Файл: Государственная политика по сохранению культурного наследия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ещё одна серьёзная проблема – системность. Например, для Санкт-Петербурга, исторический центр которого входит в список объектов Всемирного культурного наследия, значимым вопросов является сохранение архитектурного целостного исторического центра. Согласно опыту европейских стран, это не значит, что в историческом центре не возводят современные здания. Главное требование к ним они должны вписываться в единое архитектурное пространство города, а не приводить к его уничтожению.

 Таким образом, для сохранения культурного наследия требуется государственная политика по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, которая исходит из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из главных социально-экономических ресурсов существования и развития народов Российской Федерации и реализовывать комплексный подход к решению вопросов государственной охраны, непосредственного сохранения, распоряжения и использования объектов культурного наследия всех видов и категорий. 

5 Основные направления культурной политики по обеспечению сохранности объектов культурного наследия

Главным необходимым условием в культурной политике обеспечения сохранности объектов культурного наследия является их учёт и мониторинг состояния. Такая политика должна исходить из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из важных социально-экономических ресурсов существования и развития субъектов России и реализовывать комплексный подход к решению вопросов государственной охраны, непосредственного сохранения, распоряжения и использования огромного культурного богатства каждого региона.

Организация реализации политики имеет многоуровневую структуру управления, которая включает в себя Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации, осуществляет целевое финансирование разработки и осуществления таких программ.

Функции по реализации политики в этой сфере на федеральном уровне исполняет Министерство культуры Российской Федерации. На уровне регионов эти функции осуществляют органы исполнительной власти субъекта и их структурными подразделениями. Согласно действующему законодательству, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культурного наследия относят:


– сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана памятников истории и культуры регионального значения;

– организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектование и обеспечение их библиотечных фондов;

– создание и поддержка государственных музеев;

– поддержка народных художественных промыслов;

– поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к ведению поселений и городских округов в области культуры охрану и сохранение объектов культурного наследия муниципального значения, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Среди основных задач регионального органа исполнительной власти в рамках реализации государственной политики в сфере охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия можно выделить следующие:

– обеспечение реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на доступ к культурным ценностям, обеспечение государственной охраны и сохранения объектов историко-культурного наследия, формирование, обеспечение сохранности и использования документов архивного фонда;

– обеспечение реализации государственной культурной политики на территории субъекта;

– совершенствование туристской деятельности, сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия;

– обеспечение условий для сохранения основных бесплатных услуг общедоступных библиотек, установленных законодательством Российской Федерации и регионов.

В этой связи, культурная политика, направленная на сохранение и при- умножение культурного потенциала Российской Федерации и регионов, является одним из наиболее важных компонентов государственной политики, нацеленной как на сохранение культурного наследия, так и включению его в культурный и хозяйственный оборот.

В настоящее время в Правительстве РФ рассматриваются предложения федерального Министерства культуры о включении направления «Культура» в перечень основных направлений стратегического развития страны. Концепция предусматривает реализацию в 2017-2030 гг. приоритетных проектов «Сохранение культурного наследия» и «Культура малой Родины». Сохранение культурного наследия может стать приоритетным национальным проектом России.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно подвести итог.

На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы.

Культурное наследие - многогранное понятие с множеством заключенных в него значений, что позволяет выделить его в самостоятельную категорию. Понимание культурного наследия глубокого и многоаспектного, возникновение новых подходов способствует расширению его толкования. 

Формирование данной категории происходило достаточно долго: от «предметов древности» до самого понятия «культурное наследие». Следует отметить, что Европа значительно опережает Россию в теоретической, правовой и практической разработанности данного вопроса. Это связано с деятельностью международных организаций, в частности ЮНЕСКО, и сложившейся на той или иной территории социокультурной средой.

