Файл: Доклад Воспитательные колонии по дисциплине Уголовноисполнительное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Начальникам отрядов предоставлено право применять меры поощрения:
- благодарность;
- разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости;
- разрешение на дополнительный телефонный разговор;
- досрочное снятие взыскания, ранее наложенного начальником отряда. Начальники отрядов вправеприменить следующие дисциплинарные взы­скания:
- выговор;
- лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца. Воспитатели отделений могут использовать меры поощрения:
- благодарность;
- досрочное снятие взыскания, ранее наложенного воспитателем отде­ления.5
Полномочия воспитателей отделений по применению мер взыскания" ограничены. Они могут объявить нарушителю выговор.
Поскольку воспитательные колонии предназначены для содержания несо­вершеннолетних осужденных в возрасте до восемнадцати лет, возникает во­прос о дальнейшем отбывании назначенного судом срока лишения свободы, если он еще не истек, а осужденный достиг совершеннолетия. По общему пра­вилу, в соответствии со ст. 139 УИК РФ осужденные, достигшие восемнадца­тилетнего возраста, остаются в воспитательной колонии, но не более чем до до­стижения возраста двадцати одного года. На оставленных в воспитательной колонии осужденных, достигших восемнадцати лет, распространяются условия отбывания наказания, нормы питания и материально-бытового обеспечения, установленные для несовершеннолетних осужденных. Оставление осужден­ных, достигших восемнадцатилетия, осуществляется во внесудебном поряд­ке - путем вынесения начальником воспитательной колонии соответствующе­го постановления, санкционированного прокурором.
Между тем изложенное правило действует только в отношении положи­тельно характеризующихся осужденных. Осужденные, достигшие в воспита­тельной колонии восемнадцатилетнего возраста, характеризующиеся отрица­тельно, представляются администрацией воспитательной колонии (ст. 141 УИК РФ) к переводу для дальнейшего отбывания наказания из воспитатель­ной колонии в исправительную колонию общего режима. Материалы о пере­воде этой категории осужденных в исправительную колонию общего режима передаются в суд, который принимает соответствующее решение. Судеб­ный порядок перевода обусловлен необходимостью выяснения обстоя­тельств признания осужденного отрицательно характеризующимся: является ли этот факт результатом конфликта осужденного сконкретным представи­телем администрации колонии, группировкой осужденных отрицательной направленности или иной ситуации, требующей перевода осужденного не в исправительную колонию для
взрослых преступников, а в иную воспита­тельную колонию.
Перевод осужденных, достигших в воспитательной колонии возраста двадцати одного года, в исправительную колонию общего режима осуществляется во внесудебном порядке по постановлению начальника воспита­тельной колонии.6
По каким бы основаниям ни осуществлялся перевод осужденных из вос­питательной колонии в исправительную колонию общего режима, предназ­наченную для взрослых преступников, переводимые испытывают стресс, по­скольку, как показывает практика, отношения лиц, переведенных из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима, с от­бывающими там наказание осужденными далеко не всегда складываются нормально. В этой связи в соответствии с принятыми Министерством юсти­ции РФ нормативными актами с переводимыми из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима осужденными проводится спе­циальная подготовительная работа, облегчающая их адаптацию к новым, бо­лее суровым условиям отбывания лишения свободы.
4. Организация учебно-воспитательного процесса. Участие общественных объединений в работе воспитательных колоний

Уголовно-исполнительный кодекс РФ в отличие от ранее действовавшего законодательства объединяет в одной главе профессиональное образование и профессиональную подготов­ку лиц, лишенных свободы, рассматривает их не самостоятель­но, а в контексте с регулированием трудовых отношений.
Согласно ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях ор­ганизуется обязательное начальное профессиональное образо­вание или профессиональная подготовка осужденных к лише­нию свободы, не имеющих профессии (специальности), по кото­рой осужденный может работать в ИУ, а также после освобож­дения из него.
Согласно закону начальное профессиональное образование осуществляется в рамках образовательных программ установ­ленного образца. Основным видомпрофессиональной подго­товки осужденных в местах лишения свободы является их обу­чение в профессионально-технических училищах, создаваемых при исправительных учреждениях.
Осужденные обучаются без отрыва от производства. Срок обучения в училищах - от 6 месяцев до одного года, а по наибо­лее сложным профессиям - до 1,5 года. Несовершеннолетние, отбывающие наказания в воспитательных колониях, обучаются в ПТУ с отрывом от производства.
Вторым видом профессиональной подготовки осужденных в ИУ является обучение непосредственно на производстве. Оно проводится в форме индивидуального, бригадного или курсово­го обучения. В процессе данного вида обучения решаются зада­чи как начальной профессиональной подготовки, так и повы­шения квалификации осужденных.


