Файл: Доклад Воспитательные колонии по дисциплине Уголовноисполнительное право.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Начальникам отрядов предоставлено право применять меры поощрения:
- благодарность;
- разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости;
- разрешение на дополнительный телефонный разговор;
- досрочное снятие взыскания, ранее наложенного начальником отряда. Начальники отрядов вправеприменить следующие дисциплинарные взыскания:
- выговор;
- лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца. Воспитатели отделений могут использовать меры поощрения:
- благодарность;
- досрочное снятие взыскания, ранее наложенного воспитателем отделения.5
Полномочия воспитателей отделений по применению мер взыскания" ограничены. Они могут объявить нарушителю выговор.
Поскольку воспитательные колонии предназначены для содержания несовершеннолетних осужденных в возрасте до восемнадцати лет, возникает вопрос о дальнейшем отбывании назначенного судом срока лишения свободы, если он еще не истек, а осужденный достиг совершеннолетия. По общему правилу, в соответствии со ст. 139 УИК РФ осужденные, достигшие восемнадцатилетнего возраста, остаются в воспитательной колонии, но не более чем до достижения возраста двадцати одного года. На оставленных в воспитательной колонии осужденных, достигших восемнадцати лет, распространяются условия отбывания наказания, нормы питания и материально-бытового обеспечения, установленные для несовершеннолетних осужденных. Оставление осужденных, достигших восемнадцатилетия, осуществляется во внесудебном порядке - путем вынесения начальником воспитательной колонии соответствующего постановления, санкционированного прокурором.
Между тем изложенное правило действует только в отношении положительно характеризующихся осужденных. Осужденные, достигшие в воспитательной колонии восемнадцатилетнего возраста, характеризующиеся отрицательно, представляются администрацией воспитательной колонии (ст. 141 УИК РФ) к переводу для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима. Материалы о переводе этой категории осужденных в исправительную колонию общего режима передаются в суд, который принимает соответствующее решение. Судебный порядок перевода обусловлен необходимостью выяснения обстоятельств признания осужденного отрицательно характеризующимся: является ли этот факт результатом конфликта осужденного сконкретным представителем администрации колонии, группировкой осужденных отрицательной направленности или иной ситуации, требующей перевода осужденного не в исправительную колонию для
взрослых преступников, а в иную воспитательную колонию.
Перевод осужденных, достигших в воспитательной колонии возраста двадцати одного года, в исправительную колонию общего режима осуществляется во внесудебном порядке по постановлению начальника воспитательной колонии.6
По каким бы основаниям ни осуществлялся перевод осужденных из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима, предназначенную для взрослых преступников, переводимые испытывают стресс, поскольку, как показывает практика, отношения лиц, переведенных из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима, с отбывающими там наказание осужденными далеко не всегда складываются нормально. В этой связи в соответствии с принятыми Министерством юстиции РФ нормативными актами с переводимыми из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима осужденными проводится специальная подготовительная работа, облегчающая их адаптацию к новым, более суровым условиям отбывания лишения свободы.
4. Организация учебно-воспитательного процесса. Участие общественных объединений в работе воспитательных колоний
Уголовно-исполнительный кодекс РФ в отличие от ранее действовавшего законодательства объединяет в одной главе профессиональное образование и профессиональную подготовку лиц, лишенных свободы, рассматривает их не самостоятельно, а в контексте с регулированием трудовых отношений.
Согласно ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в ИУ, а также после освобождения из него.
Согласно закону начальное профессиональное образование осуществляется в рамках образовательных программ установленного образца. Основным видомпрофессиональной подготовки осужденных в местах лишения свободы является их обучение в профессионально-технических училищах, создаваемых при исправительных учреждениях.
Осужденные обучаются без отрыва от производства. Срок обучения в училищах - от 6 месяцев до одного года, а по наиболее сложным профессиям - до 1,5 года. Несовершеннолетние, отбывающие наказания в воспитательных колониях, обучаются в ПТУ с отрывом от производства.
Вторым видом профессиональной подготовки осужденных в ИУ является обучение непосредственно на производстве. Оно проводится в форме индивидуального, бригадного или курсового обучения. В процессе данного вида обучения решаются задачи как начальной профессиональной подготовки, так и повышения квалификации осужденных.
Кроме вышеназванных форм профессионального обучения, используются и такие виды, как производственно-технические курсы, курсы целевого назначения, школы передовых методов труда и др.
По окончании обучения сдаются квалификационные экзамены и выдается документ единого образца, свидетельствующий о получении осужденными соответствующей специальности или профессии.
Получение не имеющим профессии осужденным специальности является его специфической обязанностью, за уклонение от выполнения которой к нему могут быть применены предусмотренные УИК РФ меры воздействия.
В отношении осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, осуществляется лишь профессиональная подготовка непосредственно на производстве учреждения, исполняющего данный вид наказания.
Как уже отмечалось, профессиональное обучение осужденных, повышение ими своей производственной квалификации поощряется. В то же время администрация ИУ должна создавать необходимые условия для этого, например, не привлекать обучающихся без крайней необходимости к сверхурочным работам, выделять рабочие места для производственной практики, обеспечивать заказами на изготовление продукции и т.п.