В контексте культурной политики понятие культурное наследие широкое и многоплановое. К нему относят как духовную, так и материальную культуру. Понятие наследования предполагает теоретическое осознание закономерностей преемственности и осознанное действие в виде оценки созданных прежними поколениями культурных ценностей и творческого их использования.

В российской классификации объекты культурного наследия подразделяют на три категории:

- объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия.

- объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

- объекты культурного наследия муниципального значения – памятники истории и культуры, которые обладают историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеют особое значение для истории и культуры муниципального образования.

На современном этапе в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. Все памятники истории и культуры, находящиеся на территории РФ, охраняются государством.  К объектам культурного наследия относятся памятники истории и культуры, достопримечательные места, исторические поселения и иные крупные территориальные комплексы.


На территории Хабаровского края зарегистрировано 156 объектов культурного наследия федерального значения, 385 объектов культурного наследия регионального значения, 1 объект культурного наследия регионального значения. На территории Хабаровского края полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия осуществляет КГБУ «Хабаровский краевой центр охраны памятников истории и культуры, а также осуществляет полномочия Российской Федерации в области го­сударственной охраны объектов культурного наследия, переданных для осу­ществления органам государственной власти субъектов Российской Федера­ции.

Для сохранения культурного наследия требуется государственная политика по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, которая исходит из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из главных социально-экономических ресурсов существования и развития народов Российской Федерации и реализовывать комплексный подход к решению вопросов государственной охраны, непосредственного сохранения, распоряжения и использования объектов культурного наследия всех видов и категорий. 

Сохранение культурного наследия может стать приоритетным национальным проектом России. В настоящее время в Правительстве РФ рассматриваются предложения федерального Министерства культуры о включении направления «Культура» в перечень основных направлений стратегического развития страны. Концепция предусматривает реализацию в 2017-2030 гг. приоритетных проектов «Сохранение культурного наследия» и «Культура малой Родины».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты


  1. Конституция РФ

  2. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Система Гарант.

Основная литература

  1. Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей / М.М. Богуславский. - М.: Международные отношения, 2009.

  2. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. Пер. с англ. П.М. Кудюкина / Под общей редакцией канд. полит. наук Б. Ю. Кагарлицкого - СПб: «Университетская книга», 2012.

  3. Веденин Ю.А. Культурное и природное наследие России - М.: Наука, 2012.

  4. Великанов Ю.С. Сохранение наследия России - СПб: Северо-Западный НИИ наследия, 2013.

  5. Всемирное культурное и природное наследие в образовании. Учебное пособие - СПБ: Союз, 2011.

  6. Петрова И.А., Кибасова Г. П., Назаров А.А. Культурно-историческое наследие: современные трактовки понятия - Волгоград: Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». – 2010. - № 4.

  7. Дополнительная литература

  8. Никифорова А.А. Особенности сохранения культурного и природного наследия в регионах (на примере Ханты-мансийского автономного округа Югры) \ А.А. Никифорова // Культура и культурология. - Челябинск. – 2011. - №2. – С. 106-110.

  9. Курьянова Т.А. Культурное наследие: смысловое поле и практика / Т.А. Курьянова // Вестник томского государственного университета. - 2011. - № 2. - С. 58-66.

  10. Балакшин А.С. Культурная политика: Сущность, реалии и тенденции развития в современном мире / А.С. Балакшин // Аспирант и соискатель. - 2013. - № 4. - С. 304-312.

  11. Белозор А.Ф. Культурное наследие как объект общегосударственной и региональной политики / А.Ф. Белозор // Научный альманах. – 2016. - № 2. – С. 300 – 304.

  12. Источники сети Интернет

  13. Объекты культурного наследия / Управление государственной охраны объектов культурного наследия правительства Хабаровского края // https://nasledie.khabkrai.ru/Deyatelnost/10.-Obekty-kulturnogo-naslediya (дата обращения 02.07.2018).

  14. Объекты культурного наследия. URL: http://kulturnoe-nasledie.ru (дата обращения 30.06.2018).