Файл: Государственная политика по сохранению культурного наследия.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Хабаровский государственный институт культуры»
(ФГБОУ ВО «ХГИК»)
направление подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 51.06.01
51.06.01 — Культурология (квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь)
Культурология
Направленность: теория и история культуры
на тему «Государственная политика по сохранению культурного наследия»
Реферат
Выполнила: Хачемизова С.П.
Хабаровск, 2018
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ, СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ГОСУДАРСВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА КАК КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ, КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 4 |
1 Понятие, сущность, классификация культурного наследия в контексте культурной политики | 7 |
2 Основные этапы эволюции и основные тенденции сохранения понятия «культурное наследие» | 11 |
3 Современное состояние культурного наследия как объекта общегосударственной и региональной политики | 16 |
4 Проблемы охраны культурного наследия | 24 |
5 Основные направления государственной политики по обеспечению сохранности объектов культурного наследия | 26 |
Заключение | 29 |
Библиографический список | 32 |
Приложения Приложение А Объекты культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Хабаровского края | 34 |
Приложение Б Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенные на территории Хабаровского края | |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях возрастает роль государственная политики по сохранению культурного наследия, так как культурная политика, являясь одним из наиболее важных компонентов государственной политики, направлена на сохранение и приумножение культурного потенциала Российской Федерации и регионов, нацелена как на сохранение культурного наследия, так и включению его в культурный и хозяйственный оборот.
Культурная политика предусматривает не только обеспечение сохранности памятников истории и культуры, но и реализацию социокультурной, научной, образовательной, воспитательной, просвещенческой функций.
В Российской Федерации существующая система государственной охраны объектов наследия была сформирована на основе принципов, определенных в 60-х -70-х годах прошлого века, и обеспечивала сравнительно приемлемое состояние важнейших памятников в условиях социалистической плановой экономики. Экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние десятилетия, потребовали коренной модернизации системы.
Принятие Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»1 стало важным шагом на пути государственной охраны объектов культурного наследия.
Данный закон ввел целый ряд важных новых понятий и норм, предопределяющих регламентацию охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия. Однако его полноценное практическое использование требовало разработки и утверждения нескольких подзаконных актов, в частности Положений о Едином государственном реестре объектов культурного наследия, о государственной историко-культурной экспертизе объектов культурного наследия.
Новый закон отразил наиболее актуальные проблемы сохранения культурного наследия в новых экономических и социально-политических условиях. Вместе с тем для реализации закона необходимы подзаконные акты, в которых более детально разработаны вопросы сохранения исторических центров городов (система охранных зон, размеры допустимых «вторжений» в историческую среду центра города), более четко регламентированы отношения новых владельцев памятников и государственных учреждений охраны.
В настоящее время главным условием обеспечения сохранности объектов культурного и природного наследия является совершенствование государственной политики на основе учёта, состава и состояния объектов наследия, а также социально-экономических условий развития общества и особенностей национально-культурных традиций народов Российской Федерации.
Проблема сохранения культурного наследия в современных условиях переносится в регионы, где наиболее остро сказываются, как последствия его утраты, так и имеются реальные предпосылки его сохранения.
Цель реферативной работы: изучение культурного наследия как объекта общегосударственной и региональной политики.
Задачи реферативной работы:
- раскрыть понятие, сущность, классификацию культурного наследия в контексте культурной политики;
- рассмотреть основные этапы эволюции и основные тенденции сохранения понятия «культурное наследие»;
- проанализировать современное состояние культурного наследия как объекта общегосударственной и региональной политики;
- выявить проблемы охраны культурного наследия;
- определить основные направления государственной политики по обеспечению сохранности объектов культурного наследия.
Методы исследования: общенаучные методы познания: анализ, синтез, обобщение.
Теоретико методологическая основа: 1) концепции ученых по проблеме исследования трактовки понятия культурного наследия, основных этапов эволюции и основных тенденции сохранения понятия «культурное наследие» таких как Веденин Ю.А., Великанов Ю.С., Петрова И.А., Кибасова Г. П., Назаров А.А.; 2) концепции учёных по проблеме современного состояния культурного наследия как объекта общегосударственной и региональной политики таких так Балакшин А.С., Белозор А.Ф. и др.; нормативные правовые акты, электронные ресурсы.
Структура реферативной работы: введение, 5 разделов, заключение, библиографический список, приложение.
