Файл: Государственная политика по сохранению культурного наследия.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ещё одна серьёзная проблема – системность. Например, для Санкт-Петербурга, исторический центр которого входит в список объектов Всемирного культурного наследия, значимым вопросов является сохранение архитектурного целостного исторического центра. Согласно опыту европейских стран, это не значит, что в историческом центре не возводят современные здания. Главное требование к ним они должны вписываться в единое архитектурное пространство города, а не приводить к его уничтожению.
Таким образом, для сохранения культурного наследия требуется государственная политика по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, которая исходит из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из главных социально-экономических ресурсов существования и развития народов Российской Федерации и реализовывать комплексный подход к решению вопросов государственной охраны, непосредственного сохранения, распоряжения и использования объектов культурного наследия всех видов и категорий.
5 Основные направления культурной политики по обеспечению сохранности объектов культурного наследия
Главным необходимым условием в культурной политике обеспечения сохранности объектов культурного наследия является их учёт и мониторинг состояния. Такая политика должна исходить из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из важных социально-экономических ресурсов существования и развития субъектов России и реализовывать комплексный подход к решению вопросов государственной охраны, непосредственного сохранения, распоряжения и использования огромного культурного богатства каждого региона.
Организация реализации политики имеет многоуровневую структуру управления, которая включает в себя Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации, осуществляет целевое финансирование разработки и осуществления таких программ.
Функции по реализации политики в этой сфере на федеральном уровне исполняет Министерство культуры Российской Федерации. На уровне регионов эти функции осуществляют органы исполнительной власти субъекта и их структурными подразделениями. Согласно действующему законодательству, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культурного наследия относят:
– сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана памятников истории и культуры регионального значения;
– организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектование и обеспечение их библиотечных фондов;
– создание и поддержка государственных музеев;
– поддержка народных художественных промыслов;
– поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к ведению поселений и городских округов в области культуры охрану и сохранение объектов культурного наследия муниципального значения, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Среди основных задач регионального органа исполнительной власти в рамках реализации государственной политики в сфере охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия можно выделить следующие:
– обеспечение реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на доступ к культурным ценностям, обеспечение государственной охраны и сохранения объектов историко-культурного наследия, формирование, обеспечение сохранности и использования документов архивного фонда;
– обеспечение реализации государственной культурной политики на территории субъекта;
– совершенствование туристской деятельности, сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия;
– обеспечение условий для сохранения основных бесплатных услуг общедоступных библиотек, установленных законодательством Российской Федерации и регионов.
В этой связи, культурная политика, направленная на сохранение и при- умножение культурного потенциала Российской Федерации и регионов, является одним из наиболее важных компонентов государственной политики, нацеленной как на сохранение культурного наследия, так и включению его в культурный и хозяйственный оборот.
В настоящее время в Правительстве РФ рассматриваются предложения федерального Министерства культуры о включении направления «Культура» в перечень основных направлений стратегического развития страны. Концепция предусматривает реализацию в 2017-2030 гг. приоритетных проектов «Сохранение культурного наследия» и «Культура малой Родины». Сохранение культурного наследия может стать приоритетным национальным проектом России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно подвести итог.
На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы.
Культурное наследие - многогранное понятие с множеством заключенных в него значений, что позволяет выделить его в самостоятельную категорию. Понимание культурного наследия глубокого и многоаспектного, возникновение новых подходов способствует расширению его толкования.
Формирование данной категории происходило достаточно долго: от «предметов древности» до самого понятия «культурное наследие». Следует отметить, что Европа значительно опережает Россию в теоретической, правовой и практической разработанности данного вопроса. Это связано с деятельностью международных организаций, в частности ЮНЕСКО, и сложившейся на той или иной территории социокультурной средой.
В контексте культурной политики понятие культурное наследие широкое и многоплановое. К нему относят как духовную, так и материальную культуру. Понятие наследования предполагает теоретическое осознание закономерностей преемственности и осознанное действие в виде оценки созданных прежними поколениями культурных ценностей и творческого их использования.
В российской классификации объекты культурного наследия подразделяют на три категории:
- объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия.
- объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
- объекты культурного наследия муниципального значения – памятники истории и культуры, которые обладают историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеют особое значение для истории и культуры муниципального образования.
На современном этапе в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. Все памятники истории и культуры, находящиеся на территории РФ, охраняются государством. К объектам культурного наследия относятся памятники истории и культуры, достопримечательные места, исторические поселения и иные крупные территориальные комплексы.
На территории Хабаровского края зарегистрировано 156 объектов культурного наследия федерального значения, 385 объектов культурного наследия регионального значения, 1 объект культурного наследия регионального значения. На территории Хабаровского края полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия осуществляет КГБУ «Хабаровский краевой центр охраны памятников истории и культуры, а также осуществляет полномочия Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для сохранения культурного наследия требуется государственная политика по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, которая исходит из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из главных социально-экономических ресурсов существования и развития народов Российской Федерации и реализовывать комплексный подход к решению вопросов государственной охраны, непосредственного сохранения, распоряжения и использования объектов культурного наследия всех видов и категорий.
Сохранение культурного наследия может стать приоритетным национальным проектом России. В настоящее время в Правительстве РФ рассматриваются предложения федерального Министерства культуры о включении направления «Культура» в перечень основных направлений стратегического развития страны. Концепция предусматривает реализацию в 2017-2030 гг. приоритетных проектов «Сохранение культурного наследия» и «Культура малой Родины».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
-
Конституция РФ -
Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Система Гарант.
Основная литература
-
Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей / М.М. Богуславский. - М.: Международные отношения, 2009. -
Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. Пер. с англ. П.М. Кудюкина / Под общей редакцией канд. полит. наук Б. Ю. Кагарлицкого - СПб: «Университетская книга», 2012. -
Веденин Ю.А. Культурное и природное наследие России - М.: Наука, 2012. -
Великанов Ю.С. Сохранение наследия России - СПб: Северо-Западный НИИ наследия, 2013. -
Всемирное культурное и природное наследие в образовании. Учебное пособие - СПБ: Союз, 2011. -
Петрова И.А., Кибасова Г. П., Назаров А.А. Культурно-историческое наследие: современные трактовки понятия - Волгоград: Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». – 2010. - № 4. -
Дополнительная литература -
Никифорова А.А. Особенности сохранения культурного и природного наследия в регионах (на примере Ханты-мансийского автономного округа Югры) \ А.А. Никифорова // Культура и культурология. - Челябинск. – 2011. - №2. – С. 106-110. -
Курьянова Т.А. Культурное наследие: смысловое поле и практика / Т.А. Курьянова // Вестник томского государственного университета. - 2011. - № 2. - С. 58-66. -
Балакшин А.С. Культурная политика: Сущность, реалии и тенденции развития в современном мире / А.С. Балакшин // Аспирант и соискатель. - 2013. - № 4. - С. 304-312. -
Белозор А.Ф. Культурное наследие как объект общегосударственной и региональной политики / А.Ф. Белозор // Научный альманах. – 2016. - № 2. – С. 300 – 304. -
Источники сети Интернет -
Объекты культурного наследия / Управление государственной охраны объектов культурного наследия правительства Хабаровского края // https://nasledie.khabkrai.ru/Deyatelnost/10.-Obekty-kulturnogo-naslediya (дата обращения 02.07.2018). -
Объекты культурного наследия. URL: http://kulturnoe-nasledie.ru (дата обращения 30.06.2018).