Очень важным моментом в решении задач по профессиональному обучению осужденных является обеспечение ПТУ и иных форм обучениявысококвалифицированными инженерно-педагогическими кадрами. И хотя это является обязанностью Министерства общего и профессионального образования и его органов на местах, администрация мест лишения свободы должна оказывать всяческую помощь в комплектовании училищ, школ, курсов и т.д. высококвалифицированными кадрами.
Общеизвестна роль образования в процессе формирования мировоззрения человека, его нравственных качеств, поведения и т.д. Особую значимость получение знаний приобретает для лиц, лишенных свободы. Многочисленные исследования и практика свидетельствуют о том, что повышение общеобразовательного уровня находится в тесной взаимосвязи с поведением осужденных в период отбывания наказания. При этом установлена четкая тенденция улучшения поведения осужденных в зависимости от общеобразовательного уровня. Кроме того, наличие достаточно высокого уровня образования в большей мере обусловливает возможность успешной социальной адаптации осужденных после освобождения из мест лишения свободы. Поэтому получение общего образования осужденными УИК (ч.2 ст. 9) относит к числу основных средств их исправления. Детальное регулирование общеобразовательной подготовки осужденных к лишению свободы дается в ст. 112 Кодекса.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 19) общее образование включает себя 3 ступени: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает обязательность получения осужденными только основного общего образования. Обязательное получение основного общего образования касается осужденных к лишению свободы, не достигших 30 лет. От обязательного обучения освобождаются осужденные либо в возрасте старше 30 лет, либо являющиеся инвалидами 1 или II групп. Эти категории осужденных могут получить основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию. Такой порядок преследует гуманные цели, с тем чтобы получение образования в местах лишения свободы не несло в себе элементов кары, дополнительного принуждения.7Возможность продолжить обучение по собственному желанию приобретает для осужденных характер законного интереса, удовлетворение которого зависит от усмотрения администрации и имеющихся условий. Вместе с тем законом поощряется получение осужденными общего и среднего (полного) общего образования, что учитывается при определении степени их исправления при представлении к условно-досрочному освобождению, к помилованию, при применении установленных мер поощрения.
Для лиц, на которых распространяется обязательность получения основного общего образования, обучение является специфической обязанностью, невыполнение которой, проявляющееся в отказе от учебы или в пропуске занятий без уважительных причин, влечет за собой наложение взысканий.
Процесс получения основного общего образования организуется в ИУ всех видов режима, за исключением учреждений, где отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.
В большинстве ИУ созданы общеобразовательные средние (вечерние) школы или учебно-консультационные пункты. Они находятся в ведении департаментов образования органов местного самоуправления и финансируются ими.
В то же время законодатель возлагает на администрацию ИУ обязанности по созданию необходимых условий для обучения осужденных. Эти условия предусматривают предоставление осужденным возможности приобретать и пользоваться учебниками, учебно-письменными принадлежностями. Администрации учреждений следует воздерживаться от отвлечения осужденных в часы их учебы на выполнение сверхурочных и иных работ, содействовать самообразованию осужденных и т.п.8
Для сдачи экзаменов учащиеся-осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Необходимо отметить, что уголовно-исполнительное законодательство не регламентирует организацию среднего специального и высшего образования осужденных к лишению свободы. Однако практика дает немало примеров организациизаочного обучения осужденных, например, на договорных основаниях. Проблемы, связанные с предоставлением отпусков на время экзаменов, в принципе решаемы путем рационального использования права осужденных на трудовые отпуска. Более того, этот вопрос нашел частичное законодательное решение в отношении осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях (ч. 4 ст. 129 УИК РФ).
Осужденным, получившим то или иное образование, выписывается подтверждающий документ, который храниться до освобождения в их личных делах.
Стремление к получению образования и добросовестное отношение осужденных всех категорий, независимо от их возраста и состояния здоровья, должно поощряться. Это дает значительный воспитательный эффект влечет за собой изменение правового статуса осужденного.
Заключение
Система работы и управления воспитательными колониями (ВК) имеет свою правовую базу. Необходимость соблюдения особенностей при назначении наказания несовершеннолетним закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации, а при исполнении наказания – в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актах. Существование управленческой структуры, специализирующейся на воспитательных колониях предусмотрено в Указе Президента Российской Федерации № 543 от 1 июня 1992 года. В соответствии с приказом ГУИН Минюста России № 132 от 19.04.99 г. в территориальных органах УИС создаются отделы и группы воспитательных колоний.
В настоящее время в УИС функционируют 64 воспитательных колонии, рассчитанные на 25 тыс. мест. Они дислоцируются от Камчатской до Калининградской области, но имеются не во всех субъектах Российской Федерации. В 35 регионах ВК отсутствуют, поэтому осужденные направляются для отбывания наказания в учреждения, расположенные в ближайших областях. Одновременно в ВК содержится около 23 тысяч человек. Однако сменяемость осужденных, обусловленная сравнительно небольшими сроками наказания, такова, что в течение года через эти учреждения проходит около 43 тыс.несовершеннолетних.