Файл: Доклад Воспитательные колонии по дисциплине Уголовноисполнительное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Работа по нравственному воспитанию направлена на формирование мо­рально-этических установок, ознакомление несовершеннолетних с основа­ми этики, психологии общения.
Правовое воспитание осуществляется в целях получения подростком представлений о взаимоотношениях между гражданином, обществом и го­сударством, убеждения их о необходимости соблюдать правовые нормы, приобретения знаний о своих правах и обязанностях в сфере труда, образо­вания, семьи и брака.
Трудовое воспитание направлено на развитие у несовершеннолетних осуж­денных трудовых навыков, приобретение профессии для трудоустройства по­сле освобождения с учетом потребностей трудовых профессий.
Эстетическое воспитание призвано эмоционально развить подростков, выработать у них стремление воспринимать и правильно оценивать дости­жения человеческой культуры.
Физическое воспитание решает задачи поддержания физического и пси­хического здоровья несовершеннолетнего в условиях жизни в местах лише­ния свободы, организации досуга несовершеннолетних осужденных.
Важное место в учебно-воспитательном процессе принадлежит педаго­гическому коллективуобщеобразовательной школы. Педагогический пер­сонал проводит с осужденными кружковую, внеклассную и внешкольную воспитательную работу. В процессе ее осуществления учителя школы вос­питательной колонии:
1) совместно с воспитателями изучают личность каждого осужденного, отражая итоги изучения в дневниках индивидуальной работы;
2) активно участвуют в подготовке и проведении воспитательных меро­приятий;
3) руководят техническими и другими кружками, клубами по интересам, художественной самодеятельностью;
4) при необходимости участвуют в проведении свиданий осужденного с родителями, информируя их об успеваемости и поведении осужденных;
5) обеспечивают порядок и дисциплину в школе;
6) пропагандируют педагогические знания среди воспитателей, масте­ров и другого персонала колонии;
7) выполняют иные функции, связанные с реализацией единого учебно-воспитательного процесса.
Существенное влияние на эффективность исполнения наказания оказы­вают создаваемые в воспитательных колониях самодеятельные организации осужденных. В соответствии с Примерным положением об этих организаци­ях, утвержденным Министерством юстиции, самодеятельные организации осужденных в воспитательных колониях - это добровольные общественные формирования, работающие под контролем администрации. Основными за­дачами этих организаций являются: развитие полезной инициативы осужден­ных; оказание позитивного влияния на их исправление; участие в организа­ции труда, быта и досуга осужденных, формировании здоровых отношений между ними; оказание содействия администрации колонии в поддержании дисциплины и порядка; социальная помощь осужденным.

В самодеятельные организации привлекаются только желающие рабо­тать в них осужденные с учетом их характера, интересов и способностей.
Формами самодеятельных организаций в воспитательных колониях явля­ются совет коллектива колонии и совет коллектива отряда. Состав совета кол­лектива колонии утверждается начальником колонии, а состав совета коллек­тива отряда - заместителем начальника колонии по воспитательной работе.При совете коллектива отряда создаются секции, количество и профиль которых могут быть различными, в зависимости от потребностей и особен­ностей воспитательной колонии.
Совет коллектива колонии вправе:
- участвовать в обсуждении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных, вносить предложения по их улучшению;
- ходатайствовать перед администрацией колонии о применении к осужденным предусмотренных законом мер поощрения и взыскания;
- представлять перед администрацией колонии интересы осужденных;
- заслушивать отчеты о работе членов самодеятельных организаций и отдельных осужденных;
- принимать участие в созданий и работе фонда социальной помощи осужденным.
Несколько уже круг полномочий совета коллектива отряда, который имеет право:
- вносить предложения в совет коллектива колонии по вопросам орга­низации труда, учебы, быта и досуга осужденных;
- ходатайствовать перед учебно-воспитательным советом колонии о по­ощрении или вынесении взыскания членам отряда;
- заслушивать отчеты членов самодеятельных организаций и отдельных осужденных о проводимой работе.
Как видно из приведенных положений, компетенция совета коллектива колонии и совета коллектива отряда весьма обширна. Она позволяет самоде­ятельным организациям осужденных активно участвовать в жизни воспита­тельной колонии.
Коллегиальным методическим органом воспитательной колонии явля­ется возглавляемый начальником колонии учебно-воспитательный совет, который рассматривает вопросы:
- перевода осужденных из одних условий отбывания наказания в другие;
- представления осужденных к условно-досрочному освобождению как замене неотбытой части лишения свободы более мягким наказанием;
- организации исполнения наказания в соответствии с требованиями действующих нормативных актов;
- обеспечения необходимых условий содержания осужденных;
- разработки мероприятий по улучшению режима содержания, дисцип­лины, учебной и воспитательной работы

