Файл: Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Содержание:

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты развития связной речи детей дошкольного возраста

1.1. Особенности связной речи: понятия, формы, функции

1.2. Психолого – педагогический аспект изучения связной речи

1.3. Общие и специфические особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

1.4. Виды сказок, их влияние на развитие связной речи детей

Глава 2. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

2.1 Содержание, методика и результаты констатирующего эксперимента

2.2 Использование сказки как условие развития связной речи дошкольников

2.3 Педагогические рекомендации по использованию русских народных сказок для развития связной речи дошкольников

Заключение

Список использованных источников

Приложение А. Характеристика коммуникативных умений детей

Приложение Б. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе


Введение:

Актуальность исследования: Проанализировав статистику о проблемах речевого развития, можно констатировать, что количество детей, имеющих проблемы в развитии речи постоянно растет. У большинства детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического строя. Следовательно, выявление влияния различных факторов на развитие связной речи является актуальным исследованием на сегодняшний день.

Возраст старшего дошкольного возраста – это 5 – 6 лет. К нормам речи этого возраста (в 5 – 6 лет заканчивается процесс овладения звуками) можно отнести: чистая, внятная, без нарушений звукопроизношения речь, возрастание речевой активности (умение как задавать, так и отвечать на поставленные вопросы, желание развернуто описывать свои наблюдения и полученные от происходящих событий впечатления).

Для успешного развития связной речи необходима взаимосвязь лексической, фонетической и грамматической сторон, но не абсолютно все дети овладевают ими. У каждого возрастного периода и уровня общего развития существуют свои нормы овладения правилами родного языка (причем эта разница может быть существенной). Овладение этими нормами есть главная задача речевого развития детей дошкольного возраста.


Дошкольники с раннего возраста без особой подготовки проявляют заинтересованность к языку, придумывают несуществующие слова, опираясь на грамматический и смысловой аспекты языка. Если развивать речь несистематично, ориентируясь лишь на экономию времени, то высокого уровня достигнет небольшое количество детей. Следовательно, основной задачей обучения речи необходимо считать формирование языковых обобщений и осознание явлений языка и речи. При успешном выполнении данных задач у дошкольника возникает интерес к родному языку и появляется творческий характер речи.

С помощью русских народных сказок дети начинают понимать насколько богат родной язык. Русские народные сказки лучше остальных способов раскрыли мощь языкового творчества русского народа. Яркость, образность, простота, возможность повторять одни и те же речевые формы и образы, которые присуще русскому языку позволяют сделать сказки как главный фактор развития связной речи дошкольников.

В процессе развития связной речи большое значение имеет взаимосвязь речевого и эстетических аспектов. Для формирования умения выстраивать связные высказывания необходимо познакомить дошкольников с изобразительно – выразительными средствами художественного текста: эпитеты, метафоры, сравнения, антонимии, гипербола и.т.д.). Овладение родной речью, ее грамматическим строем является показателем умения строить связные высказывания.

Цель исследования: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.

Объект исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1) Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

2) Выявить специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников;

3) Разработать педагогические рекомендации по использованию русских народных сказок для развития связной речи дома;

4) Установить критерии, показатели и уровни развития связной речи старших дошкольников.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективнее, если:

- систематически, целенаправленно и поэтапно использовать русские народные сказки в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и при работе с родителями;



- брать во внимание условия влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников;

Методы исследования:

1) Теоретический анализ философской, лингвистической, психолого -педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы;

2) Наблюдение;

3) Анализ планов воспитательно – образовательной работы воспитателей;

4) Статистические методы обработки данных.

База исследования: Центр семьи и детства «Солнышко мое» г. Краснодара.

Структура работы: работа состоит из введения, в котором отражена актуальность проблемы исследования, цели работы, поставленные задачи, объект, предмет и методы исследования, двух глав: I - Теоретические аспекты развития связной речи детей дошкольного возраста, II - Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, заключения, списка использованных источников и приложений А и Б.