Кроме вышеназванных форм профессионального обучения, используются и такие виды, как производственно-технические курсы, курсы целевого назначения, школы передовых методов труда и др.
По окончании обучения сдаются квалификационные экзаме­ны и выдается документ единого образца, свидетельствующий о получении осужденными соответствующей специальности или профессии.
Получение не имеющим профессии осужденным специально­сти является его специфической обязанностью, за уклонение от выполнения которой к нему могут быть применены предусмот­ренные УИК РФ меры воздействия.
В отношении осужденных, отбывающих пожизненное лише­ние свободы, осуществляется лишь профессиональная подго­товка непосредственно на производстве учреждения, испол­няющего данный вид наказания.
Как уже отмечалось, профессиональное обучение осужден­ных, повышение ими своей производственной квалификации поощряется. В то же время администрация ИУ должна созда­вать необходимые условия для этого, например, не привлекать обучающихся без крайней необходимости к сверхурочным ра­ботам, выделять рабочие места для производственной практики, обеспечивать заказами на изготовление продукции и т.п.
Очень важным моментом в решении задач по профессио­нальному обучению осужденных является обеспечение ПТУ и иных форм обучениявысококвалифицированными инженерно-педагогическими кадрами. И хотя это является обязанностью Министерства общего и профессионального образования и его органов на местах, администрация мест лишения свободы должна оказывать всяческую помощь в комплектовании учи­лищ, школ, курсов и т.д. высококвалифицированными кадрами.
Общеизвестна роль образования в процессе формирования мировоззрения человека, его нравственных качеств, поведения и т.д. Особую значимость получение знаний приобретает для лиц, лишенных свободы. Многочисленные исследования и практика свидетельствуют о том, что повышение общеобразовательного уровня находится в тесной взаимосвязи с поведением осужден­ных в период отбывания наказания. При этом установлена чет­кая тенденция улучшения поведения осужденных в зависимости от общеобразовательного уровня. Кроме того, наличие доста­точно высокого уровня образования в большей мере обусловли­вает возможность успешной социальной адаптации осужденных после освобождения из мест лишения свободы. Поэтому полу­чение общего образования осужденными УИК (ч.2 ст. 9) относит к числу основных средств их исправления. Детальное регулирова­ние общеобразовательной подготовки осужденных к лишению свободы дается в ст. 112 Кодекса.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 19) об­щее образование включает себя 3 ступени: начальное общее, ос­новное общее и среднее (полное) общее образование. Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает обязатель­ность получения осужденными только основного общего обра­зования. Обязательное получение основного общего образова­ния касается осужденных к лишению свободы, не достигших 30 лет. От обязательного обучения освобождаются осужденные либо в возрасте старше 30 лет, либо являющиеся инвалидами 1 или II групп. Эти категории осужденных могут получить основ­ное общее или среднее (полное) общее образование по их жела­нию. Такой порядок преследует гуманные цели, с тем чтобы по­лучение образования в местах лишения свободы не несло в себе элементов кары, дополнительного принуждения.7Возможность продолжить обучение по собственному жела­нию приобретает для осужденных характер законного интереса, удовлетворение которого зависит от усмотрения администра­ции и имеющихся условий. Вместе с тем законом поощряется получение осужденными общего и среднего (полного) общего образования, что учитывается при определении степени их ис­правления при представлении к условно-досрочному освобож­дению, к помилованию, при применении установленных мер поощрения.
Для лиц, на которых распространяется обязательность полу­чения основного общего образования, обучение является спе­цифической обязанностью, невыполнение которой, проявляющееся в отказе от учебы или в пропуске занятий без уважитель­ных причин, влечет за собой наложение взысканий.
Процесс получения основного общего образования органи­зуется в ИУ всех видов режима, за исключением учреждений, где отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы. Им создаются условия для самообразования, не про­тиворечащие порядку и условиям отбывания наказания.
В большинстве ИУ созданы общеобразовательные средние (вечерние) школы или учебно-консультационные пункты. Они находятся в ведении департаментов образования органов мест­ного самоуправления и финансируются ими.
В то же время законодатель возлагает на администрацию ИУ обязанности по созданию необходимых условий для обучения осужденных. Эти условия предусматривают предоставление осужденным возможности приобретать и пользоваться учебни­ками, учебно-письменными принадлежностями. Администрации учреждений следует воздерживаться от отвлечения осужденных в часы их учебы на выполнение сверхурочных и иных работ, со­действовать самообразованию осужденных и т.п.8

Для сдачи экзаменов учащиеся-осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации о труде. Необходимо отметить, что уголовно-исполнительное законодательство не регламентирует организацию сред­него специального и высшего образования осужденных к лише­нию свободы. Однако практика дает немало примеров органи­зациизаочного обучения осужденных, например, на договор­ных основаниях. Проблемы, связанные с предоставлением от­пусков на время экзаменов, в принципе решаемы путем рацио­нального использования права осужденных на трудовые отпус­ка. Более того, этот вопрос нашел частичное законодательное решение в отношении осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях (ч. 4 ст. 129 УИК РФ).
Осужденным, получившим то или иное образование, выпи­сывается подтверждающий документ, который храниться до ос­вобождения в их личных делах.
Стремление к получению образования и добросовестное от­ношение осужденных всех категорий, независимо от их возраста и состояния здоровья, должно поощряться. Это дает значитель­ный воспитательный эффект влечет за собой изменение право­вого статуса осужденного.
Заключение

Система работы и управления воспитательными колониями (ВК) имеет свою правовую базу. Необходимость соблюдения особенностей при назначении наказания несовершеннолетним закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации, а при исполнении наказания – в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актах. Существование управленческой структуры, специализирующейся на воспитательных колониях предусмотрено в Указе Президента Российской Федерации № 543 от 1 июня 1992 года. В соответствии с приказом ГУИН Минюста России № 132 от 19.04.99 г. в территориальных органах УИС создаются отделы и группы воспитательных колоний.
В настоящее время в УИС функционируют 64 воспитательных колонии, рассчитанные на 25 тыс. мест. Они дислоцируются от Камчатской до Калининградской области, но имеются не во всех субъектах Российской Федерации. В 35 регионах ВК отсутствуют, поэтому осужденные направляются для отбывания наказания в учреждения, расположенные в ближайших областях. Одновременно в ВК содержится около 23 тысяч человек. Однако сменяемость осужденных, обусловленная сравнительно небольшими сроками наказания, такова, что в течение года через эти учреждения проходит около 43 тыс.несовершеннолетних.

Смотрите также файлы