, работы самодеятельных организа­ций осужденных;
- организации трудовой занятости и трудового воспитанияосужденных;
- взаимодействия при проведении воспитательной работы между персона­лом колонии, внедрения в практику достижений психологии и педагогики;
- планирования и подведения итогов работы, а также иные вопросы де­ятельности воспитательной колонии.
Уголовно-исполнительным законом (ст. 142 УИК РФ) предусмотрено уча­стие в работе воспитательных колоний общественных объединений. Так, для оказания помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса, укреплении материально-технической ба­зы, социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства осво­бождающихся при воспитательной колонии создается попечительский совет. Он состоит из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, а также отдельных граждан. Орга­низация и деятельность попечительского совета регламентируется Пример­ным положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в целях повышения эффективности воспитательного воз­действия на осужденных и оказания помощи администрации воспитатель­ной колонии при отрядах могут создаваться родительские комитеты, в со­став которых входят родители осужденных, заменяющие их лица или другие близкие родственники. Деятельность таких комитетов регламентируется Положением, утверждаемым начальником колонии. В соответствии с при­нятыми Министерством юстиции РФ нормативными актами родительский комитет имеет право:
- знакомиться в установленном порядке с жилищными и бытовыми ус­ловиями содержания осужденных в воспитательной колонии;
- обращаться в общественные объединения для оказания помощи сиро­там и лицам, лишенным родительского попечения, а также несовершенно­летними из неблагополучных семей;
- обеспечивать посылками и передачами сирот и лиц, оставшихся без родительского попечения, а также осужденным, родители которых не под­держивают с ними связи в период отбывания наказания;
- оказывать помощь администрации в обеспечении сирот и лиц, остав­шихся без родительского попечения, освобождаемых извоспитательной ко­лонии, гражданской одеждой;
• - совместно с администрацией обращаться в государственные органы, общественные объединения по вопросам оказания коллегам помощи в про­ведении воспитательной работы с осужденными.3
К воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными привле­каются религиозные объединения с соблюдением при этом права осужден­ных на свободу совести и свободу вероисповедания. Представители зарегис­трированных религиозных объединений могут в установленном порядке по­сещать верующих осужденных с целью проведения индивидуальной работы по их нравственному воспитанию. Священнослужители, представляющие зарегистрированные религиозные объединения, могут с согласия админист­рации и осужденных преподавать вероучения, религиозное воспитание.

Разнообразие форм участия общественности в решении задач, стоящих перед воспитательными колониями, как показывает практика, приносит весьма ощутимую пользу в исправлении осужденных и адаптации их к ус­ловиям самостоятельной жизни в обществе.

3. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным в воспитательных колониях

Существует обусловленная несовер­шеннолетним возрастом осужденных, содержащихся в воспитательных коло­ниях, специфика в выборе и применении к ним мер поощрения и взыскания.
В соответствии со ст. 134 УИК РФ за хорошее поведение, добросовест­ное отношение к труду и учебе, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных, в воспитательных мероприятиях к несовершен­нолетним осужденным, наряду с обычными мерами поощрения, предусмо­тренными ст. 113 УИК РФ, могут применяться следующие специфические меры поощрения:
- предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортив­ных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников колонии;
- предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, заменяющих их лиц либо других близких родст­венников;
- досрочное освобождение из дисциплинарного изолятора.
Специфической мерой поощрения служит право на посещениекультур­но-зрелищных и спортивных мероприятий осужденными в сопровождении сотрудника колонии. При реализации этого права существует известная до­ля риска, что осужденный воспользуется ситуацией в целях уклонения от дальнейшего отбывания наказания. Однако экспериментальная практика проведения таких мероприятий показала, что доверие высоко ценится осужденными и имеет существенный воспитательный эффект. При такой ситуации попытки уклониться от отбывания лишения свободы крайне ред­ки, поскольку предупреждаются и пресекаются не только воспитателями, но и самими осужденными.
Другой специфической поощрительной мерой является предоставление осужденным права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровож­дении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников. Общение с родственниками на свободе тоже высоко оценивается осужден­ными, приносит ощутимые позитивные результаты в исправлении несовер­шеннолетних.
Мера поощрения в виде досрочного освобождения из дисциплинарного изолятора, учитывая особенности психики несовершеннолетнего осужденного, стимулирует его к деятельному раскаянию в совершенном нарушении и возвращению на путь исправления.

Согласно ст. 135 УИК РФ, осужденным, которым в порядке поощрения предоставлено право посещения культурно-зрелищных и спортивных меро­приятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудни­ков колонии или право выхода за пределы колонии в сопровождении роди­телей, заменяющих их лиц или других близких родственников, выдается гражданская одежда. Посещение осужденными культурно-зрелищных и спортивных мероприятий в ночное время не допускается. Продолжитель­ность выхода за пределы воспитательной колонии устанавливается ее на­чальником, но при этом не может превышать восьми часов.
За нарушение установленного порядка отбывания наказания к несовер­шеннолетним осужденным (ст. 136 УИК РФ) могут применяться, наряду с предусмотренными пунктами «а» (выговор) и «б» (дисциплинарный штраф в размере до двух минимальных размеров оплаты труда) части первой ст. 115 УИК РФ,следующие специфические меры взыскания:
- лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца;
- водворение в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с вы­водом на учебу.
Лишение права просмотра кинофильмов в течение месяца оказывает на несовершеннолетнего ощутимое психологическое влияние и является весь­ма эффективным средством укрепления дисциплины.
Водворение несовершеннолетнего осужденного в дисциплинарный изо­лятор на срок до семи суток мощно воздействует на психику несовершенно­летнего, заставляя его впредь воздерживаться от грубых нарушений уста­новленного порядка отбывания наказания. Вместе с тем учитывается нецелесообразность отрыва несовершеннолетнего осужденного от положи­тельно влияющего на него учебного процесса, водворение в дисциплинар­ный изолятор производится с выводом нарушителя на учебу. Согласно ст. 137 УИК РФ, осужденным, водворенным в дисциплинарный изолятор, запрещены длительные свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посыл­ки, передач, бандеролей, курение и пользование настольными играми. Они вправе пользоваться ежедневной двухчасовой прогулкой.
К осужденным, водворенным в дисциплинарный изолятор, могут при­меняться все меры взыскания, кроме водворения в дисциплинарный изоля­тор. Досрочное освобождение из дисциплинарного изолятора может после­довать по медицинским показателям или в порядке меры поощрения, применяемой только начальником воспитательной колонии.4
Правом применения к осужденным, отбывающим наказание в воспита­тельной колонии, мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуют­ся начальники воспитательных колоний или замещающие их лица (ст. 138 УИК РФ).

Смотрите также файлы