Глава 1. Теоретические аспекты развития связной речи детей дошкольного возраста

1.1. Понятии, формы и функции связной речи

В дошкольном возрасте одними из главных достижений ребенка является развитая речь. Тот период, который ребенок проводит в дошкольном учреждении, является фундаментальным для активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.


Согласно определению А. М. Бородич - "Связная речь - это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающих общение и взаимопонимание людей".

Существует две формы связной речи: монологическая и диалогическая. Существенное различие этих двух форм определяется мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Качество диалогической речи в её зрелой развёрнутой форме во многом зависит от владения монологической речью.

В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь изучаются с точки зрения их противопоставления. К их главным отличиям следует отнести: коммуникативную линию, лингвистическую и психологическую природу.

Диалогическая речь – это форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Специфика диалогической речи определяет ее особенности. Микродиалог – диалогическое единство, которое в свою очередь является единицей обучения диалогической речи и состоит из более чем одной реплик, связанных по смыслу. Процесс бучения диалогической речи построен на базе эталона, который представлен в виде диалогического текста, который несет в себе смысл происходящей ситуации. Обучение диалогической речи состоит из нескольких этапов:

1) проигрывание ситуации с использованием словесного объяснения или ТСО (технических средств обучения);

2) рассмотрение диалога в различных формах: звуковой и графической;

3) понимание языкового диалогического материала;

4) усвоение способов связи реплик в диалоге;

5) воспроизведение диалога;

6) увеличение сложности диалога – образца с помощью изменения компонентов ситуации.

Существуют различные виды диалогов, которые используются при обучении:

1) диалог – беседа;

2) диалог – инсценировка;

3) беседа учащихся между собой и с преподавателем;

4) парная;

5) групповая;

6) диалог этикетного характера;

7) диалог – расспрос;

8) диалог – побуждение к действию;

9) диалог – обмен информацией, мнениями.

Во время НОД (непосредственной образовательной деятельности) следует использовать различные виды диалога, т.к. лишь при комплексном использовании различных видов диалога, более интенсивно и качественно развивается диалогическая речь.


Монологическая речь – это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе. Речь в монологической форме сводится к распространенному ответу на вопрос, сообщению на определенную тему, описанию кадров фильма, рассказа по картине или по серии картин.

Чтобы дошкольник овладел монологической речью необходимо провести подготовительный этап, а именно развить такие умения как:

1) соединять предложения в сообщение, связывая их согласно смыслу и грамматике;

2) осознание эталона высказывания путем использования аудирования;

3) составлять сообщение по образцу и вносить свои личные изменения;

4) составлять сообщения как повествовательного характера, так и описательного.

Исследователи связной речи выделяют четыре типа монолога:

-описание;

-повествование;

-рассуждение;

-контаминацию (смешанные тексты).

Для дошкольного возраста характерны именно монологические тексты.

В таких детских рассуждениях могут использоваться все типы монологов. Воспитателю необходимо знать и владеть всеми типами монологов.

Описание включает в себя характеристику предмета. Здесь необходимо назвать объект, назвать его существенные и второстепенные признаки, действия и качества.

Повествование - это связный рассказ о различных событиях. Основа его- сюжет, который происходит во времени. Он повествует о различных фактах, событиях. Различных состояниях того, кто рассказывает.

Рассуждение – представление словесного материала в форме доказательства. Рассуждения строятся на доказательствах каких – либо фактов, точек зрения.

Пересказ – устное изложение какого – либо текста. Эта деятельность сложна, в ней должно принимать активное участие мышление, воображение и память ребенка. Чтобы ребенок овладел пересказом необходимо его этому специально обучать. Для этого необходимо прослушивать произведение, понимать его основное содержание, запоминать последовательность изложения событий. Пересказ литературных произведений прекрасно влияет на связную речь детей, учат детей описывать предметы и употреблять в своей речи различные речевые обороты.

Рассказ – это изложение ребенком ряда событий его жизни.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Также без речи невозможно осуществление триединой задачи, следовательно необходимо отнести к функциям связной речи развивающую, воспитывающую, образовательную.