1 Понятие, сущность, классификация культурного наследия в контексте культурной политики
В научной литературе существует не существует однозначной трактовки понятия «культурного наследия». В широком смысле культурное наследие — это то, что подлежит сохранению в настоящем ради возможности потребления в будущем.
Российская музейная энциклопедия, учитывая реалии развития музейного дела, охраны памятников природы и культуры, предлагает следующее определение: культурное наследие - совокупность объектов культуры и природы, отражающих этапы развития общества и природы и осознаваемых социумом как ценности, подлежащие сохранению и актуализации1.
Н.Ю. Шведова культурное наследие определяет как явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников.
Согласно экономической теории культурного капитала культурное наследие мыслится как экономическая ценность, оно является и общественным благом, включает эстетические, исторические, социальные, духовные и образовательные ценности
2.
Особое развитие теория «культурного наследия» получила в авторских концепциях. Так, Ю. А. Веденин, анализируя понятие культурного наследия с точки зрения современных проблем его сохранения, относит к нему «систему материальных и интеллектуальнно-духовных ценностей, созданных и сбереженных предыдущими поколениями и представляющих исключительную важность для сохранения культурного и природного генофонда Земли и для её дальнейшего развития»3 . Исследователь причисляет к наследию не только отдельные архитектурные и историко-мемориальные объекты, археологические памятники; наследием, по его мнению, являются эстетические и духовные ценности, запечатленные в книгах, изделиях прикладного искусства, обычаях и обрядах, традиционные формы хозяйствования и природопользования, т. е. всё то, что отражает историю развития природы и культуры; признаётся ценным в научном и религиозно-духовном, экологическом, эстетическом и просветительском отношении и рассматривается как национальное достояние.
В работах Э. Баллера освещена проблема преемственности культуры и дано определение культурного наследия, под которым автор понимает в широком смысле слова «совокупность связей, отношений и результатов духовного производства прошлых исторических эпох», а в более узком - «совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых в соответствии с конкретно-историческими задачами современности, в соответствии с объективными критериями общественного прогресса»1 .
Согласно К. Хоруженко2, культурно-историческое наследие является одной из форм закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества. К. Хоруженко выделяет следующие компоненты культурно-исторического наследия:
- язык, идеалы, традиции, обряды, обычаи, праздники, памятные даты, фольклор, народные промыслы и ремесла;
- произведения искусства, музейные, архивные и библиотечные фонды, коллекции, рукописи, письма, личные архивы;
- памятники архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого.
Культурно-историческое наследие, по его мнению, синтетическое понятие, включающее разнообразнейшие проявления культуры.
Информационно-временной аспект в определении понятия наследия подчеркивал также Д. С. Лихачев в проекте Декларации прав культуры, понимая под ним форму закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества. При этом он четко выделяет две его составляющие: духовные (язык, идеалы, традиции) и материальные (музейные, архивные, библиотечные фонды, памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого, уникальные ландшафты, совместные творения человека и природы, современные сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки).
В контексте культурной политики понятие культурное наследие широкое и многоплановое. К нему относят как духовную, так и материальную культуру. Понятие наследования предполагает теоретическое осознание закономерностей преемственности и осознанное действие в виде оценки созданных прежними поколениями культурных ценностей и творческого их использования1.
В российской классификации объекты культурного наследия подразделяют на три категории:
- объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия.
- объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
- объекты культурного наследия муниципального значения – памятники истории и культуры, которые обладают историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеют особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Можно слетать вывод.
Таким образом, понимание культурного наследия, столь глубокого и многоаспектного, с трудом умещается в рамки термина, а возникновение новых подходов способствует расширению его толкования.
В контексте культурной политики понятие культурное наследие широкое и многоплановое. К нему относят как духовную, так и материальную культуру. Понятие наследования предполагает теоретическое осознание закономерностей преемственности и осознанное действие в виде оценки созданных прежними поколениями культурных ценностей и творческого их использования.
2 Основные этапы эволюции и основные тенденции сохранения понятия «культурное наследие»
В Европе первое упоминание о законодательном урегулировании сохранения артефактов/предметов/памятников древности (ведь именно так они назывались, поскольку такого интегративного термина, как «культурное наследие», еще не существовало) датируется XV в.
В России в практике культурной политики, и музейного дела, в частности, существовали такие понятия, как «древности», «памятники старины», «памятники зодчества», «памятники истории», «памятники истории социалистического строительства и труда» и другие, релевантные отдельным историческим периодам.