Файл: Методические рекомендации по использованию составленной системы задач.rtf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение
Глава 1 Теоретические основы развития логического мышления учащихся 5-6 классов при решении нестандартных задач
1.1 Сущность развития логического мышления детей среднего школьного возраста
1.2. Обучение учащихся решению нестандартных задач на уроках математики.
1.3. Система учебных заданий, направленных на развитие логического мышления
Глава 2 Применение нестандартных задач на уроках математики 5-6 классах для развития логического мышления
2.1. Построение системы нестандартных задач, направленных на развитие логического мышления учащихся 5-6 классов
2.2. Методические рекомендации по использованию составленной системы задач
2.3. Описание и результаты экспериментальной работы
Заключение
Использованная литература
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Большинство существующих образовательных программ ориентированы на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок уже умеет делать. Однако умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления и, в ещё большей мере, степенью их оформленное систему. Потребность в целенаправленном формировании логического мышления в процессе изучения конкретных образовательных дисциплин уже осознаётся психологами и педагогами.
Работа над развитием логического мышления учащихся идёт без осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе. Это приводит к тому, что большинство учащихся не овладевают приёмами систематизации знаний на основе логического мышления даже в старших классах школы.
Наиболее доступным средством решения этой проблемы будет введение в курс математики нестандартных задач. Нестандартные задачи формируют у школьников высокую математическую активность, качества, присущие творческой личности: гибкость, оригинальность, глубину, целенаправленность, критичность мышления. Нестандартные задачи всегда подаются в увлекательной форме, они прогоняют интеллектуальную лень, вырабатывают привычку к умственному труду, воспитывают настойчивость в преодолении трудностей.
Именно при решении нестандартных задач оттачивается, шлифуется мысль ребенка, мысль связанная, последовательная, доказательная. Решая задачи, представленные в продуманной математической системе, учащиеся не только активно овладевают содержанием курса математики, но и приобретают умения мыслить творчески. Учащиеся должны уметь решать не только стандартные задачи, но требующие известной независимости мышления, оригинальности, изобретательности. (Л.П.Терентьева Решение нестандартных задач уч. пособие Ч. 2002 стр.3)
Проблема исследования: Недостаточно полно используются возможности нестандартных задач для подготовки учащихся 5-6 классов к воспитанию смысловой и образной памяти, умения работать с математическими учебными текстами.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Система нестандартных задач как средство развития логического мышления учащихся 5-6 классов на уроках математики».
Объект исследования: является процесс обучения математике в 5-6 классах.
Предмет исследования: нестандартные задачи как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики в 5-6 классах.
Цель исследования: систематизация нестандартных задач и обоснование места и времени их применения в процессе обучения математике в 5-6 классах для развития логического мышления учащихся.
Гипотеза исследования: развитие логического мышления учащихся будет более эффективным, если обучение на уроках математики будет обеспечиваться системой нестандартных задач, с обоснованием времени и места их использования на различных этапах урока.
В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую, учебно-методическую литературу по теме: “Система нестандартных задач как средство развития логического мышления учащихся 5-6 классов на уроках математики»;
2) систематизировать нестандартные задачи по методам их решения и по содержанию;
3) разработать методические рекомендации по использованию составленной системы задач на уроках математики 5-6 класса;
) провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы педагогического исследования:
− изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы;
− анализ учебников по математике Н.Я. Виленкина, Э.Р. Нуркова, Г.В. Дорофеева;
− анкетирование, тестирование, самостоятельные работы, беседы с учителями и учащимися;
− проведение педагогического эксперимента и анализ его результатов.
Методологической основой исследования явились труды Л.М. Фридмана, Д. Пойя, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконина.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты дипломной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
На защиту выносятся:
− система нестандартных задач по математике для учащихся 5-6 класса;
− методические рекомендации по использованию составленной системы нестандартных задач.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления учащихся 5-6 классов при решении нестандартных задач
.1 Сущность развития логического мышления детей среднего школьного возраста
Прежде чем рассмотреть развитие логического мышления у детей, определим, что такое мышление как психофизиологический процесс в целом.
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними [20, с.9].
Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом.
По мнению Е.Г. Ревиной, мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов [25, с.141].
В работах В.В. Левитеса [9, с.105]. мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения.
Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.
Ж. Пиаже [6, с.234]. считает, что мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Мыслительные операции разнообразны. Это − анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.
Вообще, что касается понятия «мышление», то следует отметить несколько взглядов. логическое мышление задача нестандартный
Во-первых, как указывает толковый словарь С.И. Ожегова, мышление - это “способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях” [24, с.21]. Разберем это понятие.
Человек очень мало знал бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось лишь показаниями его анализаторов. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. То, что у фигуры четыре угла доказывать не надо, так как мы это видим с помощью анализатора (зрения). А вот, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, мы не можем ни увидеть, ни услышать, ни почувствовать. Такого рода понятие является опосредованным.
Активные психологические исследования мышления ведутся, начиная с 17 века. В это время и в течение следующего, довольно длительного периода истории психологии мышление фактически отождествлялась с логикой, а в качестве единственного вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление, которое иногда не совсем правильного называют логическим. Р.С. Немов считает: «неправильно потому, что логика присутствует в любом другом виде мышления не в меньшей степени, чем в данном» [20, с.12]. Сама способность к мышлению считалась врождённой, а мышление, как правило, рассматривалось вне развития. К числу интеллектуальных способностей в то время относили созерцание (некоторый аналог современного абстрактного мышления), логические рассуждения и рефлексию (самопознание). Созерцание, кроме того, понималось, как умение оперировать образами, логические рассуждения - как способность рассуждать и делать умозаключения, а рефлексия - как умение заниматься самоанализом. Операциями мышления в свою очередь считались обобщение, анализ, синтез, сравнение и классификация. Само же мышление в ассоциативной эмпирической психологии во всех его проявлениях сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого и впечатлений, полученных от настоящего опыта. Активность мышления, его творческий характер были основной проблемой, которую (как и избирательность восприятия и памяти) не могла решить данная теория. Поэтому её сторонникам не оставалось ничего другого, как объявить творческие способности априорными, не зависящими от ассоциаций, врождёнными способностями разума.