрат на единицу услуг:
Суммарный маржинальный доход в зависимости от объема оказанных услуг: